Как СССР вставил пистон японско-военным браконьерам
0 0

Более 80 лет назад начались первые провокации японцев относительно Советского Союза, в том числе и на море. А в Охотском море они обнаглели настолько, что словно считали его своим внутренним. И браконьерничали по полной программе. Но вскоре получили хороший урок.

История вопроса началась еще в годы гражданской войны, когда и без того обескровленный во время русско-японской войны Тихоокеанский флот прекратил свое существование. Его и Сибирскую флотилию (вернее то, что от них осталось) увели в Китай и другие страны азиатско-тихоокеанского региона белоэмигранты. За последующее десятилетие Япония, напротив, нарастила мощь своего военно-морского флота до невероятных размеров.
Ну, вот в качесте примера в составе Японского императорского флота были вот такие корабли (приблизительно на тот момент):
Авианосцы - 4 штуки. "Сёкаку", "Акаги", "Кага" и "Дзуйкаку" (сверху вниз):





Крейсеры - тяжёлые, лёгкие, линейный и сопроводительный - 33 штуки. Такие, как впоследствие "Акоку Мару":


Или уже стоявший тогда на вооружении (с 1924 года) "Фурутака":


Основная часть крейсерского "парка" была одного типа с боле поздним "Ямато":


Ходили под японским флагом красного солнца с расходящимися лучами в том числе и десять тяжёлых линкоров. Именно линкоры тогда считались наиболее перспективными и сильными кораблями. Это уже после Второй мировой войны линкоры стали резаться, так как война выявила несомненное превосходство авианосцев в сопровождении лёгких кораблей прикрытия. У японцев, к примеру, были "Нагато", "Мутсу" (они были представителями одной самой большой серии) и "Конго".



В те времена даже было нечто среднее между авианосцем и линкором. Попытки развития флота всегда были. И далеко не всегда они были тупиковыми. Вот, к примеру, авианесущий линкор "Изе":


Известно, что в Охотском море вплоть до 1934 году регулярно находились 2-3 линейных корабля. Когда это позволяла погода, понятное дело. Линейные корабли возглавляли отряды, большая часть которых состояла из эскадренных миноносцев (эсминцев) по типу "Аращио", "Хамакадзе":



А, ведь, ещё была сотня подлодок, сотни сторожевых, патрульных и прочих военных катеров, не говоря уже о большом вспомогательном флоте. Обладая таким поистине громадным потенциалом, японцы чувствовали себя на Тихом океане и, в частности, в Охотском море настоящими хозяевами. Это прямо пропорционально отражалось на их более чем активной хозяйственной деятельности в этом регионе. К концу 1920-х годов Япония фактически оккупировала Камчатку и ее побережье, устроив на всем его протяжении свои поселения в виде баз, факторий, рыбоперерабатывающих заводов, складов и прочих точек и зон хозяйственной деятельности.


Вся их кипучая работа весьма точно напоминала картинку из фильма 1966 года «Начальник Чукотки». Только вместо американцев (по сюжету фильма) местных жителей, ительменов, спаивали как раз японцы. Мало того, что оккупанты варварски вылавливали подчистую все, что попадало в их тралы, нарушая все возможные конвенции и квоты. Они еще и выменивали у ительменов за «огненную воду» меха, редкие лекарственные травы и прочие дары природы. Вырубали лес, истребляли выдру, морских котиков и других животных. Нужно ли говорить о том, что вся эта кипучая деятельность была незаконной и не могла не обратить на себя внимания Кремля. Тем более что японских промысловых судов в районе Охотского моря было не один-два и не десять-двадцать, а тысячи! И они, если говорить прямо, просто грабили СССР, выгребая каждый год ресурсов на несколько миллионов полноценных золотых рублей – а это десятки тонн золота!

Противостоять такому открытому грабежу республике, только-только оправившейся после трех войн и революций, было нечем. Несколько пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) проблемы не решали. Тем более что рыболовный промысел шел под строгой охраной («крышей») Императорского флота Страны Восходящего Солнца. Примечателен тот факт, что японские военные, защищая браконьеров, в то же самое время фактически «отжимали» свои же рыболовецкие суда, владельцы которых честно покупали у Советской России лицензии на законный лов рыбы и краба. И вынуждали их уходить из района промысла, по сути поощряя браконьерство.
Точку этому экономическому и экологическому беспределу поставил товарищ Сталин, распорядившийся перебросить во Владивосток 66-ю отдельную эскадрилью из двенадцати самолетов, которая базировалась к тому моменту на одной из баз Черноморского флота в Крыму. Командовал ею комэск Михаил Пармичев. Понятное дело, что переброска осуществлялась в атмосфере чрезвычайной секретности. Надо еще добавить, что подразделение это было не совсем обычным и выгодно отличалось от других эскадрилий тем, что в нем «служили» летающие лодки итальянского производства «Савойя» С-62Б, что немаловажно для патрулирования морских просторов. Причем, дальность их полета составляла тысячу километров, а развивали скорость они до двухсот км/ч. «Савойи» могли нести бомбы, а на случай воздушного боя у них имелись по два спаренных пулемета.
К лету 1932 г. С-62Б уже стал основным разведчиком отечественной морской авиации. На 1 января их поступило 36, а к июлю пришли все. в том числе пушечные, машины. На одной из последних в декабре 1931 г. произвели практический отстрел вооружения в воздухе. В носовой установке поставили пушку Эрликон 1.. Пилоты фирмы испытывать ее в воздухе отказались, ссылаясь на то, что конструкция самолета не выдержит стрельбы. Выручил один из прикомандированных к советской комиссии итальянских военных летчиков, полковник Адриано Бакула, известный гонщик и рекордсмен. Полетели втроем: Бакула за штурвалом, рядом с ним советский приемщик Бертстрем (командир бригады ВВС Черного моря), а у пушки — второй приемщик. В. С. Коннэрт (из Военно- Воздушной академии). В этом составе за два дня сделали 46 выстрелов холостыми патронами в воздухе, 90 — на воде (на озере Лаго-Маджпоре) и столько же на суше. Самолет при стрельбе дергался: колебания шпангоутов и стенок доходили до 2–3 мм. Краска на переднем лонжероне и одном из шпангоутов лопнула, у турели срезало четыре крепежных болта.


На фото - С-62Б на лыжах. Балтийский флот

В мае 1932 г. эксперимент повторили в 4-м отделе НИИ ВВС; в Севастополе. Теперь монтировалась пушка Эрликон S. С; прелью, прицелом <<Ле Приер» и боезапасом она весила 138,9 кг. За семь полетов сделали 51 выстрел. На этот раз пользовались боевыми снарядами — бронебойными, осколочными, зажигательными, картечью. Деформации отмечено не было, но пользоваться пушкой оказалось очень неудобно. Для перезарядки ствол нужно было задирать до отказа вверх — иначе стрелок не мог дотянуться до магазина. Время поворота пушечной установки на тот же угол оказалось в 4–5 раз больше, чем у спарки ДА-2. Чтобы стрелять ниже горизонта, летнабу приходилось вставать на сиденье ногами. Сама пушка часто отказывала после первого же выстрела. В итоге на всех пушечных «савойях» смонтировали пулеметные турели, присланные как запасные, и эксплуатировали уже с ними.
Для того, чтобы С-62Б могли летать зимой, требовались лыжи. Их проектирование поручили заводу № 28. Через два окованных металлом гнезда насквозь через днище лодки продевалась труба из легированной стали (трубы покупали в Италии), крепившаяся к кильсону, на которую уже навешивались башмаки лыж. Амортизаторы крепились к 8-му и 16-му шпангоутам. Лыжи были деревянные с медной окантовкой. Под хвостовой частью лодки монтировалась еще одна маленькая лыжонка. Весь комплект такого шасси весил 260 кг. Изготовление лыж началось в октябре 1931 г., а в январе 1932 г. завод отправил для испытаний на Балтику первый комплект. Испытания прошли удачно. Общий вывод: «Техника взлета на лыжах существенных отличий от взлета с воды не имеет».


«Савойя» не отличалась ни высокой скоростью, ни хорошей маневренностью, зато была прочна, надежна и не доставляла особых хлопот летчикам. Конечно, ее плоскодонная лодка не позволяла ей взлетать и садиться при большой волне. При взлете самолет с трудом выходил на редан (как «Валь»), долго разбегался. У летчиков даже выработался прием — раскачивание лодки на разбеге, что помогало машине оторваться от воды. По воспоминаниям А. М. Тимофеева, командовавшего в середине 30-х годов 69-м речным отрядом на р. Уссури машины в полете буквально «висели» на двигателе и при его отказе садиться было очень трудно. На «Савойе» тяжело было привыкать к обратному, «французскому», расположению сектора газа (для увеличения оборотов ручку надо было тянуть в обратную сторону). А вот опасения, связанные с возможным срывом лодки в плоский штопор практически не оправдались.
После акклиматизации и необходимых тренировочных полетов осенью 1933 года эскадрилья взяла курс на Камчатку. Все это время, пока летчики готовились вступить с браконьерами в противостояние, японские рыболовецкие флотилии продолжали бесконтрольный вылов даров моря. Нельзя утверждать, что советские пограничники совсем уж пустили этот процесс на самотек. При любой реальной возможности наши сторожевые корабли проводили-таки задержания нарушителей с конвоированием браконьерских шхун и составлением необходимых в таких случаях протоколов.
А летом 1934 года и экипажам «Савой», наконец, представилась возможность проявить себя в борьбе против этой тихой интервенции. Во время задержания очередного рыболовецкого судна на горизонте появилась японская боевая эскадра с явно не мирными намерениями.
В одних источниках я читал, что в составе эскадры присутствовал в том числе и линкор "Конго" (тот, что положил начало серии). Но это было указано только мельком и одним автором, так что утверждать не берусь. Но вообще линкор "Конго" выглядел так (это почтовая открытка):


И безусловен тот факт, что точно были эсминцы серии  "Аращио", "Хамакадзе" или даже "Таникадзе II":


Осознавая всю серьезность сложившейся ситуации, с пограничного катера, производившего задержание, дали радиограмму в Петропавловск-Камчатский, откуда в срочном порядке в море вышло подкрепление в составе трех кораблей. Пришедшие на подмогу ПСКРы уже подошли к противнику на расстояние артиллерийского выстрела… И тут случилось невероятное: один из японских эсминцев просигналил нашим пограничным сторожевым кораблям… следовать за ним. Ни много, ни мало. И это в наших территориальных водах. Видимо, убедившись в огневом превосходстве своей эскадры, самураи уверовали в собственную безнаказанность и окончательно обнаглели, что вскружило им головы и сподвигло на захват наших кораблей. Даже человек, не знакомый с морским правом, не мог не понимать, что это уже являлось прямым нарушением всех международных соглашений и законов. А попросту говоря – пиратством.
И тут в самый напряженный момент в небе появились наши «Савойи», которые уже разворачивались для атаки на эсминцы противника. А через мгновение они уже имитировали бомбометание по кораблям противника. Это вызвало настоящую панику в стройных рядах японской эскадры. Забыв о потенциальной «добыче» - советских пограничных сторожевиках, одни самураи дружно кинулись кто куда, другие описывали круги по волнам, боясь, видимо, что, двигаясь прямым курсом, корабль гораздо сильней рискует подвергнуться бомбардировке. Более того, охваченные животным страхом, японские моряки включили на полную мощность корабельные сирены, взывая о пощаде. Страх горе-вояк был, по-видимому, настолько велик, что, удирая в сторону нейтральных вод, они унизились до крайности, передав через сигнальщика: «Счастливого плавания!».
После этого инцидента браконьерские «набеги» на наши территориальные воды резко прекратились. 66-я эскадрилья сделала свое важное дело, отвадив нарушителей соваться в чужой огород. «На чужой каравай рот не разевай», - гласит русская народная мудрость. И в 1934 году «сталинские соколы» разъяснили ее смысл японской военщине. Потом были уроки Хасана и Халхин-Гола, которые преподала милитаристам Красная Армия. Все это вместе взятое, видимо, и привело к тому, что Япония поостереглась вступать в полноценную войну с СССР в 1941 году. Что ж, как говорится, обжегшись на молоке, дуешь и на воду.


За интересную информацию, которую в том числе я и тут использовал, я должен сказать спасибо "Свободной прессе", журналу "Мир авиации" и "Википедии" (оттуда я скопипастил фотографии, кроме почтовой открытки "Конго").
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
15.12.2014 10:19:00
0 0
И безусловен тот факт, что точно были эсминцы серии "Аращио", "Хамакадзе" или даже "Таникадзе II"
Это очень важно!
15.12.2014 10:24:00
0 0
а мне понравилось. спасибо, было интересно
15.12.2014 10:42:00
0 0
История мертва и прошлые победы радуют только историков...
Это подтверждает сегодняшнее экономическое и военное положение стран.
15.12.2014 12:56:00
0 0
Николаич,история мертва,опыт исторический важен,например если дело касается раздела территориальных вод,границ,полезных ископаемых и других ништяков.
Пысы: Ну хоть не про марки.Интересно,а то туд есть историк один,который про историю не пишет,сапожник без сапог,мля
15.12.2014 13:38:00
0 0
:
Ну хоть не про марки
Чево у ково свербит, тот о том и говорит, ога...
Ты ещё не написал про тех кто не помнит своего родства, как их там...
15.12.2014 14:10:00
0 0
У меня далеко не всегда про марки. А иногда марки просто в дополнение к тексту идут, а не наоборот.
Пысы: а ещё у нас географ есть тут.
Пысы2: История не мертва. Она повторяется иногда
15.12.2014 14:38:00
0 0
История никогда не повторятся...
Поэтому и никто историков не слушает и не читает
Поэтому она и "повторяется"
15.12.2014 15:13:00
0 0
Географф готовит кстате ряд сугубо научных постоф,по своей тематике,ага...
История повторяется,она циклична,и ситуации повторяются,потому что люди почти не изменились
15.12.2014 15:18:00
0 0
Молодец. Готовь. Но на данный момент на сапожника без сапог похож в том числе и ты.
15.12.2014 16:41:00
0 0
Андрей,защищаете корефана? Понимаю...
15.12.2014 17:50:00
0 0
Алексей, он мне не корефан. Я с ним вообще не знаком. Более того: крайне велика вероятость, что я его никогда не видел. Даже среди толпы в магазине.
Просто прежде, чем предъявлять к кому-либо критические замечания или параметры (тем более с употреблением частицы "мля"), нужно удостовериться, а соответствуете ли вы сами этой критике и этим параметрам.
Это называется "адекватность".
15.12.2014 18:36:00
0 0
Прости Андрей,бес попутал,ну не корефан,значит не корефан. Мляяя,мне так стыдно! Чё же делать? Мля! Предъявил критические замечания,а сам то,сам то...пойду убьюсь с гранатомёта
15.12.2014 10:54:00
0 0
Лом, рад, что понравилось.
Меня самого сильно заинтересовала эта история, когда я прочитал небольшой отрывок из неё.
15.12.2014 13:40:00
0 0
Историки похожи на людей, которые идут вроде вперёд, но повернув голову назад.
15.12.2014 15:08:00
0 0
Андрей, и мне понравилось. Пусть буду никто, но историков смотрю, слушаю, читаю.
15.12.2014 15:21:00
0 0
Никем можно стать только если не смотреть, не слушать и не читать. Моё лично мнение, которое постоянно подтверждается.
Я рад, что понравилось. Дуамю, что и дальше у меня получится раскопать не одну интересную тему. :)
15.12.2014 19:25:00
0 0
Андрей, а ты не хочешь поменять площадки? Например на Амуринфо?
Там и народу больше на порядок и культура общения выше и публика там отзывчивее и менее циничная.
Все кто ушел туда ни капельки не жалели...
Там как-то ты органичнее бы смотрелся. Не?
Я просто переживаю....
16.12.2014 10:48:00
0 0

Прочитал с удовольствием. Спасибо за интересные факты.


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа
24 октября в 10:00 часов Амурская областная детская библиотека приглашает ребят и взрослых на тренинг по правополушарному рисованию «Кролик». В интуитивном рисовании все просто, а результат восхищает! Главную роль играет фон и волшебство его создания.  Результат получится у каждого. Не верите? В таком случае стоит попробовать. Если хотите, чтобы Ваш ребёнок научился рисовать, или хотите научиться сами – это то, что нужно!

Продолжительность — 1 час.

Для творчества предоставляются все необходимые материалы. Дети младше шести лет могут посетить занятие вместе с родителями.

Справки и запись по телефону: 8(914)563-36-69 (WA). Принимаются коллективные заявки (время по договоренности).

*При посещении библиотеки необходимо соблюдать все требования Роспотребнадзора: температурный контроль на входе, обработка рук, наличие маски.