Приамурье на 7 месте по популярности госуслуг через Интернет

Корреспондент ИА «Порт Амур» выяснял, сколько зелени — как природной, так и в кошельках — сохранят амурчане, если откажутся от бумажных счетов и справок
03 августа 2015, 11:03
1992 4
По приблизительным подсчетам экологов, даже небольшое предприятие в год губит как минимум два дерева на свои канцелярские нужды. На бумагу, краску и доставку уведомлений тратятся миллионы. Когда Россия, и Амурская область в частности, перейдут на электронный документооборот? И как каждый из нас может экономить ресурсы в мелочах?

Сколько мы тратим?

По данным ресурсоснабжающего предприятия «Амурские коммунальные системы», в месяц жители областной столицы получают 70 тысяч квитанций для оплаты расходов за воду и тепло. На канцелярию, а также доставку счетов потребителям организация тратит больше миллиона в год. 

— Доставка одной квитанции стоит 1 рубль. Получается, в месяц на услуги курьеров у нас уходит 70 тысяч рублей, — подсчитывает советник главного управляющего директора АКС Андрей Маслов. — 140 рублей — пачка бумаги. Это еще 20 тысяч рублей. Плюс расходы на краску. Итого: ежемесячно на уведомление потребителей о задолженности мы тратим около 100 тысяч рублей. 

Помимо бумаг от ресурсоснабжающей организации, каждая благовещенская семья получает отдельные квитанции за электричество, содержание жилищного фонда и капитальный ремонт. Некоторым приносят и еще один квиток — для оплаты за газ. Получается 4-5 листов в каждую квартиру. 

Амурское управление федеральной налоговой службы приводит свою статистику: в октябре 2015 года жители нашего региона получат 350 тысяч сводных налоговых уведомлений. Компания «Ростелеком» за 2014 год доставила амурским абонентам 1,5 миллиона бумажных платежных документов. А благовещенская Госавтоинспекция уже с начала года направила  нарушителям порядка 15 тысяч бланков о штрафах, зафиксированных приборами фото- и видеофиксации. 

Исходя из расчетов АКС, приблизительная стоимость одной квитанции (с учетом издержек на бумагу, краску и доставку) — больше 1,4 рубля. Вот и считайте!

Бумажный документооборот наносит и весомый урон природе. По информации интернет-источников, для изготовления тонны бумаги (или 30 тысяч ученических тетрадей) расходуют 5,6 кубометра древесины. Портал lenta.ru в 2008 году опубликовал результаты исследования крупной экологической организации PayItGreen Alliance: в год жители США получают 26 миллиардов бумажных счетов и уведомлений и заполняют 9 миллиардов платежных поручений. На это расходуется 9 миллионов деревьев, а также почти 342,5 тысячи тонн бумаги и 1,9 миллиарда литров топлива. 

Как работает электронный документооборот

Система «электронного государства», которая позволяет человеку отказаться от бумажных носителей, получая электронные документы и счета, широко популярна за рубежом. 

— В Эстонии все государственные и некоторые другие услуги можно получить при помощи ID-карты. Карта содержит данные, которые могут понадобиться при оказании услуг. Уже через неё работают e-билет, e-рецепт в аптеку, e-парковка, e-школа и многое другое. У граждан и тех, кто имеет вид на жительство, эта карточка есть. И им доступны даже такие электронные услуги, как регистрация предприятия и взаимодействие с налоговыми органами. Для многих вещей достаточно электронной подписи, а не миллиона распечатанных бумаг, — рассказывает пресс-секретарь международной общественной организации «Гринпис России» Виолетта Рябко

В 2011 году в России появилась ассоциация «Национальный платежный совет», объединившая ведущих игроков платежного рынка страны. По данным организации, наше государство тоже постепенно переходит на электронный документооборот. 

— Есть целые города, например Новосибирск, где практически любые услуги можно оплатить вообще без каких-либо квитанций, поскольку начисления и задолженности каждого горожанина передаются в единые базы данных, доступ к которым организован через широкую сеть отделений банков, платежных терминалов, через Интернет и с мобильного телефона, — комментирует исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова

В России растет количество пользователей портала госуслуг, позволяющего дистанционно через Интернет взаимодействовать с госорганами. В Амурской области действует свой ресурс gu.amurobl.ru, первая версия которого заработала еще в 2012 году. Сегодня через Интернет амурчане могут получить более 50 услуг — как встать на очередь в детсад, так и оформить субсидию на ЖКХ или пособие по уходу за ребенком. 

— Граждане, прошедшие регистрацию и авторизацию на портале и открывшие свой «Личный кабинет», могут подать заявление на получение услуги, которая предоставляется в электронной форме. Чтобы получить услугу, пользователю нужно заполнить интерактивную форму заявления, в которой указано, какие документы необходимо собрать. Гражданин, не выходя из дома, может приложить сканированные копии документов и отслеживать на портале в «Личном кабинете» в режиме онлайн, как обрабатывается его запрос, — рассказывает начальник управления информатизации Амурской области Александр Курдюков.

Раньше для оформления какой-либо справки приходилось обойти не одну инстанцию и отсветить десятки бумаг. Сегодня действует и межведомственный электронный обмен: госструктуры делятся информацией со своими подразделениями через Глобальную сеть. 

— Например, жителю Свободного для оформления субсидии на оплату ЖКУ нужна справка о размере выплаченных пособий и компенсаций, денежных выплат по прежнему месту жительства в Архаре, копии других документов. Раньше либо отправлялось письмо за такой справкой, либо человеку приходилось за ней ехать. Сегодня через систему межведомственного электронного взаимодействия направляются запросы во все органы местного самоуправления, исполнительные органы власти области, а также в Федеральную налоговую службу, Росреестр, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие, ответ на запрос предоставляется в течение пяти дней, — приводит пример начальник отдела организации предоставления услуг в электронном виде Ирина Добровольская. — Система электронного взаимодействия соответствует требованиям информационной безопасности, в том числе по защите персональных данных.

По данным регионального управления информатизации, на портале госуслуг зарегистрировано около 160 тысяч амурчан — 23 % населения области. Из 84 регионов Приамурье стоит на седьмом месте по популярности у граждан получения госуслуг через Интернет. 

Почему мы не можем «порвать» с прошлым?

Несмотря на очевидную экономию и удобство электронного документооборота, полностью перейти на эту систему в нашей стране госструктурам мешает закон. 

— В соответствии с Налоговым кодексом, сведения о движимом и недвижимом имуществе, адресе места жительства гражданина, суммах начисленного и уплаченного им налогов, которые содержатся в налоговом уведомлении, не могут быть направлены по электронной почте. Поскольку подобные независимые каналы связи не гарантируют неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну, — ответили на наш запрос в амурском управлении Федеральной налоговой службы. 

— Мы не можем идти вразрез с административным кодексом, который гласит, что мы должны уведомить, то есть заказным письмом отправить владельцу транспортного средства документ о нарушении, — констатирует заместитель начальника отдела ГИБДД МОМВД России «Благовещенский» Дмитрий Лапа. — Не у каждого есть почта в Интернете. А почтовый адрес — у всех. К тому же адрес электронной почты — это персональные данные человека. Он вправе никому его не давать. Когда в нашем законе будет прописано, что правомочно отправлять уведомления из ГИБДД по электронной почте, тогда, возможно, мы будем это делать. 

Да и не все готовы рассчитывать на сознательность наших граждан. 

— Я отвечаю за сбор платежей. И я никогда не откажусь от бумажных квитанций. Сразу же платежи вниз рухнут. Не принесешь бумажку, не напомнишь — человек не заплатит! — считает советник главного управляющего директора АКС Андрей Маслов.

Тем не менее многие госструктуры дали пользователям право выбора: открывать «Личные кабинеты» на официальных сайтах ведомств и отказываться от бумажных уведомлений в пользу электронных. А пока каждый из нас может начать беречь ресурсы с малого. Распечатывать нужные бумаги на обеих сторонах листа и не запрашивать квитанции, к примеру, в банковских терминалах.

Мнение

Виолетта Рябкова, пресс-секретарь общественной организации «Гринпис России»



— Для офисных нужд и для печати иллюстрационного материала «Гринпис России» использует исключительно бумагу из макулатуры. По нашим расчётам, 60 кило макулатуры — это одно спасенное дерево. Но из-за того, что спрос на такую бумагу небольшой, хотя ее качество ничем не уступает бумаге из первичных ресурсов, производители не могут развиваться. Если большие компании полностью перейдут на бумагу из макулатуры, то ее производство значительно расширится. По этим же причинам мы выступаем за внедрение раздельного сбора отходов в России. Сейчас у нас действует страница irecycle.ru, с которой больше 100 тысяч человек отправили письма местным властям с просьбой внедрить раздельный сбор отходов. 

Мария Михайлова, исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет»



— Значительно экономить бумагу помогает и переход на безналичные электронные платежи, которые становятся все популярнее среди россиян. По результатам исследования агентства Markswebb Rank & Report, количество россиян, использующих интернет-банкинг для управления своими банковскими счетами, за 2014 год выросло на 51 % и на октябрь 2014 года составило 23,3 миллиона человек, количество пользователей мобильного банкинга (банковских приложений для смартфонов и планшетов) за аналогичный период выросло на 58 % и 17 миллионов человек, количество пользователей электронных платежных систем — на 30 %, и к концу 2014 года составило 20,7 миллиона человек.

Автор: Анна Дерова

Фото: bccare.ca

Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа