В сельской местности работать не хотят даже за приличную зарплату

В сельской местности работать не хотят даже за приличную зарплату

«У нас каждый год хозяйства не могут найти пастуха за 40 тысяч в месяц»
06 июня 2013, 20:55
5983 5
Амурская область, 6 июня, portamur.ru. Что такое жизнь и работа в деревне? Низкие зарплаты, отсутствие благоустроенного жилья, до места работы пешком, ну и так далее — стереотипы, прочно «вбитые» в головы за многие годы, особенно перестроечные. На днях в Интернете было опубликовано объявление: «В село Волково требуются порядочные непьющие работники по уходом за животными и операторы машинного доения». Требования: ответственность, бережное отношение к животным, желание работать. Взамен на это предоставлялось жилье, развоз транспортом предприятия и главное — достойная даже для областного центра зарплата от 25 тысяч рублей. «МК на Амуре» по указанному в объявлении телефону узнал немало любопытного. 

Текучка


Выяснилось, что предприятие, объявившее вакансии, — одно из крупнейших в Приамурье, «АНК-холдинг». Ему требуются ветсанитары, ветврачи, дояры, водители, механизаторы и рабочие по уходу за животными. Предлагаемая зарплата — от 20 до 30 тысяч. Обеспечивается жилье и доставка работников транспортом предприятия.  

— Несмотря на предоставляемые нами условия, текучка кадров по этим специальностям довольно высокая. Всего в нашем животноводческом комплексе работают порядка ста человек, — рассказывает начальник отдела по управлению персоналом Жанна Коробкова. — И только в течение года уволены были около 40 сотрудников, чаще всего по причине пьянства, из-за которого, соответственно, начинаются прогулы. Увольняли мы их, впрочем, очень лояльно, «по собственному желанию».  

Вакансии, по словам Жанны Юрьевны, в холдинге есть постоянно. По данным о наличии свободных рабочих мест на май этого года, предоставленным областным минсельхозом, в АНК требуются 16 человек. Компания строит жилье для своих сотрудников, предоставляет полный соцпакет, если ферма находится в отдалении — персонал доставляют на место работы. Но тем не менее не все сельские жители стремятся занять свободные рабочие места, а если и устраиваются — то ненадолго.  

— В Приамурье есть свой аграрный вуз, выпускников там каждый год немало. Однако часто они приходят на предприятие «пустыми», практики очень мало, либо они проходят ее не так, как надо, — размышляет первый заместитель министра сельского хозяйства Амурской области Тамара Муленкова. — Мы каждый год приходим с консультациями в ДальГАУ, сельхозколледжи, и спрашиваем: «Где вы намереваетесь работать и сколько хотите получать?» Все как один говорят: «График с восьми до пяти и зарплата от 40 тысяч». Удивительно, как можно выставлять такие требования, когда у тебя совсем нет опыта за плечами? У работников нашего министерства, у тех, кто трудился после учебы в районах, и то средняя зарплата 25 тысяч. Неужели студенты, выбравшие профессию в сельскохозяйственной сфере, думали, что работа будет с нормированным графиком и в уютных кабинетах? Но, для того чтобы оказаться на тепленьком, по их мнению, местечке, нужно о сельском хозяйстве знать не понаслышке, все познается только на практике. Такая «непрестижная» профессия может стать довольно существенным источником дохода, а если приложить максимум стараний и трудолюбие, то и поспособствует карьерному росту. Но нашим студентам нужно все и сразу. Именно поэтому из-за стереотипов выпускники так охотно остаются в городе, идут работать продавцами, мерчендайзерами, официантами и далее по списку.  

Ветврач или мерчендайзер?

С проблемой недостаточно подготовленных кадров работники многих предприятий пытаются бороться самостоятельно, отправляя стажеров на учебу. Однако и это не всегда помогает.

— Помню, взяли выпускника ДальГАУ, он проработал у нас некоторое время, и мы его отправили для повышения квалификации на учебу в Санкт-Петербург. Он благополучно отучился, и, отработав у нас несколько месяцев, уволился, — вздыхает Коробкова. — Причем, бывает и так, что уходят работать куда-нибудь в киоск за пять тысяч в месяц. Подобных случаев, к сожалению, много. Не так давно мы «переманили» к себе в Грибское специалиста с западной части России, устроили на руководящую должность, предоставили квартиру, зарплату достойную назначили, заключили бессрочный трудовой договор. Надеемся, что этот сотрудник останется у нас. Вообще найти хорошего работника — задача непростая. Люди считают работу в аграрной сфере непрестижной. Лучше будут ездить в Благовещенск за несколько десятков километров за низкую зарплату, нежели пойдут работать на ферму. «Вставать в пять утра, неприятный запах» — вот главные аргументы против предлагаемых нами вакансий.

Правда, часто бывает так, что сельские жители не только отказываются трудиться на фермах, но и вовсе предпочитают «свободный образ жизни», перебиваясь пособиями по безработице и случайными заработками. «Зеленый змий» — одна из главных проблем, по мнению многих работодателей, из-за которых сельчане не хотят работать.

— Одни живут на пенсию родителей, другие вскапывают огороды за плату, или дрова колют, даже на кладбище подрабатывают — могилы копают, — рассказывает о жителях села Сергеевки управляющий КФХ «Есин» Вячеслав Арефьев. — Нашему предприятию очень нужны водители сельхозтранспорта. Найти человека с нужной подготовкой не так просто, мы ищем их среди «вахтовиков». Предлагаем им работать у нас, а не месяц через месяц в другом регионе. Зарплату ставим хорошую 30-40 тысяч. Так нашли бульдозериста, водителя грузовика. Отдельный вопрос — это конечно, алкоголь. Был у нас случай, когда в запои уходил очень ценный сотрудник, и для того чтобы не потерять его, мы оплатили ему лечение. Пока, тьфу-тьфу-тьфу, не пьет.

Несколько лет подряд амурских аграриев выручала иностранная рабочая сила, однако, квота на нее уменьшается с каждым годом. В 2008 году зарубежных работников было 21 тысяча 432, 2012-м — 13 тысяч 189, в этом — уже 12 тысяч 724 человек. Почти в 17 раз уменьшилась численность иностранных рабочих, занятых в сельском хозяйстве. В строительстве — в 2,8 раза, в торговле — в три, в лесном хозяйстве — в четыре, в сфере общественного питания — в 3,1 раза.

— С китайскими гражданами проще всего, они приезжают только на заработки, не пьют, ответственные, — заявила Жанна Юрьевна. — Сложнее с уроженцами Узбекистана. Их всегда что-то не устраивает, много просьб и претензий. Главная проблема в работе с нашими соотечественниками — это пьянство. Увольнения рабочих по этой причине происходит чаще всего.

24-летний Андрей Куценко из Возжаевки Белогорского района закончил ДальГАУ два года назад, получив профессию ветеринарного врача, сейчас работает продавцом-консультантом в магазине спортивных товаров. Зарабатывает в месяц 17 тысяч, снимает комнату в Благовещенске, за которую отдает восемь тысяч. Парень прочитал объявление о вакансиях в «АНК», но оно его не впечатлило.

— Я уже и забыл, как с животными работать, да и не хочется, если честно, — признался он. — В коровниках грязь месить, зимой в пять утра вставать — кто на это согласится?

Аргументы насчет бесплатного жилья, работе по прямой профессии, полученной в университете и зарплате, которая значительно выше, чем нынешняя, Куценко не заинтересовали:

— Что в деревне делать? Ну получу я эти 25, и куда я их там буду тратить? — вопрошает парень. — Вечером на лавочке с дворовыми собаками да алкашами сидеть? И вообще не зря же я высшее образование получал, чтобы потом в деревню переехать.

Как это было

Работа на селе сейчас ассоциируется у молодых людей с какой-то беспросветностью. Тамара Муленкова вспоминает, как она после окончания Благовещенского сельхозинститута (нынешнего ДальГАУ) по специальности экономист-организатор отправилась с супругом по распределению в село Чесноково Михайловского района.

— Нам предоставили половину дома на земле, без удобств. Муж устроился агрономом в совхоз «Прибрежный», а я там год проработала картотетчиком в мастерской, затем меня взяли экономистом по хозрасчету, — говорит замминистра. — Прожили там шесть лет, затем переехали в Серышевский район. Тогда распределение выпускников в сельскую местность воспринималось по-другому. И условия были хуже, не такие как сейчас. Сегодня выпускникам, пожелавшим работать на селе, каждый месяц дают подъемные, они могут вступить в программу и получить жилье. Но тогда был существенный плюс: в селах проживало очень много молодых людей, сверстников, а значит и много друзей, приехавших вместе. Плюс к тому — работали добротные дома культуры, спортивные организации, в общем, было чем заняться.

Но так дело обстояло в советское время. Глава Благовещенского района Сергей Адаменко вдоволь «хлебнул» нелегкого постперестроечного режима. Закончил он Благовещенский сельхозинститут в 1993 году по специальности агроном-ученый. При наличии красного диплома Сергей Владимирович по распределению имел право выбрать любой район на свое усмотрение.

— Мне предлагали работу в Благовещенске, в аспирантуре, но я решил работать в учебном хозяйстве института, в Гродеково, — рассказывает Сергей Адаменко. — Там назначили агрономом по защите растений. Я хотел состояться как специалист, а для этого нужно было очень много практиковаться. Мне нравилась эта работа, и когда переезжал, не смущало ни отсутствие жилплощади, ни разваливающиеся кругом хозяйства. Проработал там шесть лет, потом переехал в село Удобное, где живу и сейчас.

Основная причина, по которой наши соотечественники не хотят работать на селе, по мнению Адаменко — это психологический фактор. Поколение 20-30-летних не раз слышало от родителей о том, что от сельского хозяйства толку мало. У многих еще остались в памяти месяцы без зарплаты, закрывающиеся одно за другим хозяйства.

— Тогда большинство бывших работников колхозов пытались зарабатывать как могли. И до сих пор остался стереотип, что работа в сельском хозяйстве — это что-то ненадежное. В деревнях нашего района немало безработных — сидят на пособиях, и их дети это видят, думают, что это нормально. У нас каждый год хозяйства не могут найти пастуха за 40 тысяч в месяц! Причем, со сменным графиком работы. Люди лучше будут перебиваться с хлеба на воду, чем скажут, что они работают в колхозе.

По данным областного минсельхоза, в мае этого года на предприятиях АПК требуются официально 146 человек. В то же время всего в области насчитывается 14615 безработных, из них 7580 (51 процент) — сельское население. Приблизительно, средняя зарплата — 17,5 тысяч рублей, в диапазоне от шести до сорока тысяч — в зависимости от специальности.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа