Авторские куклы амурчанки нашли свой дом в Великобритании

Марина Комадей
мастерица
05 июня 2015
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Бывшая амурчанка Марина Комадей перебралась в Питер и занялась необычным делом — созданием кукол. Когда-то Марина получила художественное образование, однако о куклах не помышляла — работала дизайнером в рекламном агентстве. Затем обстоятельства сложились так, что ей вместе с семьей пришлось уехать в Санкт-Петербург. Почти сразу появилась и ее первая кукла. С тех пор прошло два года, а ее творения уже завоевывают сердца коллекционеров и обычных людей. Мишки и зайки с детскими лицами разлетаются по всему свету. О том, как мастер полюбила кукол, есть ли у них душа и как покупатели переделывают интерьер под стать новой игрушке, Марина рассказала корреспонденту ИА «Порт Амур»



— Марина, вы говорите, что никогда не думали о куклах, как же так получилось, что вы все-таки начали их мастерить? 

— Практически сразу после переезда появилась моя первая кукла, она была из запекаемой полимерной глины, продавать я ее не собиралась: делала для себя, чтобы отвлечься и как-то развеяться. У нее было много недостатков, и я думала, что на этом закончу эксперимент, но тогда еще не знала, а теперь знаю: куклы затягивают. 



— Вы как-то заранее продумываете образ будущей куклы или это происходит спонтанно? Считаете ли вы, что у них есть душа?

— Для меня вопрос о том, есть ли у кукол душа, не возникает. Там не только душа, там еще и такие характеры бывают! Планируй не планируй образ, кукла решит по-своему. Иногда ну вот не хочет она этот наряд, а хочет «то, не знаю что». И приходится ранним субботним утром поднимать мужа, чтобы ехать «туда, не знаю куда», а точнее, на блошиный рынок за старинными тканюшками-кружавчиками-бижутерией. Я никогда заранее не рисую эскизов, образ постепенно складывается у меня в голове по ходу рождения новой куклы. Никогда не знаешь, что пригодится, поэтому дома балкон и кладовая завалены баулами с тканями, рулонами бумаги, кукольными коробками с различными сокровищами. 



— Кстати о семье, они все вам помогают или только муж может отправиться «туда, не знаю куда»?

— Вся семья с азартом подключилась к кукольной жизни: мама помогает в плетении трессов из волос и ищет по знакомым винтажный плюш и бархат, папа раздобыл сверлильно-полировальный инструмент, дети помогают советами, муж делает подставки, отправляет посылки покупателям и, если мне надо купить всего один маленький фермуар для кукольной сумочки на другом конце города, везет туда без проблем. Со временем покупатели появились, хотя изначально цели продать кукол не было. 



Выставила первых кукол на интернет-площадке, довольно длительное время они там провисели без особого внимания, а потом потихоньку их стали разбирать. Судьбу всех своих кукол отследить не получается, некоторых уже перекупили, но по нашей стране география продаж обширная — от Москвы до самых окраин. За границу тоже отсылала несколько раз, в основном это Прибалтика и Украина. Одна кукла в Великобритании. Со многими покупателями я поддерживаю общение, многие делают повторные заказы. Некоторые даже ради моих творений меняют интерьер в доме, одна девушка заказала из Лондона синие шторы!



— А сколько стоят ваши куклы и из чего складывается их стоимость?

— Во сколько обходится кукла, ответить сложно — делаются они из самых различных материалов.  Где-то девчонки старый хлопковый плюш подарят, а где-то и антикварную тесьму из Индии, натуральные камни и жемчуг приходится покупать. Если сравнивать, то от общей стоимости 50% уходит на материалы, 50% — работа. Иногда процентное соотношение меняется. Самая дешевая кукла была в районе 2 000 рублей, самая дорогая — 12 000. Считаю, это приемлемым. У любимых мною мастеров ценовая политика от 1000 евро, но я же понимаю разницу, поэтому на тот уровень забираться пока не пытаюсь, но и особых комплексов не испытываю. Да, у моих кукол есть недостатки, но есть также и что-то особенное, а не ошибается тот, кто ничего не делает. Сколько я сделала всего кукол, честно ответить не смогу, потому что я их не считаю. Вот сейчас посмотрела, есть 40 продаж с отзывами, но ведь я не всех кукол продаю, многих иногда просто дарю. 



— Расскажите поподробнее, как вы создаете кукол?

— Изготовление кукол я изучаю с помощью Интернета, хожу на мастер-классы, читаю книги. Вот сейчас мне дали на время книгу на немецком языке. В ней очень много картинок и выкроек кукольных шляпок. На создание одной куклы уходит разное количество времени, потому что все куклы разные. Есть куклы тедди-долл (это такие кукло-мишки на шплинтовых соединениях с меховым телом, ушками и лапками, но с человеческим лицом). Так вот, на тедди-долл я отдыхаю.



Она рождается легко, в перерывах между «сложными» куклами и просто под настроение. В среднем на нее уходит до 5 дней, все зависит от образа. На подвижную будуарную куклу нужно намного больше времени, от 2 до 3 недель, я ведь еще и на работу хожу в промежутках. Кроме того, что голову, руки и ноги нужно слепить, отшлифовать, расписать и зафиксировать, надо также сшить тело, сделать прическу, одежду, придумать аксессуары. Ну и самые сложные куклы — это куклы под антик или реплики. Пока у меня только одна такая, я ее делала почти 2 месяца и купили ее на следующий день, после того как она была выставлена в Интернете. Купила женщина из Хабаровского края, у которой в коллекции есть куклы очень известных мастеров с мировыми именами, это было неожиданно и приятно. 



— Кукла под антик? Что это за кукла такая?

— Делается она по всем правилам старинных кукол, я за основу взяла французскую куклу Брю. Для начала нужно отлить голову, руки до локтя и ноги до колена из фарфора, потом все это обжигается и готовится к росписи. Несмотря на то что «запчасти» сделаны по одним молдам, куклы у всех получаются абсолютно непохожими, это удивительно. После росписи головы в нее вставляются глазки. Глазки продаются различные, на любой вкус, но считается хорошим тоном, когда у куклы стеклянные глаза, а не акриловые. После того как голова готова, можно начинать сборку тела. Тело кроится специальным образом по старинной выкройке из натуральной кожи или хлопка. 



Параллельно с пошивом тела делается пейт (такая специальная шапочка под парик) и плетутся трессы (волосы). Трессы можно купить как готовые, так и сплести самостоятельно: берем стул ножками вверх, палочки, 3 суровые нити, все это натягиваем и плетем из тонюсеньких пучков нужную длину. Нудное занятие, но результат потрясающий. Такой волос можно чесать сколько угодно, он не лезет, парик получается очень густой. Перед сборкой тресса в готовый парик его желательно покрасить в нужный цвет и затем аккуратно отложить всю конструкцию, она крепится в последнюю очередь, когда кукла уже полностью готова.



— Какой трудоемкий процесс. А как вы подбираете и шьете одежду? Я обратила внимание, что на ней очень много разных мелких деталей. 

— Одевать куклу тоже нужно по всем правилам. У нее должно быть хлопковое ажурное белье, если она одета не в «бельевом» стиле, то обязателен корсет, а также платье, боннет, чулки, туфли или ботинки. Все это изготавливается и шьется из натуральных тканей, лучше всего винтажных, украшается старинным кружевом, цветами и различными аксессуарами. Если старинных тканей нет, можно состарить современные. Когда кукла готова, неплохо бы сделать ей специальную прочную подставочку, чтобы дама могла показать себя во всей красе.  



Подставочку я тоже не обхожу вниманием, декорирую ее, расписываю специально для куклы. Это необязательно, но я считаю это проявлением уважения к будущему владельцу моего творения. Затем надо сделать кукольный паспорт, где указываются параметры куклы, имя мастера и другая информация. При отправке кукла упаковывается и хотя главное тут хорошо и надежно упаковать, я все равно делаю специальную красивую коробку, всегда разную, с кружевами, цветами, лентами, потому что владельцу вдвойне приятно достать куклу из красивой коробки. Несколько раз покупатели писали, что, когда вытаскивали посылку из слоев бумаги видели коробку, у них возникало волнение, начинало стучать сердце и даже дрожать руки. 



Автор фото: Марина Комадей

Интервьюер: Вера Задерко