«У нас нет ни одного нового памятника, которым можно было бы гордиться»
Интервьюер: «Порт Амур»

«У нас нет ни одного нового памятника, которым можно было бы гордиться»

Тут еще живы советские устои — приоритетом пользуются члены региональных отделений союзов России
24 июня 2014, 16:50
В конкурсе эскизов на лучший благовещенский памятник труженикам тыла победа досталась жителю Омска Сергею Голованцеву, а второе место взял благовещенец Николай Карнабеда. Честно сказать, эта новость вызвала у меня не очень приятную ассоциацию.

Дело в том, что около двух лет назад я и несколько моих коллег пытались победить в конкурсе на памятник жертвам политических репрессий в городе Свободный. Тогда, не считая моего эскиза и эскиза трех моих коллег, в нем приняли участие 17 человек. Каково же было наше удивление, когда третье место с призовым фондом в 50 тысяч рублей досталось Николаю Карнабеде, а второе (внимание!) и первое места и в общей сложности 300 тысяч рублей — жителю Омска Сергею Голованцеву.

Минувший недавно конкурс 2012 года, да и чего скрывать, почти все областные и муниципальные конкурсы среди дизайнеров памятников вызывают один вполне закономерный вопрос: почему побеждают одни и те же? Или даже, почему одни и те же участвуют?

Тут еще живы советские устои — приоритетом пользуются члены региональных отделений союзов России. Именно Союз художников узнают о проведении нового конкурса, остальным же об этом не сообщается. В итоге в городском конкурсе участвуют всего несколько человек. Тут можно парировать, мол, конкурс-то профессиональный, в нем профессионалы и должны выигрывать! Но давайте честно посмотрим на то, что мы, жители города, в итоге получаем.

С памятниками у нас в Благовещенске не то что плохо, а скорее, просто скучно. Нет, не классика, а именно скука пробралась до двух самых главных составляющих скульптуры — формы и смысла. У нас нет ни одного памятника, которым можно было бы гордиться, который цеплял бы взгляд и, как любое гениальное произведение искусства, заставлял бы остановиться, задуматься, который затрагивал бы разные, в том числе противоречивые чувства.

Затронем памятники, появившиеся не так давно. Ни для кого не секрет, что в памятнике, изображающем пограничника и собаку, собака действительно вышла хорошо. Хорошо получилась винтовка и пограничный столб, а вот с самим воином беда — чтобы заметить нарушение пропорций тела не нужно быть художником, это видят и далекие от искусства скульптуры горожане.


Острой патологией страдает и герой памятника, посвященного основателям города. Святителя Иннокентия, сидящего неподалеку от графа Муравьева-Амурского, художник наградил длинными, нет, даже длиннющими руками. И если бы бронзовый Иннокентий решил подняться со своего креста, то его руки заканчивались где-то на уровне колен или даже немного пониже.


И форма и содержание страдают в изваянии на несколько миллионов рублей, посвященном жертвам политических репрессий, которое находится в сквере воинов-интернационалистов. Наваленные в кучу обломки гранита, вокруг — травмоопасные штыри, изображающие колючую проволоку и апофеоз — китайский светильник посередине!

Приятная новинка — памятник казакам-первопроходцам. Несущие позитивный заряд три казака удивительно пропорционально выполнены. Кирпич, стоящий рядом с ярмаркой так же вызывает улыбку, да и посвящен он историческому явлению и людям. А вот снегурочка ассоциируется с конкретной женщиной, мертвой женщиной… Лично я считаю, что этот памятник нужно было посвятить не только ей, но и другим уличным продавцам, дело которых живет до сих пор. 



Не могу не отметить и историю о семейной кабале, рассказанной с помощью памятника святым Петру и Февронии. Кстати, как сообщает «Википедия», в России находится порядка 40 таких памятников, как две капли воды похожих друг на друга. Однако, местный автор получил за эскиз памятника внушительную сумму, хотя, по сути, перерисовал то, что уже было. 


Итак, легенда. Тетка согласилась вылечить мужика от смертельной болезни при условии женитьбы. У мужика, предчувствовавшего скорую кончину, просто не было иного выхода. Если вы считаете, что я не прав — просто взгляните на памятник. Раз эти святые были счастливы в браке, то что ж у них лица такие унылые? Разве уныние является символом семейного счастья? Неужели рядом с загсом нельзя было поставить что-то более воздушное, радостное, даже страстное?

Конечно, можно было бы. Ведь у нас в области живут тысячи талантливых людей. Если бы о конкурсах объявлялось открыто, то в них участие принимали бы сотни эскизов. Выпускники АмГУ, амурского педагогического колледжа, преподаватели этих заведений, учащиеся художественных школ, даже простые школьники смогли бы проявить себя в таком важном деле.

Тогда наши памятники не были бы замкнуты только в жанре классической академической скульптуры, наш город мог бы гордиться и новыми формами, решениями. Приведу в пример эскизы того самого конкурса в Свободном. Победитель-омич представил эскиз, изображающий, как говорилось в описании, «четырех людей, подвергшихся репрессиям, но не «сложивших руки» и продолжающих борьбу за справедливость». На деле это были четыре человека, поднявших вверх кирку, лопату и еще какие-то предметы. Скорее, эти скульптуры подошли бы для памятника труженикам тыла.

А вот мои коллеги представили трехметровую бетонную ладонь, как будто бы от ветра прикрывающую свечу. Огонь свечи, кстати, хотели сделать сверкающим — он переливался бы благодаря граням и теплой золотистой подсветке. Однако, жюри, видимо, посчитало, что четыре человеческих фигуры и стела с голубями — это какой-то более необычный подход, памятников с изображением этой птицы нет нигде…

Шаблонность исполнения — второе имя наших памятников, фигуры старательно отливают из бронзы, в то время, как можно собрать их из множества мелких деталей, то есть, в жанре скрепарт. Или даже применить стимпанк — направление искусства, основанное на технологиях и механизмах второй половины XIX века.

Возможно, наши власти бояться, что памятники, выполненные в жанрах современного искусства, напугают нас — темных и забитых провинциалов. Но как говорил бывший ректор АмГУ Виноградов, для размножения саламандры нужна половая среда. Любовь к искусству не рождается вместе с человеком, арт-обьекты нужно показывать, тогда горожане будут развиваться душевно, а город, наконец, примет современный облик.