Инцидент "Виски со льдом"
0 0

Давеча шведские СМИ нагнали шороху на всё своё королевство по поводу русской субмарины, которая с атомным оружием плавала около Стокгольма. Некоторые даже предполагали, что это просто русские, как в "Особенности национальной рыбалки", забыли водку.
А между тем, ведь, шведы уже испытывали лютый Butthurt. Было это относительно не так давно. Всего лишь в 1981 году.

…Осенью 1981 года наше гидрографическое судно «Линза», именуемое в обиходе за обилие радиолокационных станций, антенн, локаторов и прочей перехватывающей чужие звуки аппаратуры, «мохнатыми ушами», мирно дрейфовало в нейтральных водах близ славного острова Борнхольм. Море было на удивление спокойным, боевая служба шла по плану, моряки находились в нормальном, то есть «эмоционально-вздрюченном» состоянии.
Легенда говорит, что капитан собрался было порыбачить, но не успел он забросить спиннинг в надежде выловить тресочку к обеду, как на ростры прибежал радист: «Срочная, товарищ командир!» Командир, неласково поминая далекую «землю», бросил удочку на деревянную палубу и пошел в радиорубку. А уже через пару минут застучали старенькие изношенные дизеля и «Линза», величаво развернувшись, дала полный ход курсом норд-ост. К вечеру экипаж (вместе с судном, естесссна) были уже вблизи шведской военно-морской базы Карлскруна.


И смотрели интересное такое кино. Точнее, телевизор. Все шведские каналы в этот, как, впрочем, и все последующие дни, демонстрировали только одну картинку: подводную лодку типа «С», залезшую носом на шведские камни, и наших бравых подводников, появляющихся один за другим в рубочном люке, дабы покурить и подышать свежим воздухом. Как этот «кит» (подводная лодка 613-го проекта – это такая железная сигара в тысячу с лишним тонн водоизмещения и длиной в 76 метров) сумел так далеко выброситься на камни, похоже, так и останется тайной, покрытой мраком, ибо по всем законам физики такое вообще невозможно.
Хотя в истории этой таинственное так тесно переплелось с нелепым, что шведы до сих пор не могут поверить в то, что причиной захода русской лодки в шведскую базу – по суперсекретному фарватеру – была банальная халатность наших мореманов!


Дело в том, что «Шведский комсомолец» – так потом прозвали на Балтфлоте лодку-неудачницу – не имел, конечно же, никакого желания даже входить в шведские терводы. Но в тот ненастный осенний день, когда подлодка шла в подводном положении, отказала навигационная система определения места «Дека». Вахтенным офицером в те злополучные часы стоял замполит корабля, всплывать для контрольного определения своего места по звездам не планировалось, ибо в предыдущие дни «Дека» работала безошибочно, и о том, что творится что-то неладное, догадались лишь в тот момент, когда стальное брюхо «Эски» заскрежетало по супостатским камням. Так как, если верить штурманской прокладке, лодка должна была находиться в сотне миль от шведских берегов.
Потом наши долго доказывали шведам, что во всем виноваты наши безграмотные и плохо подготовленные офицеры. Шведы упрямо твердили свое: мол, такого не может быть, лодкой командовали высококвалифицированные моряки, ибо только профессионалы высочайшего класса могли провести подводную лодку секретным фарватером, да еще и в подводном положении!


Спор этот, кстати, не закончился до сих пор. В 1996 году ФСБ России раскрыло попытки шведской разведки (при помощи спецслужб Латвии, кстати) завербовать нескольких офицеров Балтийского флота, в том числе и бывших. Причем в ходе очной встречи с офицером Боборыкиным, служившим ранее в Лиепае, где и базировался «Шведский комсомолец», шведские разведчики интересовались в первую очередь таким вопросом: не была ли авария ПЛ всего лишь отвлекающим маневром для прикрытия другой разведывательной акции спецслужб СССР?
Больше всех пострадали престиж СССР и начальника штаба ВМБ Карлскруна Карл Андерсон, который был снят с должности за потерю бдительности. Последний, кстати, первым прибыл на нашу «Эску» и даже, пытаясь избежать скандала, предложил помощь в виде буксира – дабы снять лодку с камней и отправить восвояси, то бишь домой, в родные воды Балтийского моря. Наши же сдуру заартачились, дали радио в Москву, сигнал был перехвачен и… пошло-поехало.


Не получив согласия на свое предложение, командир шведской базы, пригнал к месту аварии катерок с 20-миллиметровой «пукалкой», поставил его на «яшку» позади нашей лодки, чуть поодаль установил щит-мишень, и шведы устроили показательные стрельбы. Чтобы убедить коварных русских, что любая их попытка сняться с камней самостоятельно будет пресечена. Так и пуляли несколько дней подряд, пока наши дипломаты улаживали конфликт.
Все это время наша «Линза» бродила вдоль кромки шведских тервод. И еще пара корабликов, уже боевых, правда. Так, на всякий пожарный случай, как говорится. Потом, когда 613-ю стащили с негостеприимных шведских камушков и на буксире доставили в Лиепаю, начался «разбор полетов», в ходе которых, ясное дело, досталось всем. Кроме двух особистов, которые, конечно же, не теряли времени даром, а фиксировали что надо на том самом, не нужном нам шведском берегу. «Чекистов», поговаривают, даже поощрили.

Кстати, "Шведский комсомолец" по классификации НАТО был лодкой класса Whiskey, а, сев на скалы (Rocks), получился знаменитый коктейль - Whiskey on the rocks. Виски со льдом.


Но что, если действительно лодка подводная была около Стокгольма? На чём могли отправиться русские путешественники-рыболовы, дабы забрать водку?


2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду адаптированной под нужды ВМФ СССР трофейной мини-подлодки типа «Зеехунд». По данным исследователей, Советский Союз заполучил шесть недостроенных немецких подлодок с документацией. Подводные лодки типа «Зеехунд» («Тюлень») – это серия сверхмалых подлодок, которые были разработаны в конце Второй Мировой войны. Собирались они на верфях в Киле, Эльбинге и Ульме. Подлодки типа «Зеехунд» за 6-7 секунд могли погрузиться на глубину пять метров. Интересно, что взрывная волна от глубинных бомб таким подлодкам была практически не страшна. Зачастую, взрывной волной «Тюленей» просто отбрасывало в сторону.
Подлодки весили так мало, что изменить угол ее наклона под водой члены экипажа могли, изменив положение своего тела, скажем, наклонившись вперед или назад. Это имело значение, когда обстановку следовало оценить с помощью перископа.
Для маскировки немцы красили «Зеехунды» преимущественно в белый или серый цвет, поскольку большую часть работы подлодки выполняли в северных водах, где нередки глыбы льда. При волнении моря «барашки» тоже белого цвета.
Наибольшей проблемой для экипажа представляло отправление естественных надобностей. Чтобы делать это реже, пищу для моряков готовили по специальной рецептуре, которая замедляла процесс усвоения провианта.
«Зеехунды» было трудно пеленговать, потому мини-подлодки лучше всего подходили для выполнения диверсионных задач. С января по май 1945 года «Зеехунды» потопили девять судов союзников, еще три судна были серьезно повреждены. При этом более трех десятков «Тюленей» было потеряно…
Доведенные до ума трофейные «Зеехунды» были переданы в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Для наших моряков мини-подлодки были в диковинку. А наибольший интерес к субмарине проявили спецназовцы.
Основные характеристики подводной лодки типа «Зеехунд»: Скорость (надводная) 7,7 узлов, Скорость (подводная) 6 узлов, Рабочая глубина погружения 30 м, Предельная глубина погружения 50 м, Экипаж 2 человека, Водоизмещение подводное 14,9 тонн, Длина наибольшая 11,86 м, Ширина корпуса наибольшая 1,68 м, Средняя осадка 1,28 м, Силовая установка – дизель-электрическая 25 л.с., Торпедно-минное вооружение 2 × торпеды G7e


В Советском Союзе первой сверхмалой подводной лодкой можно назвать субмарину «Пигмей». Правда, лодка так и не стала массовой. Был изготовлен лишь один образец, который в годы войны угодил в лапы фашистов. Работа над проектом началась в 1936 году. Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) спроектировало автономную подводную лодку «Пигмей». Был изготовлен опытный образец. В 1937 году в Ленинграде заложили несколько лодок, но все они не были достроены.
Одной из главных причин прекращения каких-либо работ на данном направлении стал арест органами НКВД сразу нескольких ведущих специалистов Остехбюро. Почти все они были приговорены к расстрелу за «вредительскую деятельность». Остехбюро распустили.
Опытный образец «АПЛ Пигмей» в строй официально не вводился. По некоторым данным, весной 1944 года «Пигмей» был затоплен немцами в 20 милях южнее Алупки.
Характеристики АПЛ «Пигмей»: Длина 16 м, Ширина 2,6 м, Водоизмещение 18,6 тонн, Скорость 6 узлов, Запас хода: 290 миль, Глубина погружения 30 м, Экипаж: 4 человека, Вооружениe – торпедные аппараты, Пулемет – 7,62-мм


Сверхмалые подводные лодки проекта 908 «Тритон-2» состояли на вооружении флота с 1975 года по 1990-е годы. «Тритоны» патрулировали акватории портов, доставляли и эвакуировали водолазов-разведчиков. Всего было построено 13 подводных лодок этого проекта.
Корпус «Тритона» выполнен из алюминиевого-магниевого сплава и рассчитан на глубину погружения 40 метров. В носовой кабине размещались два члена экипажа. В кормовой кабине были места для водолазов-разведчиков.
Основные характеристики подлодки «Тритон»: Разработчик проекта ЦПБ «Волна», Скорость (подводная) 5 узлов, Рабочая глубина погружения 40 м, Автономность плавания 60 миль, Экипаж 2 + 4 водолаза, Водоизмещение надводное 5,7 тонн, Водоизмещение подводное 15,5 тонн, Длина наибольшая 9,5 м, Ширина корпуса 1,9 м, Силовая установка – электродвигатель, 11 л. с.


Сверхмалая подводная лодка «Сирена» создавалась параллельно с «Тритоном». Проект разрабатывался ленинградским кораблестроительным институтом. Макетный образец двухместного аппарата был готов к июлю 1958 года. Испытывали его поначалу в бассейне. Очень долго не могли сделать кабину удобной для членов экипажа, она была слишком тесной, люди быстро утомлялись.
Установочную партию «Сирен» из десяти аппаратов изготовили в 1962 году. Но после испытаний их снова отправили на доработку, закончившуюся в мае 1963 года. Тогда же в Рижском заливе прошли испытаний, во время которых «Сирены» выпускались из подводной лодки на ходу и без хода. 29 марта 1965 года носитель водолазов-разведчиков «Сирена» был принят на вооружение.
Технические характеристики субмарины «Сирена»: Водоизмещение 1644 кг, Длина (с контейнером) 11300 мм, Диаметр 532 мм, Полезная нагрузка 460 кг, Глубина погружения 40 м, Срок пребывания под водой – 3 часа, Дальность плавания максимальная 8 миль, Скорость максимальная 4 узла, Экипаж – два человека, Двигатель электрический, питание от АБ, мощность двигателя, 3,1 л. с.


Блин! 25 "лошадок", 11 "лошадок", последняя - вообще 3,1! Сейчас какие-нибудь фены уже имеют большую мощность. А тогда такие подводные лодки не только конструировали, но и успешно применяли! Впрочем, фены и сейчас тоже успешно применяют...
Но вряд ли нечто подобное могло быть около Стокгольма. Всё-таки автономность и дальность пл... Но вдруг в двигатели водку лили, чтобы вернуться домой? :)

За освещение новостей и за некоторые интересные факты о подводных лодках сверхмалого класса я должен сказать "спасибки" "Свободной прессе" и нескольким увлекательнейшим книгам, посвящённым развитию подводного флота СССР и РФ

Блоги

Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:

Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 845 След.