«Островский — первый русский автор, который начал писать сериалы»

Роман Зареев
главный режиссер областного театра драмы
19 марта 2022
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Роман Зареев — новый главный режиссер Амурского областного театра драмы. Он — выпускник режиссерского факультета театрального института имени Бориса Щукина при академическом театре имени Вахтангова. В Благовещенск Роман Сергеевич приехал осенью прошлого года из Кинешмы Ивановской области, где почти 20 лет прослужил в Драматическом театре имени Островского. Как актер Роман Зареев участвовал в съемках фильма «Медиатор», в качестве художника-постановщика и декоратора работал в телесериалах «Солдаты», «Бандит», «Бессонница», «Перевозчик», «Степные волки», «Беглец». В театре же в качестве режиссера принимал участие в постановке многих спектаклей, среди которых «Мой бедный Марат», рок-опера «Юнона и Авось», «Ромео и Джульетта», «Двенадцать/17», «Афинские вечера», «Человек в пальто».

— Роман Сергеевич, вашей первой работой в амурском театре драмы стал Островский. Премьера спектакля «Женить бы Бальзаминова» прошла в феврале. Почему именно Островский?

— Автор прекрасен, время подходящее, ну и коллектив просто чудесен. Ну, а куда делись эти Бальзаминовы, мечты о хорошей свадьбе? По-моему, никуда. Зачем учиться, когда можно жениться?



— Эта постановка — это классический Островский? Вообще не отходили от текста? Или все-таки привнесли что-то свое?

— Какое я имею право дописывать за Островского. Он и так написал все, что нужно. Максимум, что мы делаем, это просто совмещаем сцены: например, не одна сцена, а в одной сразу три. Потому что мы сейчас живем в другом темпоритме, нежели в те годы, когда жил и писал Островский. Нет, можно, конечно, и не отходить от текста вообще, но тогда уж давайте делать четыре антракта, как положено. Чтобы человек приехал в театр и на полдня.

Кстати, мало, кто знает, задумывается, что спектакль-то наш состоит из трех произведений. Когда «на гражданке» меня спрашивают: «Что ты сейчас ставишь?», я говорю: «Бальзаминова», то обычно получаю в ответ: «Аааааа, женитьбу»… Так вот, нет такого произведения «Женитьба Бальзаминова» у Островского. Есть трилогия из трех разных произведений.

— Вы на Островском, можно сказать, собаку съели. В предыдущем театре, где вы работали, каждый сезон начинался с Островского…

— Это хороший опыт и замечательная традиция. Это не так просто: возвращаться к одному автору каждый год, пьес-то не так много. Но, во-первых, это интересно. Вы не обращали внимание, что Островский был первым русским автором, который начал сериалы писать? Серьезно, если внимательно почитать, у него персонажи часто переходят из одной пьесы в другую. Такой Бриджит и Джером Добсон того времени, да простят меня критики. А, во-вторых, Островский всегда актуален. Он честно рассказывает о сегодняшних проблемах. О том, как бабло побеждает добро. Нам сегодня все это понятно.

Вот взять, например, Бальзаминова. Да, он такой. Оглянитесь, такие люди есть. 



— Над чем еще сейчас трудитесь?

— На сегодня одна из важных задач — хорошо подготовиться к фестивалю «Территория детства», потом дальше пойдет «Амурская осень». Есть в планах приглашение режиссеров. Мы вместе с директором театра Татьяной Федоровной Бединой сейчас думаем над вопросом: «а дальше что?». Строим планы не на один проект, а глобально, на следующий год уже. Планов много.

— Как вам после Кинешмы работается в Амурском театре? 

— Есть такой вахтанговский принцип: автор, время, коллектив. Вот если все три составляющие сходятся, то спектакль получается. Для режиссера это главное. Здесь все складывается. Я же вижу репертуар театра, смотрю на коллектив. Здесь достаточно мощная, хорошая, сколоченная труппа. Я искренне надеюсь, что мы сработаемся и все будет хорошо.

— Свой путь в театре вы начинали как актер. Сейчас не возникает желания сыграть в спектакле, который ставите?

— Однажды мой педагог, художественный руководитель курса в Щукинском институте, сказал, что если вы пересели в это кресло, то и сидите в нем. Не надо уже лазить туда, за рампу, не раздражайте актеров своим присутствием на сцене, не надо. Обычно ничего хорошего из этого не выходит. Актеры начинают ревновать, актеры начинают косо смотреть, оценивать… Помните, как у Булгакова: «Каждый должен заниматься своим делом. В Большом пусть поют, а я буду резать кроликов. И никакой разрухи». Так вот. Я отвечаю за то, чтобы зритель посмотрел хороший спектакль. Актеры отвечают за то, чтобы показать зрителю хороший спектакль. И никакой разрухи.

— И никогда-никогда не возникает желания вернуться в актерство?

— Я свой выбор сделал. И сделал давно. И он осознанный, осмысленный, этот выбор. Ну зачем на сцене плохой артист Зареев? Может, неплохой режиссер Зареев как-то больше пригодится?

Фото: ТК "Город"

Интервьюер: «Порт Амур»