Объективности ради надо сказать, что Дальний Восток России в целом несколько беден на значимые культурные события. И когда такой провинциальный пессимизм сталкивается с мощно организованным культурным пространством в твоем вчера еще скучноватом городе… Первая мысль: откуда? Москва? Санкт-Петербург? С удивлением узнаешь – Владивосток.
Для деятеля искусств отдаленность от столиц обычно заканчивается в худшем случае одноплановой унылостью, в лучшем - подражанием классикам. Приморский художник Сергей Меренков, назвав свой стиль иронически философским примитивным реализмом, пошел от обратного: Владивосток - Москва - Париж.
Оставив арт-смыслы и технику живописи специалистам галерей, хочется сказать об ошеломляющем впечатлении от работ этого художника. Каким-то образом он сумел показать своим зрителям, что за примитивными концепциями обывателя лежит философия, которая позволяеткаждому человеку выживать, адаптироваться к недружелюбному миру, а иногда и…взлетать!
Для маленького человека - как для мотылька, ощущение радости полета важнее его высоты и дальности. Кажется смехотворной серьезность намерения взлететь на сооружении из палок и консервных банок, но другие средства могут быть недоступны всю жизнь, а лететь надо… («Мотылек», 2021 г.).
Когда в каменных колодцах городских дворов мало солнца, их жители спят или поворачиваются к телевизору – персонаж Меренкова встает на ходули («За хлебом», 2021 г.).
Группа искателей откровений у художника сидит под грушей – ведь, набив шишку Ньютону, яблоки сделали свое дело(«Познающие дерево по плодам его», 2018 г.).
Блаженством бытия веет от картины «Сиеста по-русски» (2017 г.). «И с нашими пустячными доходами можно жить и не париться», - словно написано на лице отдыхающего на чердаке мужичка с таким же ленивым котом на брюхе.
Современные люди больше готовятся к жизни, чем собственно живут: они копят деньги, тянут лямку быта, мечтают и… откладывают жизнь на потом. Но не таковы герои Меренкова. Многочисленные дырки и заплатки на их «костюмах» - следы глупых попыток жить. Но настолько ли глупых?
Преодоление мира подручными средствами – такой, на первый взгляд,иронический, а реально - практический посыл дает художник посетителям своих выставок. Посыл настолько интернациональный и общечеловеческий, что награждение его работ на выставках европейских столиц не могло не произойти.
Владивосток - Париж - Берлин - Амстердам - Милан - Москва - БЛАГОВЕЩЕНСК.
Весьма дорогой подарок амурчанам, на мой взгляд, сделали сотрудники Pushkarev artgallery, представив в Благовещенске работы художника Сергея Меренкова. Выставка ждет любителей изобразительного искусства как минимум до 15 января.