Календарь на ладони (старообрядцы среди нас)
0 0

Продолжение. Начало: http://portamur.ru/blogs/anohin/1745.php

Иван Вехов старается не выделяться на фоне мирских соседей. Его образ жизни для архаринской глубинки вполне привычный — летом колесит по родной Грибовке на собственном уазике, зимой пропадает в тайге. По виду от окружающих его отличают разве что окладистая черная борода и неестественная невозмутимость.  



Мало кто знает, что этот человек, существует в ином летоисчислении, ориентируется во времени по ладони руки и несколько раз в день читает полузабытые молитвы.

Его заповеди «Не убий», «Не укради», «Не возжелай жены ближнего своего» и другие почти не отличаются от современных православных канонов безгрешной жизни. Однако Иван считает себя другим, в корне отличающимся от большинства верующих. В поисках истины он нередко обращается к ветхому завету и целой стопке старых, как он сам считает, настоящих потребников, прологов и других писаний.

Почти все издания датированы дониконианской православной эпохой и сохранены благодаря усилиям оставшихся последователей культуры старообрядцев. Вехов сам реставрирует книги и мало кому их показывает — надеется сохранить для последующих поколений.

— Я неплохо знаю старославянский язык, а живу в летоисчислении от Адама, — делится секретами жизни один из последних амурских старообрядцев. — Для меня сейчас идет 7517 год, хотя на современный календарь тоже ориентируюсь. Не в каменном веке существуем, приходится подстраиваться.

Познакомиться с Иваном помог случай. Будучи в Архаринском районе, не преминул заглянуть в Грибовку. Бородатые мужики и женщины в сарафанах старинного покроя еще встречаются на улицах, но частными подробностями своей жизни с окружающими делятся неохотно.

Получив несколько отказов от интервью со стороны явных представителей полузабытой религии, махнул рукой шустрому уазику. Автомобиль выскочил из-за поворота так внезапно, что лишь краем глаза удалось «ухватить» черную густую бороду на лице водителя. За рулем сидел моложавый мужик, по виду лет сорока, с живым заинтересованным взглядом.

— Да я эту бороду уж лет 20 ношу, — вопреки удивлению не стал отпираться Иван. — Про старообрядцев хочешь услышать? Хорошо — вечером подъеду. Водку брать?

— Давай хоть с водкой, — предвкушая конструктивный диалог, допустил я грубую ошибку и даже не обратил внимания на явно погрустневший, тускнеющий укоризной взгляд нежданного знакомца.
Иван не приехал, а когда я утром нашел его дом, он вновь вернулся ко вчерашнему разговору.

— Водка — это секира. Не зря говорят, что она человека с ног валит. Как косой людей косит, — пояснил свое поведение старообрядец. — Не пью я ее и другим не советую. Алкоголь должен потребляться во славу божию, то есть по праздникам и в разумных пределах. Я себе в таких случаях вино домашнее позволяю.

Вопреки опасениям разговор склеился как надо, безо всякого непременного в таких случаях «разогрева».

Почти вся жизнь Ивана Вехова — сплошная борьба с коллективной идеологией. Порой диву даешься силе духа этого человека и его преданности отнюдь не популярной вере. Он умудрился избежать членства в пионерской и комсомольской организациях, хотя детство пришлось на времена бурного строительства развитого социализма. В те годы заявлять о приверженности к религии, тем более старообрядческой, было подобно личностному самоубийству.

Отвечать за хранимые поколениями семейные взгляды приходилось матери. Женщина с завидным упорством отражала периодические нашествия партийных функционеров. Посулы, уговоры, угрозы следовали один за другим — старообрядцы Веховы устояли. По воспоминаниям, моральное давление окружающих было колоссальным.

Самым неожиданным итогом всех отроческих злоключений Ивана стала срочная служба в Германии. Во времена Варшавского договора защищать устои социализма за рубежом доверяли наиболее морально устойчивым представителям советской молодежи. Каким образом такая честь выпала ему, совершенно далекому от коммунистической идеологии человеку, Вехов до сих пор теряется в догадках. А может, военкомовские как раз разглядели в нем личность, которая точно не продастся чуждому, бушующему за военным забором буржуйскому образу жизни?

— Нам нельзя ссориться и конфликтовать с официальной властью, поэтому к призыву в армию я отнесся спокойно, — вспоминает молодость Иван. — Тем более речь шла о святом деле — защите Отечества. Бороться нужно тогда, когда лезут в душу и веру.

Понятное дело — тогда наш герой бороды не носил, но уже отличался от сослуживцев глубокими познаниями невоенных наук. Однажды всей ротой гадали о назначении хитроумной конструкции, прикрепленной к стене старинного немецкого замка. Иван сразу понял — перед ним древние солнечные часы. Он и сегодня читает много научной литературы. На вопрос, для чего ему все это нужно, спокойно отвечает: самообразование и всестороннее духовное развитие — еще одно непременное условие жизни в старообрядчестве.



Неудивительно, что Иван обладает набором из семи самых разных специальностей. Все они стали неплохим подспорьем в непростой, часто меняющейся современной жизни.

— Работы в селе нет, а жить на что-то надо, — рассуждает грибовский старообрядец. — Поэтому летом тружусь на своей пасеке, зимой охочусь. Только ты не подумай чего — у меня все по закону. Лицензии, разрешения оформлены как надо. В октябре ухожу в лес, возвращаюсь только в марте. Ориентируюсь по ладони руки: она предкам любой, самый точный календарь заменяла. На столетний период все просчитывали. Я, конечно, не досконально эту науку постиг, но в принципе во время охоты день недели и дату месяца точно определяю. После полугода скитаний точно в назначенный день домой прихожу.

Компасом тоже не пользуюсь — по природным признакам направление угадываю. Погрешность только во времени суток ощущается. Кстати, мы весной и осенью часы не переводим — неправильно это. Жить нужно в одном режиме.

Последние известия Иван узнает по телевизору. Связь с родственниками держит по мобильному телефону, хотя знает, что многие его соратники по вере подобные методы общения с миром считают неприемлемыми.

— На технический прогресс можно по-разному смотреть. Для одних он — как баловство, другим пользу приносит. Говорю же — нужно самообразованием заниматься, а без того же телевизора сегодня это невозможно, — делает заключение собеседник.

В комнате по соседству с телевизором уголок с образами. Иван, возвращаясь к теме соблюдения традиций, достает шитую черную рубаху, подпоясывается специальным поясом и начинает молитву. Иван сам воспитывает сына-подростка. Есть еще дочь, но она уехала на учебу.

— У нас в семье никто не ложится спать в обиде на близкого. После ссоры стараемся до захода солнца простить друг друга, — говорит на прощание старообрядец. — Жизнь штука непредсказуемая, и никто не знает, что случится ночью или утром, а может, и через пять минут. Доживем ли мы до завтрашнего дня? Нужно всегда быть готовым к любым поворотам судьбы, а для этого необходимо освободить душу от обиды. Поверь, жить в ладу с окружающими, какими бы они ни были, гораздо легче.

Архаринский район. Год 2009
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
26.05.2011 13:24:00
0 0
Очень интересно. Несколько вопросов возникло. Что случилось с его женой? Носить бороду он должен по правилам своей веры, и зачем? А самое интересное, как он может ориентироваться по ладони руки? Определить стороны света по природным явлениям - это не ново. А вот по ладони...очень, очень интересно. На чем хоть это построено, не знаешь, Андрей?
26.05.2011 19:58:00
0 0
Про жену ничего сказать не могу - это не моя тайна :oops: Бороду они носят по обычаю, испокон веков. Причем в Грибовке этой каждый второй (ну может быть третий) не бреется. Про ладонь он пытался мне объяснять, а потом плюнул - система хитроумная шибко, ей на практике надо учиться. Ему уж под сорок, так и то он говорит, что не до конца все знает :oops: А вообще народ конечно интересный, своеобразный,у многих дети уже в городе учатся и продолжают соблюдать эти старинные обряды. Среди нас они - старообрядцы :)
26.05.2011 20:06:00
0 0
Если они среди нас, то их дети тоже так одеваются? Почему я в городе нигде не вижу людей, так одетых? Или мож их так мало, что просто не попадаются? Но что-то я не могу представить девушку студентку в старинном сарафане...
26.05.2011 20:11:00
0 0
Да нет - нормально они одеваются. Рубахи, сарафаны - это все "по поводу". Если праздники какие или событие... Там вся фишка в поведении, соблюдении устоев, почитании традиций. Кстати во многом, даже в очень многом они созвучны с сегодняшним православием  :)
26.05.2011 20:39:00
0 0
Да, по прочтении нескольких постов я вижу в их вере много положительного. И они не кричат на каждом углу о себе, не агитируют, не зомбируют. Я за такие веры   8)  Очень нравится то, что у них положено помириться до захода солнца, чтоб не копить обиды  :)
26.05.2011 21:35:00
0 0
чтоб не копить обиды
Потому и живут очень долго :)
27.05.2011 14:22:00
0 0
Если они среди нас, то их дети тоже так одеваются?
Пятиклассник в рясе с бородой.......
27.05.2011 17:39:00
0 0
их дети тоже так одеваются
Их дети одеваются так же как обычные дети. Рясы - по праздникам и торжествам и во время молитв. Бороды... Если в пятом классе растет борода то почему бы и нет?  :) Фишка 8)
26.05.2011 21:07:00
0 0
молодец, Андрей! очень интересно твои блоги читать. скажи, а как старообрядцы эти детей воспитывают? неужели запрещают телевизор смотреть или интернетом пользоваться? ведь науки, которые их дети едут изучать вполне могут противоречить устоям и древним традициям. и как эти молодые люди противостоят соблазнам, насилию и жестокости современной техноцивилизации? неужели только верой спасаются?
26.05.2011 21:07:00
0 0
молодец, Андрей! очень интересно твои блоги читать. скажи, а как старообрядцы эти детей воспитывают? неужели запрещают телевизор смотреть или интернетом пользоваться? ведь науки, которые их дети едут изучать вполне могут противоречить устоям и древним традициям. и как эти молодые люди противостоят соблазнам, насилию и жестокости современной техноцивилизации? неужели только верой спасаются?
26.05.2011 21:34:00
0 0
Спасибо, Яна! На сколько я понял современные источники информации не признает только старшее поколение старообрядцев. Люди среднего возраста, тот же Иван Вехов с телефоном не расстается и новости регулярнопо телеку узнает. Думаю некий "фильтр" по по отсечению пропаганды насилия и жестокости все же существует, особенно на уровне семьи. Опять же новинок технического прогресса не чураются. По словам местного главы в той Грибовке всего 120 дворов, общее количество тракторов в частной собственности превышает 80 (!) штук. То есть народ очень активно фермерствует, без дела не сидит. Думаю в школе у них особых проблем нет, если там половина детей со старообрядческими корнями, то школьная программа так или иначе "заточена" под местный менталитет. В принципе если общаться с ними мимо-ходом, то особой индивидуальности в них не заметно. Люди как люди, чуть позже замечаешь, что не матерятся (вообще не ругаются), трезвые даже по субботам, плюс бородатость повышенная, кое кто в джинсах ходит, либо по деревенски - в камуфляже. Но стоит разговорить - тогда начинаешь чувствовать насколько это люди не такие как мы :) Село очень чисто и очень уютное.
26.05.2011 21:38:00
0 0
У меня кстати есть еще немножко материала на эту же тему, как раз про особенности общения друг с другом. На небольшую зарисовку хватит. Чуть позже выложу :)
26.05.2011 21:56:00
0 0
Некоторым (типа меня) не мешало бы с таким человеком лично пообщаться, поспрашивать, поговорить.. Для восстановления душевного равновесия..
26.05.2011 22:18:00
0 0
Для восстановления душевного равновесия
Нужно не ссориться с мужем, особенно до захода солнца :) А после захода тем более)))
26.05.2011 21:59:00
0 0
ой, андрей, а он чем-то на вас похож на первом фото)))
26.05.2011 22:14:00
0 0
чем-то вас похож
Вы, Анастасия, меня еще бородатым не видели :)
26.05.2011 22:29:00
0 0
хм, ну вот теперь интересно посмотреть))) фото в студию)))
26.05.2011 23:30:00
0 0
Фото нет, но подтвердить многие могут - чуть больше двух лет назад я пару месяцев совсем не брился :oops: Ждал пока дочка родится. Меня даже с работы уволить хотели)))В принципе на фото сверху можно оценить - правда похоже)))
27.05.2011 00:05:00
0 0
Я тоже заметила что похож))) только глаза голубые. Сначала решила не писать, но раз вижу не только я  ;)
27.05.2011 00:08:00
0 0
И первый раз слышу, что надо не бриться папе перед рождением ребёнка. Это что примета такая?
27.05.2011 07:59:00
0 0
примета такая?
(вперемешку с ленью) :oops:
27.05.2011 11:02:00
0 0
Счастливые люди. Живут без суеты, размеренно, правильно. Но я так бы не смог. Не могу прожить больше двух дней без компьютера.
27.05.2011 13:59:00
0 0
Компьютер - это ещё тот наркотик...
27.05.2011 17:43:00
0 0
Я думаю, что молодежь старообрядцев компьютеров не чурается - один из главных принципов - самообразование, познание, самосовершенствование. Все этоневозможно в современном мире без компьютера. Другое дело, что "адская машина" не превращается в культ.
27.05.2011 12:08:00
0 0
Это отвыкать от чего-то тяжело, а если изначально этого не иметь (компьютера, телевизора), так и нормально. Наверно...
27.05.2011 17:44:00
0 0
Все хорошо в меру
Сильно отрываться от жизни тоже чревато :)
28.05.2011 19:19:00
0 0
Кстати ещё спросить хотела. Старообрядцы и староверы - это одно и то же?
28.05.2011 20:21:00
0 0
Старообрядцы не любят когда их называют староверами :oops: Поэтому трудно сказать
28.05.2011 21:12:00
0 0
Я просто сегодня в АП прочитала, что в лесу обнаружили землянку, которую сделали староверы. Вот и подумала, это ОНИ или нет. Судя по тому, что они в лес надолго уходят, то наверное  :)
Александра
20.06.2011 01:48:00
0 0
Все в тему! А то сколько не лазишь по нету одно бла бла. Но не в этом блоге, что радует!


Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 835 След.

Кино и сцена
ТВ программа
Майкл Кингли — успешный бизнесмен и счастливый отец семейства. Но однажды его настигают образы из детства, которое он провел на спрятанном от всего мира побережье океана.

Он должен рассказать своей внучке необыкновенную историю мальчика по прозвищу Штормик и осиротевшего пеликана — Мистера Персиваля. Историю опасных приключений и удивительной дружбы, которая повлияла на всю его жизнь.