«Музыка — это бесконечный эксперимент»

Александр Кулак
лидер группы АзаZello
13 декабря 2013
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
С чем ассоциируется Амурская область у россиян, живущих, скажем, на западе страны? Скорее всего, с тем, что от областной столицы до Китая рукой подать. И еще, вероятно, с большим наводнением в свете недавних событий. Однако в среде российских и зарубежных меломанов, любителей сложной тяжелой музыки Приамурье чаще всего ассоциируется с творчеством прогрокового коллектива AзaZello из города Тынды. Группа существует уже 18 лет, и за это время успела побывать на гастролях в Норвегии, неоднократно выступала в Москве, «хедлайнерствовала» на крупнейших рок-фестивалях Дальнего Востока. Их альбомы издавались на лейблах во Франции, Италии, Америке. Всего на счету коллектива десять дисков, а в конце ноября вышел еще один — «МеgaDream». Это первый англоязычный альбом в истории группы. География новой пластинки впечатляет: в записи поучаствовали музыканты из США, Белоруссии, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хабаровска, Благовещенска и, конечно, Тынды. Корреспондент «МК на Амуре» побеседовал с лидером группы Александром Кулаком — о жизни, о новом альбоме и современных тенденциях в рок-музыке.

— Александр, история группы началась в 1995 году, коллективу почти 20 лет. Однако не покривлю душой, если скажу, что вы больше известны не в Приамурье, а на западе страны и за рубежом. Как так получилось?

— Действительно, много откликов и рецензий на наше творчество мы получаем от заграничных слушателей и музыкальных критиков из российских крупных рок-журналов. Хорошо, что у них была возможность услышать наш материал. А началось все так: в 1996 году на собственные сбережения купили четырехканальную порто-студию Yamaha (по тем временам очень даже приличную) и стали записывать песни. Гораздо позже, в 2000 году, нас заметил калифорнийский лейбл Moonchild Records, и альбом «Черный день», записанный и сведенный в Тынде на этой самой студии, вышел в Штатах. Через год французский лейбл Musea Records выпустил альбом «Ступени наверх». Это одна из крупнейших фирм, специализирующихся как раз на прогрессивном роке. Так наше творчество стало доступным для любителей этого жанра по всему миру.

Затем мы получили приглашение сыграть в Норвегии на одной сцене с такими мэтрами, как, например, Йорн Ланде (Ark, Masterplan). Вернувшись, выступили на московском фестивале интеллектуальной музыки In Prog. В 2003 году альбом «Крылья», уже изданный на московском лейбле Starless Records, переиздала итальянская компания Mellow Records. Предпоследний альбом «Преображение» был выпущен московским лейблом MALS Records в 2011 году. В общем, у меломанов были все возможности познакомиться с музыкой AzaZello.

MEGADREAM.jpg

— В конце ноября увидела свет ваша новая пластинка — «MegaDream». Диск также имеет международное значение, поскольку вышел не только на московском лейбле Metallizm Records, но и на американском Melodic Revolution Records во Флориде. Кстати, это первый альбом, в котором вся лирика на английском. Почему вдруг решили запеть на иностранном?

— Честно говоря, раньше я не задумывался о том, что мы будем записывать какие-то вещи на английском. Люблю родную речь всей душой и уверен: коли уж ты родился и живешь в России, то и творить нужно на родном языке. На том, на котором думаешь. Это как-то честней и органичней. Однако музыка — это бесконечный эксперимент. Друзья и поклонники группы давно говорили мне о том, что пора бы поэкспериментировать и в этом направлении. Несомненный плюс видится в том, что английский — это все-таки международный язык. Так что наши слушатели смогут понять все, что мы хотели донести в своих песнях.

Вообще, изначально вся лирика была написана на русском. Авторами текстов выступили поэт Дмитрий Босов из Белгородской области и амурская поэтесса, моя подруга Елена Войтенко. Только потом на английский их перевел израильский журналист Дмитрий Эпштейн, так что на англоязычной версии авторство за ним.

Скажу больше — русскоязычный вариант альбома обязательно выйдет, только позже. Немного изменится и музыкальная составляющая, так что это будет не совсем аналог вышедшей пластинки. Отмечу, что «MegaDream» посвящен памяти нашего барабанщика, нашего друга Владимира Демакова, который погиб в автокатастрофе в 2011 году. На диске можно услышать его партии — Володя записал их на все песни, кроме одной…

— Знаю, что над оформлением альбома трудился белорусский художник Эд Юницкий, который в свое время оформлял пластинки мэтрам жанра шведам The Flower Kings, а также австралийцам Unitopia, американцам Starcastle, англичанам The Tangent, итальянцам Moongarden и еще очень многим знаковым прог-группам. И тут в его послужном списке появляется русская команда, наши тындинские ребята. Как ты вышел на Эда?

— Все просто: мы с ним познакомились в интернете, а точнее в Facebook. Эд услышал нашу музыку, и она ему очень понравилась. Завязалось общение. Отправлял ему какие-то новые записанные вещи, свои задумки, а потом он предложил поработать над оформлением «MegaDream». Почему-то в нашем случае от денег он отказался, хотя расценки на его работу начинаются с тысячи долларов за самый скромный проект. Но все-таки мы потом решили вопрос по финансам. Мне просто жутко неудобно было из-за того, что он трудился, что называется, за интерес. Я выслал часть суммы, на этом и договорились. Оформление получилось прекрасным, фантазийным: такая нереальная космическая фантасмагория, пейзажи, как из сна. Одним словом — мечта, сновидение.

Кстати, благодаря Эду мы сменили классический логотип и название. Я уже давно думал о том, что название Azazello ассоциируется скорее с чем-то мрачным. Сразу идет отсылка к «Мастеру и Маргарите». Роман, безусловно, прекрасен, но персонаж Азазелло связан с дьявольскими силами. Это немного гнетет. И мы с Эдом подумали, что можно преобразовать написание лого на славянский манер, составить единое целое из двух слов: «Аз» и «Зело», то есть «я» и «сильно, крепко». Мне эта мысль показалась отличной. Строго говоря, название не поменялось, но приобрело совсем иной смысл... Кстати, Эд помог нам не только с артом. Благодаря ему у меня завязалось множество интересных знакомств. И результат можно услышать на альбоме! 

MEGADREAM2.jpg

— То есть как?

— Эд через соцсеть познакомил меня с американскими музыкантами — гитаристом Биллом Берендсом из группы Mastermind и басистом Керри Чиконе из группы Mars Hollow. Признаться, я уже очень давно слушаю и люблю музыку Mastermind, а возможность не только пообщаться с Биллом лично, но и совместно записать несколько песен стала для меня просто подарком! Он сыграл соло на двух композициях. Керри Чиконе сыграл на бас-гитаре в трех вещах. Разумеется, все партии были сочинены и записаны самими музыкантами в Штатах, а уже сводили их в России.

Юницкий также познакомил с замечательным клавишником, вокалистом, композитором, аранжировщиком Михаилом Огородовым. Все проекты, в которых он участвовал, я сейчас даже перечислять и не возьмусь — их много. Скажу только, что он играл с совершенно разными коллективами: и с «ДДТ», к примеру, и с Pierre Moerlen’s Gong. В одной из самых сложных композиций альбома «Carnal caravan» он исполнил соло на аналоговом moog-синтезаторе. Причем в этом месте изначально должен был записать гитару Валера Гаина («Круиз», Gaina), но он уехал на гастроли в Америку. Я отдал этот фрагмент Мише, и получилось, на мой взгляд, очень интересно и необычно. Да еще вперемешку с моей акустикой, флейтой и скрипками. Кстати, партию скрипки записывал наш вокалист Ян Женчак (экс-«Песняры»), он живет в Белоруссии...

— Так, стоп, стоп, стоп... География этой пластинки слишком стремительно расширяется. Надо бы объяснить читателям «МК на Амуре», каким образом экс-вокалист «Песняров» белорус Женчак оказался голосом альбома. 

— Собственно, Ян уже не в первый раз становится голосом АзаZello. В предыдущем альбоме «Преображение» он исполнил почти все композиции. Мы познакомились несколько лет назад. Знаменитые белорусы под руководством Леонида Борткевича тогда приезжали в Тынду на гастроли. Сейчас у него несколько ярких проектов: группы In search for, Яnkey. Работаем так же, как и с другими музыкантами, — удаленно по интернету. Ян записал для альбома и партии скрипки. Он попросил, мол, вышли песни, я все сделаю. И буквально за пару дней такую красоту создал. Получилось здорово, Женчак виртуоз просто!

А следующая остановка на карте AзаZello — Владивосток (смеется). Там живет моя приятельница Света Блюз, бывшая вокалистка наших друзей — благовещенцев «Купе». Света теперь поет в группе Gebeth Arts. И у них в составе совершенно нереальный клавишник, Алексей Телелюев. Он у нас солировал в одной из песен. Потом вошел во вкус и поработал еще над двумя композициями!

Сведение и мастеринг альбома делал хабаровский музыкант и звукорежиссер Александр Денежкин из группы Alt’era. И это еще не все музыканты, задействованные в записи пластинки. Сейчас, в век интернета, есть все условия, чтобы творить музыку с самыми разными талантливыми людьми.

Кстати, появилась довольно определенная тенденция. Сейчас многие команды работают с приглашенными и сессионными музыкантами. С этой стороны интернет, конечно, благо. А вот что касается продажи и распространения записей, тут все непросто. Теперь заработать на дисках стало очень трудно (и раньше-то было нелегко…) Все моментально сливается в сеть. На официальных сайтах лейблов можно скачать платно: 9 долларов на русском лейбле, 12 — на американском. А можно и бесплатно. Как выяснилось. «MegaDream» пираты уже качнули. Хотя это немного льстит — значит, есть спрос!

— Александр, ты в этот раз традиционно выступил главным композитором на пластинке?  

— В основном идеи мои, да. Но некоторые вещи написаны в соавторстве со старшим сыном Владимиром. Например, заглавный рифф к песне «Nothing but a shade» придумал именно Вова. Причем он просто взял буквально пару аккордов на клавишах, и так они мне запали в душу... Очень долго думал, примерялся, куда можно это пристроить и как развить. Но ничего не приходило. Спустя какое-то время мы всей семьей отправились отдыхать на Байкал. Наверное, там обстановка волшебная, особенная — располагает к творчеству. И именно на Байкале мне приснилось, как я играю этот рифф, приснилась мелодия, которая должна его сопровождать. И так бывает... Две инструментальные вещи на пластинке также написал Володя. Ему сейчас 18 лет, растет парень. И как музыкант — в первую очередь.

— Саша, еще я знаю, что и самый младший твой сынишка, полуторагодовалый Лева тоже поучаствовал в записи альбома... Расскажи подробней.

— Да, его «вокал» можно услышать в заключительной композиции «Run to parallel» . Специально принес из студии микрофоны, все настроил... Лев тогда был еще четырехмесячной крохой. Но просыпаясь по утрам, он не хныкать начинал, а весело «гулить» сам с собою, издавать какие-то совершенно невероятные по высоте дельфиньи звуки. И главное — все это выдавалось с определенной интонацией, настроением. Очень похоже на вокальную линию затейливой песни. И песня родилась. А моя жена Алена, которая часто появляется на наших альбомах в качестве бэк-вокалистки, исполнила чудесный вокализ. Получилась очень светлая, звенящая композиция... (Улыбается.) 
Интервьюер: Александр Барабанов