Профилактикой наркозависимости должны заниматься школы
Интервьюер: ИА "Порт Амур"

Профилактикой наркозависимости должны заниматься школы

Подростковый возраст — это время экспериментов
20 июня 2015, 11:15
Московский психолог Руслан Молодцов провел в Благовещенске семинар по профилактике и реабилитации наркозависимости. Профессиональные советы от него получили амурские медики, соцработники и педагоги. Мы поговорили с супервизором профессиональной психотерапевтической лиги РФ и членом Общественного совета при ФСКН России о том, как избежать наркозависимости у подростков. 

— Профилактикой наркозависимости должны заниматься образовательные учреждения, а не общественные организации. Это их прямая обязанность. После 1991 года социальной сфере в нашей стране уделялось мало внимания, не было никакой идеологии, и перед педагогами задачу профилактики никто не ставил. Максимум, что они делали, — плакаты ко Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Многие боятся проводить профилактические мероприятия, опасаясь, что для подростков это будет лишней рекламой наркотиков. В каком-то смысле они правы: если заниматься этим непрофессионально, так оно и будет. 

Здесь нужен грамотный подход. У каждой возрастной категории существуют свои потребности. Когда мы начинаем работать с 16-летними ребятами, мы, как собака, бежим за своим хвостом, поскольку заниматься профилактикой в это время уже поздно. Многие наверняка уже успели что-то попробовать, и им нужна реабилитация, а не профилактика. Работать со школьниками надо в возрасте 10-12 лет. Необходимо формировать референтные группы, выделять лидеров, которые потом, когда подрастут, будут взаимодействовать с более младшими ребятами. Получится что-то вроде пионерско-комсомольской системы воспитания. 

Подростки, с одной стороны, ищут авторитеты, а с другой — собственную индивидуальность. Также молодые ребята проявляют гендерную идентификацию. К примеру, мальчикам в этом возрасте нужен пример мужского поведения, нужна сильная мужская фигура для подражания и для осознания, кто они есть. Если же мальчик вырос без отца, могут возникнуть проблемы: он начнет искать гендерный образец в тех, кого посчитает сильными, и может ошибиться. Соответственно, специалисты-психологи и педагоги должны стать для школьников такими авторитетами. 

Конечно, институт семьи имеет значение в воспитании подростков, но ответственность лежит и на социуме. Подростковый возраст — это время экспериментов, когда ребенок начинает пробовать все новое. Чтобы он не пробовал наркотики, общество должно предложить ему альтернативу.