Благовещенец рассказал, как отстоял в суде свой затопленный дом и участок

Василий Бондаренко: «Когда судья вынес решение, мы просто ахнули» (видео)
17 июля 2014, 18:01
8145 2
Благовещенск, 17 июля, ИА «Порт Амур». Благовещенец Василий Бондаренко дошел до Верховного суда, чтобы защитить свои права. Дом жителя областного центра во время прошлогоднего наводнения затопили грунтовые воды и ливни. Многодетной семье пришлось поднимать полы в доме — воды было по щиколотку. Но, как оказалось, самым большой напастью была не стихия, а последовавшие за ней суды.


Семья своими силами начала строить новый дом на своем участке, отказавшись отдавать землю в центре города. В итоге ни жилье, ни деньги на его строительство взамен непригодного им не выдали. Благовещенской семье пришлось доказывать, что социальная помощь должна быть безвозмездной.

Все деньги в дом

Семья Бондаренко — двое взрослых и четверо детей — уже более полугода живет в пункте длительного пребывания в гостинице «Заря». В ноябре, когда стало холодать, в их старом доме жить стало невозможно, и люди переехали в предоставленное жилье. Но как только вода ушла, начали строить новый более подготовленный к возможным паводкам дом.

В настоящий момент рядом с небольшим домиком 50-х годов застройки высится двухэтажный коттедж. 


— Он построен на полтора материнских капитала — региональный и федеральный. У нас четверо детей, поэтому нам положено два маткапитала, — рассказывает Василий Бондаренко. — Сначала мы планировали сделать расширение и реконструкцию старого дома, но оформление документов тянулось три года. В итоге, когда в июне 2013 года мы получили документы на руки, вскоре начались ливневые дожди. Так совпало.

Взрослые вспоминают о наводнении, как о тихом ужасе, а дети — как о развлечении. Малыши плавали по двору на лодке, пока взрослые своими силами откачивали воду из дома. Крыльцо стало причалом.

— Когда нас начало топить, я обратился в МЧС. Первая машина приехала к нам через 5-7 дней после звонка. Откачали воду из дома и со двора и посоветовали вызывать помпу. Они тоже приехали через неделю, один раз откачали. Потом вновь прошел сильный ливень, и вода еще выше поднялась. После этого мне сказали: «Извините, мы сейчас в город не выезжаем. Все наши сотрудники работают за городом — там ситуация сложнее», — вспомнил глава семейства.

Бондаренко на свои деньги приобрели три насоса и принялись день и ночь бороться с повышающимся уровнем воды. Первое время ее было по щиколотку. Потом пришлось поднять полы, чтобы можно было жить.


— Приходили комиссии, было обследование. Все фиксировалось. Когда в сентябре вода сошла, 21 числа я заключил договор со строительной организацией. Они начали работы. На тот момент не было еще постановления № 520, это никак не регулировалось, — уточнил Василий Бондаренко.

Сейчас в новом доме есть стены. Но жить в нем нельзя — ни окон, ни дверей, ни сантехники. Деньги от материнских капиталов, личные сбережения и компенсации закончились. Строители ушли, но обещали вернуться, как только пострадавшим дадут сертификат на возведение дома.

От городского до Верховного суда

— Когда мы были в ПВР (пункте временного размещения), нас стала приглашать администрация в гости, чтобы мы оформили отчуждение. Как раз вышло постановление губернатора № 520. Мы его прочитали и с ним не согласились. Там прописана только компенсация за дом, а у нас два вида собственности — на дом и на землю, — говорит Василий Бондаренко.

Мужчина посчитал, что компенсация идет из федерального бюджета, и, если людей признали пострадавшими, то компенсацию они должны получить в любом случае.

— Плюс в федеральных законах не написано, что человек должен что-то отдать, чтобы получить компенсацию. А в наших коридорах власти мне сказали, что есть постановление — значит, мы должны отдать наш дом и участок, — вспомнил мужчина.

Документы в городской суд семья отнесла 12 декабря 2013 года. Городской суд подтопленцев поддержал. Но вторая сторона конфликта подала апелляцию в областной суд.


— Мы думали, что выиграем областной суд. Когда судья вынес решение, мы просто ахнули — как так, нам отказали? Стали готовить апелляцию в Верховный суд. Здесь тоже был интересный нюанс. Мы подали документы в последний момент. Наши оппоненты этого не ожидали, видимо, и очень расстроились, что мы успели, — пояснил Бондаренко.

В Москву на заседание Верховного суда семья Бондаренко не поехала. 

— Судебное заседание проходило в Москве. Наши оппоненты взяли всего лишь кусок с определения ЧС федерального закона, который говорит, что подтопление — это всего лишь подтопление водами рек, и на этом играли. Я их спросил, разве подъем грунтовых вод не связан с подъемом рек? Мне ответили: «Нет, не связаны». Они сказали: «Мы признаем, что у вас дом непригоден. Но не из-за режима ЧС, у вас просто трубу где-то прорвало. Залило все, а вы сейчас хотите с нас денег стрясти», — описал пострадавший от паводка.

В итоге Верховный суд встал на сторону благовещенцев. 


— Мы очень долго ждали — почти месяц. Мы знали, что выиграли суд, но какое будет определение, не знали. В понедельник муж увидел на сайте суда. Мы так радовались. Дочка мне даже сказала: «Мама, ты радуешься, как ребенок», — поделилась эмоциями жена Василия Галина Бондаренко. 

Однако конфликт на этом не окончился: амурское министерство соцзащиты подало иск на администрацию города, чтобы признать акты обследования дома Бондаренко недействительными. Суд претензию истцов удовлетворил. Теперь у четы Бондаренко вновь намечается судебное разбирательство: они подали апелляцию в областной суд, чтобы опротестовать положительное решение городского суда о признании актов осмотра дома недействительными.

Единственный приемлемый вариант

— Взамен этого жилья нам предлагали квартиру на Тайване, где дома строит китайская компания. Мы туда с женой съездили, посмотрели. Нам не понравилось. Кирпич там красный, полуразваленный, — сообщил Василий.

По словам главы семьи, комиссия предложила еще один вариант — трехкомнатную квартиру в новостройке на Зейской — Калинина в 84 квадрата жилой площади. Однако семья отказалась, так как посчитала, что им недодали около 20 квадратов.

Площадь нового коттеджа семьи Бондаренко — 117 квадратных метров. В нем у каждого ребенка есть своя комната. Да и родители, по их словам, так спроектировали дом, что наводнение ему не страшно.

— Мы подняли дом больше, чем на метр. Сделали полуметровую насыпь из земли плюс еще полметра фундамента. Теперь, если придет наводнение, то к нам в дом вода зайдет, только если весь город затопит, — уточнил отец семьи.

В доме также предусмотрены два санузла, рабочий кабинет для отца, просторная кухня, совмещенная со столовой. 


— Площадь дома — 117 квадратов, плюс школа в шаговой доступности. Дети ходят туда сами, а ребенка я могу водить в садик. Конечно, если бы мы жили у реки где-нибудь, а нас затопило, то мы еще бы сказали «спасибо» и поклонились. А тут извините! Это наша собственность! — поведал Василий.

Чета Бондаренко не настроена переезжать и собирается дойти в борьбе за свои права на социальную помощь вновь до Верховного суда.

— Мы не хотим жить в коммунальной квартире. Наши дети привыкли жить на земле. Мы строим новый дом. Строим, как нам удобно, учитывая особенности каждого ребенка! — сказала супруга Василия.


Напомним:

Верховный суд РФ признал часть пунктов постановления губернатора Амурской области о мерах предоставления соцподдержки пострадавшим от паводка противоречащими федеральному законодательству. Как выяснила судебная коллегия по административным делам, амурчане не обязаны отдавать признанные непригодными после наводнения участки и дома государству взамен на новое жилье. Дома должны предоставить им безвозмездно без отчуждения их собственности.

Сюжет о борьбе Василия Бондаренко за свои права смотрите на телеканале «Свой» в 19:00, 20:30 и 23:00.
Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа