Монеты "Двух капитанов"
0 0

Кто читал "Два капитана"? А кто знает "Бороться и искать, найти и не сдаваться"?
Я читал в первый раз давным-давно. И вот недавно закончил во второй. И заинтересовался. И захотел порыться, а откуда, а что... Тем более, что я читал (и не раз) о схожести капитанов: Татаринова из романа и реального Седова. Но истина оказалась чуть сложней.

В начале 20 века шла самая настоящая гонка по теме "Кто первым будет на северном полюсе нашей малютки-Земли". И норвежцы были чуть ли не впереди планеты всей. Однако верноподданные Российской империи в последние годы перед Первой мировой войной также сделали немало географических открытий.

Вениамин Каверин писал свой роман почти десятилетие. И при этом обладал возможностью использовать материалы трёх (отнюдь не одной) полярных экспедиций. Именно на основе трёх капитанов он и сделал собирательный образ капитана Татаринова.



Первым из капитанов был - Георгий Седов (есть ныне парусник в его честь). Экспедиция Седова дошла до Земли Франца Иосифа, а потом... Корабль "Святой Фока" не смог пойти дальше. Седов долго ждал на Новой Земле пароход из Архангельска (вот эта часть была в "Двух капитанах"), который должен был бы доставить припасы. И потому до Франца Иосифа дошли с большими потерями, буквально вмороженными в лёд. А шхуна была даже не зверобойнной, почти не подготовленной к высоким широтам. И там в конце февраля 1914 года "полюсная группа" (капитан с Пустошным и Линником) пошла на собаках. Но уже через 19 дней 05 марта Седов скончался. Как показывают последующие исследования, если бы он продержался ещё с недельку-другую, то мог бы выжить и даже достичь полюса.

Ведь...



Вторым капитаном был... Вообще судно капитана Татаринова "Святая Мария" вышла из Санкт-Петербурга. И точно оттуда же вышла почти такая же шхуна "Святая Анна". Она, через Александровск-на-Мурмани, прошла через Карские ворота, западную часть Ямала и её льдами вынесло значительно северней Земли Франца-Иосифа. Командовал этой шхуной Георгий Брусилов. И его маршрут почти в точности повторяется поначалу Татариновым из "Двух капитанов". С этой экспедицией роман связывает и то, что Брусилов отправил, когда корабль засел во льдах, группу под командованием штурмана Альбанова, которая в двух пакетах должна была отвезти личные письма (первый пакет) и судовой журнал с журналами гидрологических и астрономических измерений (второй пакет).

23 марта 1914 года Валериан Альбанов с 13 членами экипажа ушёл. И 02 августа 1914 года Альбанов и всего лишь ещё один выживший матрос заметили у южной оконечности Земли Франца Иосифа судно "Святой Фока". "Фока" к тому времени уже почти освободился ото льда, продрейфовав примерно с сотню-полторы миль на юг (то есть примерно ту сотню миль, что прошёл за пять месяцев Альбанов, следовательно, Седов умер неподалёку от "Святой Марии"). И на этом судне двое членов экипажа Брусилова достигли большой земли осенью. И оказалось, что почта с личными письмами пропала. В неизвестном направлении. Однако мы-то - читавшие "Двух капитанов"- знаем, что с ними произошло. А нечитавшим можно просто прочесть самое начало. Хотя вполне возможно, что штурман Альбанов, который поссорился с капитаном Брусиловым (по одной из версий) из-за врача Ярминии Жданко), мог просто "потерять" письма - вдруг там будет что-либо не то. Что может опорочить его или кого-либо ещё.



И, наконец, перед историей о третьем капитане сделаю небольшую такую ремарку.

Есть такие острова в Северном Ледовитом океане. Называются те острова Архипелагом Шпицберген. Юридически по всем международным нормам и законам эти острова принадлежат такому государству, как Норвегия. Но с самых давних-предавних пор на острове существуют угольные копи, разработкой коих занимаются российские (а ранее - советские) горняки.

Дело в том, что Норвегия же не всегда имела право на действие всех своих законов на этой островной северной территории. И вот в те периоды, когда Седов и Брусилов покоряли ледяные просторы у Земли Франца Иосифа, с целью поиска природных ресурсов (в первую очередь - угля) к архипелагу Шпицберген вышло судно "Геркулес" под командованием Владимира Русанова. Это - очень опытный полярный путешественник и учёный. Ему необходимо было найти и застолбить (именно застолбить) месторождения. Тогда Шпицберген ещё не был норвежским.

С задачей он легко справился. Но обратно возвращаться никак не хотел. И потому заранее запасся даже припасами на пару лет плавания. До Шпицбергена от Архангельска значительно меньше пути. Даже туда и обратно нужно в несколько раз меньше идти. А сам капитан решил идти северным морским путём, то есть - открыть его вплоть до Тихого океана. Но насколько далеко он дошёл - точно неизвестно. Совсем как и (на протяжении большей части книги "Два капитана") капитан Татаринов. Кстати, есть предположения (и они подтверждены осколками дерева и отдельными вещами, остатками огня и даже лагеря), что он дошёл вплоть до Северной Земли. Об этом стало известно в 1952 году (на восемь лет позже, чем это предположил Каверин). То есть был её первооткрывателем за несколько лет до Вилькитского. Интересно: как назвал Русанов новые острова? Быть может, как и литератрный капитан Татаринов, в честь любимой женщины?

И вот оно как раз очередное совпадение и третья черта в копилку капитана Татаринова. Русанов прошёл по совершенно необычному тогда маршруту из Берингова моря в Карское - северней Новой Земли. Идти через узкие проливы около материка тогда было традиционней. Кстати, Русанов был основоположником нынешнего Северного полярного пути в этой части океана. Именно здесь ходят современные ледоколы.

И наконец... (Можно сразу открыть перед прочтением Эпилог "Двух капитанов") В 1934 году вблизи берега Харитона Лаптева у устья могучего Енисея одна экспедиция гидрографов на безымянном островке нашла столб - покосившийся и подгнивший - с надписью "Геркулес-1913". А на соседнем острове были обнаржены фотоаппарат, некоторые вещи, металлические столовые приборы и даже часть документов капитана Русанова!

Могу лишь добавить к этому факту последние символы, которые печатаются в "Двух капитанах": 1936-1944...

Вот такая вот занятная история.

Но! Я же обещал монеты! В самом названии. По итогам Шпицбергенского тракта 1920 года участникам предоставлялось равное право на эксплуатацию ресурсов Шпицбергена. СССР присоединился к тракту лишь в 1935 году. Однако и до этого на архипелаге существовали советские рабочие посёлки. Мы-то помним, кто застолбил угольные месторождения! И эти рабочие посёлки в самые жуткие месяцы Великой Отечественной доставали уголь на поверхность, обеспечивая пусть и мизерную, но часть топливного балланса Мурманска и Архангельска. И это происходило вне зависимости от того, что немецкая авиация бомбила шахты, а оборудование большинства из них было эвакуировано в Архангельск.

Вот так вот жило дело одного из прототипов (я бы даже сказал - основного прототипа) каверинского капитана Татаринова. Дело капитана Русанова!...

На Шпицбергене "Арктикуголь" даже в 1946-м году выпустил свою монету для удобства ведения расчётов. Вот всего две монетки из набора бон и монет:



Можно сказать: суровые деньги суровой земли, открытой сильными мужчинами, верившими в себя и крепость своих рук. У которых были разные идеалы и убеждения, но наверняка они сливались в одно:

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Желаю вам настоящих хороших настольных книг!
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
02.09.2014 17:44:00
0 0
Это Вы про прототипы Татаринова. Но были прототипы и  у Сани Григорьева.
03.09.2014 08:45:00
0 0
Это точно. Это следующее эдакое "расследование-исследование" будет.
02.09.2014 20:02:00
0 0
Редко кому завидую ,но то что ваша коллекция Андрей по меньшей мере меня начинает удивлять ,это уже свершившийся факт. Который раз читаю о судьбах трёх капитанов в разных источниках который раз задаю себе вопрос :-Да хрен кого сейчас заставишь  плыть на бог весть знает чём ,в бог весть куда и Бог знает зачем ?!
03.09.2014 08:47:00
0 0

Блоги

На самом деле не такая уж она и большая. И коллекция только повод для того, чтобы что-от читать и изучать)

А вот про "плыть" - не согласен. Всегда были и будут "сумасшедшие" по мнению некоторых люди. Неужели в те же самые 1910-1914 года ну буквально все жители Российской империи стремились в Арктику? Не думаю :)

Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 845 След.