Блоги

Что нам стоит мост построить?
2 0

Вчера в нашем городе состоялось историческое событие, масштаб которого ещё только предстоит осознать со временем. Событие это пусть и не встанет в один ряд с такими выдающимися вехами как Айгуньский и Пекинский договоры, но свой след в истории региона несомненно оставит: 24 декабря 2016 г. началось строительство моста через реку Амур, который соединит Россию и Китай.

Для меня этот вопрос имеет ещё и личный интерес, ведь именно по этой теме я писал свою выпускную дипломную работу в университете. Помню, в комиссии у нас председательствовал один профессор из МГИМО (фамилию, к сожалению уже не вспомню), специалист по мировой экономике, который прямо на защите устроил небольшую дискуссию на тему долгостроя. Экономисту было трудно понять, почему при наличии объективных, казалось бы, предпосылок для строительства моста его не было. Уверен, этим вопросом задавался не только он.



За время изучения этой темы каких только мифов не удалось собрать для коллекции. Вот лишь краткий список:
"Жёлтая угроза, китайцы хлынут по мосту, заселят Дальний Восток и Сибирь в придачу. Вы только сравните плотность населения!", "Строить мост нельзя из-за военной угрозы. Китайские танки за считанные минуты пересекут реку по мосту и сметут всё на своём пути", "Зачем строить мост? Кроссовки возить что ли?" ...

Были также и аргументы "в пользу" строительства: "
Мост строится, чтобы передать Амурку Хабаровску", "Мост будут строить, потому что есть секретные протоколы 2007 г., по которым Дальний Восток будут плавно заселять китайцами", ну и классика жанра "Будут строить, чтобы пилить".

Знаете, если у нас такие инфоповоды на Дальнем Востоке вызывают улыбку или обсуждаются на уровне комментов, то на западе страны такая точка зрения вполне себе укоренилась, а иногда и специально подогревается средствами массовой дезинформации. Имею в виду "жёлтую угрозу". Существует ли она объективно? Вряд ли. Зато в информационной среде может являться средством манипуляции, чтобы препятствовать развитию российско-китайских отношений в интересах атлантизма, с одной стороны. С другой 一 возможность давить на эту болевую точку и обращать внимание центральных властей на проблемы Дальнего Востока. Ну, и в третьих 一 жаркий повод для СМИ создавать на этой почве контент.

Истории с мостом (как в книгах о мушкетёрах) вот уже больше 20 лет. Первый документ был подписан ещё в 1995 г. В 1996 г. появилось соглашение между Минтрансом РФ и Министерством коммуникаций КНР о затратах, а уже через год 一 о пересечении границы строителями моста, спецтехникой и т.д. Затем переговоры зашли в свой первый тупик. Достаточно вспомнить те события, которые происходили в 1998-99 гг. в нашей с вами стране, и причины станут ясны. Вообще, этот период для российско-китайских приграничных отношений чрезвычайно интересный и непрозрачный. Переговоры с китайской стороной проходили на фоне перевыборов Б.Н. Ельцина на второй срок, подписании соглашений о демаркации нашей границы (и передачи части территорий в одностороннем порядке), конфликтов с губернаторами Наздратенко и Ишаевым, которые отстаивали дальневосточную землю.



Новый виток переговоров выпал на середину “нулевых”, когда в 2004 г. конечным пунктом длительного процесса демаркации границы между РФ и КНР стало подписанное президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе. Его мы разберём в одном из следующих постов, так как тема демаркации действительно интересная, а сейчас лишь отметим, что в 2005 г. руководители России и Китая взяли курс на сотрудничество и добрососедские отношения друг с другом, устранив последние территориальные споры, могущие всерьез испортить отношения между двумя континентальными странами и привести к конфронтации, которая находится в интересах атлантистов.

Как этот вектор отразился на Амурской области? В 2005 г. была сформирована рабочая группа, а областной администрации поручили составить ТЭО инвестиций на строительство моста. Уже в 2006 г. ОАО "Гипростроймост" разработало это самое технико-экономическое обоснование и направило его в Минтранс.

В 2007 г. стороны согласились с необходимостью ускорения работы, сформировали экспертные группы, в 2008 г. повторилось то же, что и в 2007 г. В 2009 г. инициативу Правительства Амурской области направили снова в Минтранс (И.Е. Левитину), чтобы включить строительство моста в федеральную программу, а в Минрегион (В.Ф. Басаргину) выслали просьбу поддержать проект. Итог вы знаете. По крайней мере, видели до вчерашнего дня. Здесь проект зашёл в свой второй тупик. Или нащупал новое дно, кому как больше нравится.



В целом, амурчане всегда искали поддержку на федеральном уровне. В одной из пояснительных записок, которая попала мне на глаза, так и сказано прямым текстом:
"Учитывая низкий уровень доходов областного бюджета, не позволяющий самостоятельно осуществлять масштабные инфраструктурные проекты, а также отсутствие возможности финансирования данного объекта из федерального бюджета, Правительство области рассматривает возможность использования частных инвестиций для строительства моста."

В чём причина таких проволочек, спросите вы. Однозначного ответа здесь нет, спешу вас обрадовать. Ситуация запутанная, сами видите. Однако, можно с большой долей уверенности назвать три основных момента.

Первый момент 一 политический. Мне выпала возможность ознакомиться с документами переговоров с Минтрансом 2000-х гг. С нашей стороны предпринимались неоднократные попытки войти в ту или иную целевую программу, но налаженного контакта не было. Ходили также слухи о лоббировании как на региональном уровне (Владивосток, Хабаровск и Биробиджан не очень заинтересованы в постройке моста в Амурской области), так и на местном уровне. Как бы то ни было, логистическая связь двух стран 一 это очень серьёзный шаг навстречу друг другу, это поворот политики России на восток, выстраивание нового континентального сотрудничества. И это, в первую очередь, результат независимой внешней и внутренней политики стран. Вполне вероятно, что были силы противоборствующие этому как внутри России, так и за её пределами. Расстановка сил начала менять к 2013-2014 гг. и, как следствие, работы над проектом русско-китайского моста активизировались.

Второй 一 информационный. Наш мост 一 это очередной шаг для сближения двух континентальных держав в рамках китайского проекта "Один пояс и один путь" и русского "Большая Евразия", это укрепление позиций евразийства, чего наши партнёры атлантисты и их сторонники внутри России не могут допустить, ведь по их замыслу пространство Евразии всегда должно было разделяться и сталкиваться, а не консолидироваться. Отсюда и вбросы о "жёлтой угрозе", идея которой прочно засела в головах не только населения, но и некоторых наших нерадивых аппаратчиков.

Третий, самый насущный и сложный 一 денежный. Это также тема для отдельного большого поста, мы её вынесем за рамки текущего текста и обсудим отдельно. Сейчас обозначим лишь основные тезисы.

Как вы могли заметить, финансирование инфраструктурных проектов в нашей стране происходит в рамках различных целевых программ при поддержке федеральных средств. Часто можно слышать, что для какого-то проекта привлекаются иностранные инвесторы. Очень много разговоров ходит вокруг инвестиционного климата страны, который, как нам говорят, является отражением экономики, открытости, прозрачности и т.д. Даже с университетской скамьи преподают догму о ПИИ как о единственной панацеи для России. Всегда был интересен вопрос: почему Центральный Банк не может выпустить определённое количество денег, которое будет сразу же направлено через коммерческие или государственные банки на воплощение нужного инфраструктурного проекта. Например, на строительство моста, завода, стадиона. В таком случае баланс денежной массы и обеспеченности её материальными благами сохраняется.

Такое целевое вливание влечёт за собой создание рабочих мест, выплату зарплат за реально созданные активы, налоговые поступления, развитие социальной сферы вокруг инфраструктурного проекта и, наконец, как итог более диверсифицированная экономика с разнообразной инфраструктурой. Такой опыт совершенно спокойно применяют так называемые развитые страны и совершенно не стесняются. Что же у нас с эмиссией рубля? Где наши деньги на наши мосты, фабрики и заводы? Постараемся дать ответ в двух абзацах.

Дело в том, что эмиссию рубля, согласно закону, осуществляет только Банк России. И он же, согласно тому же закону, не может давать кредиты государству. (Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации”,
Глава IV, статья 22)
Как же осуществляется эмиссия, как рубли вводятся в обращение?

Очень просто — путём покупки иностранной валюты на бирже. Иными словами, иностранная валюта попадает в страну только через биржу, помещается в резервы ЦБ, и соответствующее количество рублей «впрыскивается» в российскую экономику. Соблюдается некий негласный паритет между количеством долларов в золотовалютных резервах и количеством рублей в экономике. Любая страна — член МВФ, в том числе и Россия, обязана обеспечить одномоментный обмен всего объёма своей национальной валюты на доллары из собственных золотовалютных резервов. В итоге денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в резерве Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей.

Второй момент, это ставка рефинансирования для использования этих самых рублей. Сейчас она составляет 10,00%. Это тот процент, под который ЦБ кредитует коммерческие банки. Те, в свою очередь кредитуют бизнес. Например, в Сбербанке минимальная ставка да ещё и при наличии залога составляет 14,5%. По факту — намного выше. Что касается крупных инфраструктурных проектов, то здесь кредитование осуществляется на особых условиях. Вот и получается, что денег нет.
Вернемся к нашему мосту. Позже обязательно будет отдельная статья про Центральный Банк, бюджетное правило и прочую скучную экономику. Зато постараемся сделать с инфографикой. А пока давайте насладимся моментом. Всё-таки ждали строительства моста мы с вами 7849 дней.



В совокупности, все три проблемы — политическую, информационную и денежную мы можем объединить и назвать центробежной силой, которая отдаляла день начала строительства моста. Но были и силы центростремительные, которые в итоге оказались сильней.

В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин анонсировал свою концепцию “Один пояс и один путь” — масштабные логистические цепочки, которые охватывают большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе новые экономики, и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты. Как отмечал председатель Си «”Один пояс и один путь“ будет не соло Китая, а настоящий хор всех стран вдоль маршрутов проекта». Успешное продвижение внешней политики по отношению к соседям создает благоприятную среду для развития Китая, а мирное развитие Китая, в свою очередь, будет приносить большую пользу соседним государствам и вместе с ними реализовать совместное процветание.

Именно этот вектор, обозначенный Китаем в совокупности с концепцией “Большая Евразия”, которую предложил В. Путин, а также общая тенденция по сближению наших стран и созданию многополярного мироустройства вылились в строительство моста через Амур около Благовещенска. Это лишь крупица в тех глобальных сдвигах, которые происходят. Но тем не менее мы оказались в центре мировой политики. Наверное, это трудно осознать, но это так.

Строительством займется совместная российско-китайская компания. После завершения всех работ пограничный мостовой переход станет собственностью Амурской области и провинции Хэйлунцзян с разграничением права собственности по линии российско-китайской границы. С российской стороны учредителем проекта является компания «Мост», по ОГРН 1142801008239 вы можете сами убедиться, что полноправным владельцем компании является Амурская область. Кредит, который удалось получить в китайском банке на российскую часть моста, будет возвращаться с за счёт взимания платы за проезд. Если всё действительно так, то такая форма инвестиций это большая удача.

Будем надеяться, что строительство пройдёт в срок, а нам, дорогие земляки, предстоит ещё много работы — каждому в своей сфере для развития области. Когда создаётся расстановка сил, тогда и появляются на свет отличные проекты, а нам нужно быть сопричастными всему, что творится вокруг. Как минимум, на информационную и политическую сферу мы вполне можем повлиять. Как минимум, мы можем быть готовыми к меняющейся в лучшую сторону ситуации, работать на благо региона и обращать внимание на действительно значимые события, а не на выходки депутатов или пустые перепалки в социальных сетях. Восточный ветер уже подул.
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
26.12.2016 09:26:00
0 0
если китайские танки пойдут по мосту?этот вопрос продуман,в охранники будут приниматься деды у которых маленькая пенсия и жизнь ему недорога в будке охранника будет висеть пояс с гранатами и когда пойдёт колона он его надевает и со словами-нахрена такая жизнь-бросается под танк!!!загораживаю и выигрывая время для оперативного развёртывания,этих как они-вспомнил пушек.а пока танки не пошли,то им к зарплате будут доплачивать целую тыщу,и того шесть тысяч в месяц-будущему кавалеру ордена :evil:
26.12.2016 16:07:00
0 0
про каренси борд понятно, и это бич полуколониальных экономик, но...
1. На каких условиях привлекается китайский кредит, и почему для этих целей не использовать средства внутреннего рублёвого займа, но минуя банки и под гарантии правительства?
2. Какие предприятия будут выстроены в России для строительства деталей конструкций моста?
3. Каким образом могли бы в дальнейшем функционировать заводы, которые были бы построены под объёмы строительства этого моста, с учётом того, что нам предстоит строить второй мост через Зею?
4. Какова ожидаемая структура экспорта в Китай, и каким образом этот товар будет востребован "мировой фабрикой"? Мы будем экспортировать сырьё или "полуфабрикаты" в виде, например, напиленных досок, но не конечный продукт?
5. Почему Китай должен будет приобретать нашу продукцию?
26.12.2016 20:28:00
0 0
Роман Санжаревский
А это кто ещё, нахрен, такой?
27.12.2016 18:56:00
0 0
Всё ясно, очередной никто.
26.12.2016 21:38:00
0 0
Роман, напишите своё мнение - скажется ли строительство моста положительно на жизни амурчан, и почему?
27.12.2016 08:53:00
0 0
Аки дети малые ?
У нас в районе станции Березовка ? строится газоперерабатывающий завод фирма "Сибур" (единственный аналогичный красноярский морально и технически устарел) на котором будут выпускать искусственный каучук вся продукция нацелена на экспорт в Китай то есть нужна транспортная инфраструктура (они там из этого каучука нальют нам фальшивых подошв "найк","Адидас" ,нашьют кроссовок,нальют шин "мишлен" и прочих известных фирм и обратно нам готовой "продукцией" впарят),вот и начали мост спешно строить, Сибур как никак принадлежит дочке Екатерине и зятю Путина Шамалову тут чиновникам и правительству хочешь не хочешь, а раскорячишься ,а вы ковырясь в носу в том числе и автор думают инвестиции ,забота о людях?)
Со стороны космодрома ядовитый гептил будет на Благовещенск лететь, с другой стороны со стороны каучукового завода вечный запах палёной резины, с Китая песчаные бури ,не жизнь а сказка ?!
27.12.2016 17:47:00
0 0
давайте перейдём на лошадь-воздух будет обалденный,Амурку превратим в Рай,земля прокормит,дикие животные оденут нас,алкоголю скажем нет,сексу-да.Как хочется пожить в РАЮ :|

Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 786 След.