В пятницу в Центральной кофейне Благовещенска впервые прошел литературно-поэтический перфоманс. На необычное мероприятие собралась творческая интеллигенция всех возрастов. Кофейня вместила в себя раза в 3 больше людей, чем обычно — те, кому не хватило стульев и столиков, стояли в проходах или сидели на полу.
Это была помесь литературных чтений, квартирника в стиле 80-х и выставки авангардного искусства. Стены кофейни украшали картины молодых художников. Вот «За пять минут до готовности» — с рисунка Михаила Шмакова глядит женщина в переднике и с кухонным тесаком в руках. А вот — «Поэтическая вольность» Марии Петраченко: 2 ангелочка, а между ними — штопор со стекающей каплей крови.
Картины висели даже на гардеробных вешалках, между которыми еле протискивались спешащие девушки-официантки — многие гости совмещали и хлеб, и зрелища. «Нравится мне тот, кто выступает — слушаю, не нравится — кушаю», — нашла свой метод просвещения зрительница Александра.
На импровизированную сцену первой вышла группа «Радуга затмения» — девичий коллектив начал вечер лирическими песнями под гитару и скрипку. Несколько песен сыграло «Маленькое красное дерево».
Интересно, что среди поэтов были и представители старшего поколения, и молодежь. Прочитал свои стихи Александр Бобошко, выступил потомственный казак Юрий Солоник. «Мы пытаемся возвращать культуру своего населения, продвигать ее, напоминать о ней», — сказал он. Несколько поэтов приехали на литературный вечер из Белогорска.
Василий Сурков, благовещенский двойник Владимира Ильича, выступил с монологом «Ленин о Ленине», в котором рассказал, как фотографировался с Мао Цзэдуном, точнее, актером, который его играл.
— Мне кажется, на перфомансе удалось объединить старшее поколение и молодежь, — сказал организатор мероприятия Андрей Есипенко. — Опытные поэты с интересом слушали молодых. Кто-то смотрел на них с опаской, кто-то — с надеждой. Но факт есть факт — сейчас есть молодежь, которая делает намного больше, чем закоренелые поэты. И с этими ребятами надо считаться.
Молодежь заявила о себе ярко и многоголосо.
— В этом зале собрались поэты-лирики и поэты-хулиганы, но есть еще и третьи — те, кому «уготовано straight way to heaven», — процитировал песню Александра Васильева молодой поэт Антон Бобро. Антон выступал с перебинтованной рукой и читал стихи, которые написал в больнице, когда не смог отправиться автостопом с друзьями.
Иван Черник выступал, куря воображаемую и сигарету и пытаясь подороже продать «икону идиотизма», нарисованную на каком-то офисном документе. Журналист Василий Кленин читал стихи, написанные много лет назад. Они о самом главном — мальчишеском максимализме и детской уверенности, что можно все:
Мы грозно ревем: свобода!
Рвем Библию, бьем посуду.
И в школу не ходим нагло,
Изобразив простуду.
Наталья Гаськова представила публике не только свои стихи, но и уехавшей из Благовещенска Анны Захаровой:
А сны мне не снятся, вот разве что только кошмары,
Уже вспоминаю, а раньше умела мечтать.
Я в детстве ужасно боялась быть дурой и старой,
Теперь научилась все это в себе сочетать.
У организаторов перфоманса получилось вывести на сцену Евгения Бронникова — экс-участника группы «Сквозняк», не выступавшего с 1998 года. Еще один музыкант «Сквозняка», Боб Еремин презентовал на перфомансе 12-томник своих «столбовых» романов — на листках А4 значилось только название, одна емкая строчка да выходные данные. Вот, например, весь роман «Мама»: «Суп в синенькой кастрюльке».
— Я лет 12 не писал песни, после развода, — сказал «романист», взяв в руки гитару. — И вот буквально на днях чувствую: воды отошли, надо вызывать «скорую». И родилась песня.
Творческие люди импульсивны — так организаторы объясняют то, что на вечер пришли не все, а только те, кто действительно «загорелся» идеей перфоманса. Но и таких набралось около 30 человек, выступление неполного состава растянулось больше чем на 4 часа. «Мы ставим не точку, а большое и жирное многоточие», — сказал после перфоманса Андрей Есипенко. По его словам, следующий вечер не за горами.