«Чудо крещенской воды — тихое чудо»
Интервьюер: «Порт Амур»

«Чудо крещенской воды — тихое чудо»

Мыслями о православном празднике поделилась жительница Благовещенска
20 января 2015, 18:21
Накануне, 19 января, в крещенскую прорубь окунулись 8,5 тысячи благовещенцев. Очереди выстроились не только у прорубей на Зее и Амуре, но и у городских храмов — желающие набирали освященную воду. Своими мыслями о православном празднике поделилась жительница Благовещенска Анна Лиманская.

Праздник Крещения Господня — один из двенадцати важнейших христианских праздников года. Про богословский его смысл немало и хорошо сказано на православных сайтах. Более практические его стороны (вода и купания) также известны и проговорены на сто рядов.

Скажу отсебятину, личное мнение. Думаю, каждый человек хотя бы однажды в жизни остро ощутил, как мир вокруг изломан, несовершенен, греховен, зол и вот-вот сорвется в пропасть. Взять нашу экологию, о которой так любили говорить в конце 90-х и начале «нулевых» — катастрофа катастрофичная, если будем продолжать в том же духе, ресурсы исчерпаются, а все жизненно важное загрязнится. Продолжаем в том же духе, но пока живем.

Взять наше общество с его не менее катастрофическим социально-экологическим расслоением, практически убитым институтом семьи, отсутствием смыслов и перспектив у молодежи. Уже, почитай, второй десяток лет внедряем патриотическое воспитание, ищем духовные скрепы, даем материнские капиталы, потому что понимаем: если будем продолжать в том же духе, останемся без людей. При этом продолжаем — может, не так интенсивно, как эти двадцать лет назад, но коренного перелома не было. И пока живем.

Взять наши отношения с самыми близкими и любимыми — сколько в них претензий, несправедливости, односторонних обид, срывания зла друг на друге, бытовых предательств! После каждой серьезной размолвки — кажется, все, дальше все, дальше уже не получится жить вместе, разговаривать, смотреть друг на друга. Но пока живем.

А почему, откуда это «пока»? Честный человек признается: не знаю, точно не от меня, я не становлюсь день ото дня лучше. Есть проблески и просветления и даже более-менее длительные периоды «хорошего поведения», но любая ошибка (а они будут) перечеркивает эти достижения и приводит в ситуацию «дальше все». Честный человек понимает: эти ошибки исправляются не нами. Чья-то невидимая рука тактично, деликатно и почти неощутимо сшивает разорванное, склеивает разбитое, врачует раны — конкретного Своего сына и дочки, и всего мироздания…

Крещение Господне — день, когда по молитвам верующих, вспоминающих это евангельское событие, Бог очищает всю воду на земле, возвращает ей первозданную чистоту и святость. И происходит это так же тактично, деликатно и почти неощутимо. Ему ничего не стоило бы очистить ее видимо, как бы отфильтровать, убрать все нефтяные пятна с поверхности океанов, растворить все пластиковые бутылки, которыми забиты наши реки, даже сделать так, чтобы из канализационных стоков забила питьевая вода: в конце концов, Он — Создатель, и для Него это — мелкие мелочи. Но Бог не насилует волю человека, не навязывает ему Себя, не пытается впечатлить его громкими чудесами.

Чудо освящения крещенской воды — тихое чудо. Ни искр от погружаемого в сосуд священниками креста, ни фонтанов до неба… Просто выпьешь из кружки глоточек, два, три, выльешь остатки на ладонь, умоешь лицо — и чувствуешь, что обновился, что в голове просветлело, что жить уже не так страшно и не так тошно. Можно, конечно, и в прорубь залезть. Но Господь — в веянии тихого ветра (3Цар. 19). Будет шумно снаружи и внутри — упустишь момент, когда действительно повеет.

Для людей, которые редко бывают в храме, праздник Крещения Господня — особенно большой праздник. Многие в этот день приходят «просто за водой», но «заодно» — исповедуются и причащаются Святых Таин, нередко всей семьей. Еще больше приходят «просто за водой», а пока ждут с бутылочкой или бидончиком своей очереди, «заодно» молятся, «раз уж пришли» ставят свечки о здравии и упокоении своих родных и друзей и как бы невзначай обсуждают со служителями храма те вопросы о вере, которые, возможно, у них назрели давно, но не было подходящего случая их задать.

Да, есть люди, которые приходят просто за водой, набирают ее на улице, в храм не заходят. Но что это за люди! Не только бабули, не только деловитые юноши в «Адидасе», не только семьи с маленькими детьми и не только хозяйственные старички с двадцатилитровыми бидончиками. Больше всего удивляют солидные мужчины в дорогих дубленках и с дипломатами, которые приезжают к храму на солидных машинах, а потом стоят в общей очереди, иногда минут по сорок, и не жалуются, и не перекладывают эту тягостную, в общем-то, обязанность по добыче святыни на своих подчиненных, младших членов семьи и т.д. «Просто за водой», говорите? Эта уличная очередь, в которой «нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного» (Кол.3:11), — тоже Церковь, просто та ее часть, которая в лингвистической теории поля Щура и Адмони называется «периферия»…