О курсах актерского мастерства

Елена Грачева
Заслуженная артистка Приамурья
16 марта 2016
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Первые уроки лицедейства прошли в Амурском областном краеведческом музее в начале марта. О том, пригодится ли в профессии менеджера актерское мастерство и что такое плейбек-театр, рассказала заслуженная артистка Амурской области Елена Грачева.

— Сколько вольных слушателей на сегодняшний день приходит на курсы?
— У нас ограниченное число участников — не более 20, но желающих было больше.

— Как вы преподаете актерское мастерство?
— По системе Станиславского. Так, как научили этому меня. То есть я передаю свои знания людям, которые желают учиться актерскому мастерству.

— Какие они ваши слушатели?
— Очень разные, непохожие друг на друга. Возраст от 23 до 65 лет. Большинство, конечно, девушки, но есть и мужчины, семейные пары и возрастные слушатели.

— Из-за такой разницы в возрасте приходится ли вам как-то перестраивать программу под них?
— Нет. Это они должны подстраиваться под меня. Они достаточно увлеченно и с интересом выполняют задания, которые я им предлагаю на уроках. Я думаю, что людям просто надоело лежать на диване, смотреть телевизор, ходить в рестораны и ночные клубы — как-то это все уже набило оскомину. А курсы актерского мастерства — это, на мой взгляд, умное развлечение.

— Какие задания ваши ученики должны воплощать?
— Задания я рассказывать не буду. Хочется интриги. Скажу только, что по системе Станиславского на каждом уроке мы изучаем один из элементов. Слушатели уже прошли освобождение мышц, дальше нас ждет психофизическое действие, затем — сценическое внимание, сценическая наивность, чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.

— Сколько длятся занятия и с какой регулярностью проводятся?
— Собираемся мы раз в неделю, по воскресеньям. Курс вмещает в себя десять занятий продолжительностью около двух часов.

— Елена, можно ли научиться чему-то за такой короткий срок?
— Конечно. Они явно станут более свободными, раскрепощенными, приобретут интересные знакомства. То есть они с толком проведут время.

— Давайте смоделируем ситуацию: пришел к вам на курсы, например, торговый представитель. Как он сможет применить полученные знания в своей профессии?
— Я думаю, что он будет более свободен в общении, сможет заинтересовать своих клиентов. Я делюсь со своими слушателями «золотыми правилами», которые выработала за годы работы в театре — это тоже должно помочь.

— По вашему мнению, люди, которые приходят к вам, зажатые?
— Это абсолютно нулевой класс актерского мастерства, и они ничего не умеют и не знают, но с удовольствием открывают в себе новые качества и грани. Думают, что никогда не смогут сделать чего-то подобного, но благодаря упражнениям они с удивлением открывают в себе новые возможности.

— А вам важно видеть результат своей работы?
— Я обожаю наблюдать эту метаморфозу!

— Это не первые ваши курсы. До этого они в другом формате проходили в Амурской областной филармонии. Расскажите об этом, пожалуйста.
— Конечно, это было другое. Сейчас у нас зарождается новое явление, новое направление — так называемый плейбек-театр. То есть игра назад. Это для всех, кто желает проявить себя по-новому, познать незнакомые ощущения. Это неклассический театр, в котором каждый участник может стать актером, драматургом, режиссером. Тема может быть абсолютно любой. Этот театр рождается сиюминутно: я рассказала то, что меня греет, какую-то историю, и тут же актеры разыгрывают ее. И рассказчик видит себя со стороны, ему может быть забавно, что его историю превратили в пьесу.

— Это ведь чистой воды импровизация. Как этому можно научиться?
— Этот театр только рождается, мы учимся ему. И мне это интересно, мне стало интересно жить! Но к плейбеку люди должны быть хотя бы чуть-чуть готовы. Не обязательно иметь актерское образование, даже наоборот — оно мешает, наверное.
Интервьюер: Евгения Манакова