Как научить ребенка вести себя с незнакомыми
Интервьюер: Порт Амур

Как научить ребенка вести себя с незнакомыми

«Взрослые никогда не просят у детей помощи! Это первый признак опасности»

29 января 2024, 11:12
Опасные люди на улице, как правило, не выглядят как Бармалеи или драконы, у них нет крючковатых носов, подозрительного взгляда, нет. Они ничем не выделяются. Но как отличить обычного человека от злодея? Как защитить своего ребенка? Как научить его правильно вести себя с незнакомыми и знакомыми взрослыми? Как суметь донести информацию так, чтобы ребенок смог ее понять, осознать и применить в случае угрозы?

В возрасте 2-3 лет в жизни малыша появляются «чужие» взрослые. Приезжают дальние родственники, приходят друзья родителей, которых он никогда не видел. Ребенок очень часто прячется, не подпускает к себе, он еще умеет это делать. Но гости хватают его на руки, тискают, целуют, а родители начинают подталкивать малютку к общению и могут даже немножко ругать и стыдить: «Как так можно, это же такие прекрасные люди!» Так стираются личные границы ребенка, и он разучивается распознавать чужого и родного.

Вспомните свое детство, мы все через это проходили. Когда нас хватали на руки незнакомые взрослые, целовали нас прямо в лицо, это было не очень приятно. Эти люди могли по-разному пахнуть, могли быть для нас устрашающими. Поэтому если у вас сейчас есть маленькие дети, понаблюдайте за тем, как они медленно подступают. Отнеситесь к этому внимательно, дайте больше времени присмотреться и иногда не выбрать конкретного взрослого. Это первое знакомство, позвольте приближаться так, чтобы взрослый это уважал. Это очень важный момент.

Почему сплошь и рядом происходят похищения, дети теряются? Зачастую они не умеют звать на помощь, у них заблокирован крик. Потому что в нашей культуре не принято шуметь и громко кричать, особенно на людях. Обычное дело, когда мама, папа и даже посторонние одергивают ребенка, стыдят, вызывают чувство вины, говоря: «Что разорался?! Не ори! Такой большой, а так себя ведешь!» Тогда ребенок разучивается кричать. 

Крик необходимо тренировать. Для этого можно попросить ребенка кричать так громко, чтобы вы слышали его, находясь за углом дома. Нужно спокойно проговаривать: «Ты кричи, пожалуйста, если вдруг не увидишь меня рядом. Это очень важно для нас и для твоей безопасности». Затем в торговом центре или на детской площадке отойдите, например, за столб и обратите внимание на реакцию вашего чада, когда он потеряет вас из виду. Он замирает в страхе, в ужасе, в переживании, озирается по сторонам и испуганно смотрит. И будет хорошо, если он начнет истошно вопить. Очень важно, чтобы ребенок умел выделять из себя крик, тогда и в опасной ситуации он сможет это сделать. Это прекрасный навык, который спасет, поможет вам в трудной ситуации.

В детском возрасте сильно развит исследовательский интерес. Но страха еще мало, нет умения прогнозировать последствия своих решений и выборов. Поэтому с 4-5 лет нужно начинать знакомить ребенка с вероятными исходами. У общественного объединения «Лиза Алерт» есть серии видео о том, как теряются дети и как их ищут. Их можно смотреть вместе с ребенком, а затем обсуждать, задавать вопросы: «Как думаешь, что малыш сделал неправильно? Как бы ты себя повел?» И объяснять: «Было бы хорошо, если бы малыш остался на месте. Как жалко, что он не умеет кричать или звать на помощь». Ваш ребенок должен понимать, почему вы обсуждаете эту тему, говорите прямо и спокойно, не запугивая: «Я волнуюсь, ты доверчивый у меня».

Важно помнить, что дети учатся, как себя вести с другими людьми у нас, у взрослых. Они смотрят, наблюдают за нами, как только начинают распознавать другого как другого, а не как продолжение себя. Мама и папа могут быть очень добрыми, откликаться на любую просьбу о помощи, помогать нести сумку бабушке на улице. В детском подсознании устанавливается правило «Не оставлять незнакомца в беде». Это может не вызывать никаких опасений, но ребенок должен знать про другую сторону. Бабушка не может обратиться к нему на улице с просьбой помочь донести сумки. Если ей тяжело, то малышу и подавно! Объясните, что в таком или похожем случае можно обратиться к рядом стоящему взрослому: «Не могли бы вы помочь? Бабушка просит донести ее сумку, а мне мама запрещает». Это не будет считаться слабостью или трусостью. Вам обязательно нужно донести одну очень простую вещь: незнакомые взрослые люди никогда не просят у незнакомых детей помощи и не делятся с ними ничем. Это первый признак опасности. Не обязательно быть вежливым с незнакомым взрослым, вообще лучше с ним не разговаривать и на просьбы отвечать прямо: «Мне папа и мама запрещают!» Это не хамство, это нормальное, здоровое поведение. Взрослый человек, у которого нет злого умысла, сразу поймет, отойдет и не будет обижаться. Если человек задумал что-то противоправное, он продолжит уговоры.

Очень часто дети уходят с соседями, или теми, кого они знают, как им кажется. Знакомые взрослые тоже не просят помощи у детей! На такой случай научите ребенка игре в шифрование, он с удовольствием включится, и это будет очень полезно. Необходимо выучить кодовое слово, оно должно быть необычным. Это должно стать вашим секретом, о котором нельзя рассказывать никому. Если члены семьи захотят что-то передать, то, кто бы ни подошел, он обязан сначала сказать кодовое слово, а затем передать информацию. Только в этом случае малыш может пойти со «связным».

Иногда родители решают проверить, пойдет ли их чадо за незнакомцем. Подговаривают человека, рассказывают, чем малыша можно увлечь: котятами, конфетами, игрушками. У каждого есть своя тонкая слабость. Это опасная тема. Делать это можно, но так, чтобы вы ни в коем случае не были раскрыты. Это должно остаться навеки вечные вашей собственной тайной. Иначе можно потерять доверие ребенка, или еще хуже. Если малыш узнает, что вы его проверяли, он опять пойдет за незнакомцем, подумав, что это очередные «учения», и опасности нет. Не рискуйте. Это как сказке «Мальчик, который кричал: «Волки». Деревня прибегала на помощь несколько раз, а когда на самом деле напал волк, никто не пришел, решив, что мальчишка опять обманывает.

В 9-10 лет ребенка могут взять на слабо, он не захочет быть трусом или слабаком и проигнорирует опасность. Может подбежать злоумышленник и впопыхах начать говорить: «Скорее, твоей маме плохо, она не может тебе позвонить, срочно сказала тебя привести!» Это очень тревожная информация, и ребенок на эмоциональном подъеме может не успеть сориентироваться. Про это с нужно напоминать все время: «Если что-то произойдет, у меня есть телефон твоего классного руководителя (соседки или кому вы доверяете), я свяжусь с этим человеком. Никогда не доверяй незнакомым людям. А если кто-то другой сообщает тебе что-то страшное, перезвони мне».

Уважаемые родители, вы должны доверять вашим детям и одновременно знать, что их окружает, что их интересует. Знать, с кем дружат, где они гуляют. Знать фамилии, имена друзей, и их телефоны. Всегда верьте своим детям, что бы они вам ни рассказывали. Многое зависит от того, какой отклик на свои поступки и слова находит ребенок в семье. Он должен знать: что бы он ни рассказал, он получит в семье полную поддержку. Поменьше вините, стыдите и пугайте ребенка своим отвержением, нелюбовью, оценками. «Я люблю тебя любого», — фундаментальный принцип, на котором должны строиться ваши отношения.