Попрошайки тогда
0 0

Наверное, все люди привыкли к тому, что в центре крупных и не оень городов в обязательном порядке есть нищие. При этом почти все они могут вызвать сочуствие и иже сопустствующие чувства. У некоторых есть душещипательные (нередко - с главным словом "щипать") истории о том, что у них нет того, сего, пятого и десятого. Кто-то им прикрикнет нечто в стиле "здоровый ещё мог бы и поработать пойти". Хотя сбор милостыни и есть их основная работа.
Однако профессионализм большинства из них вызывает большие сомнения. Вот если бы кто-то изобрёл машину времени и отправил бы наших современных нищих на 120-150 лет назад, то они бы и копейки могли не набрать. Если бы их вообще допустили к такой работе, как сбор милостыни. Потому что для этого требовалось немало знать и уметь.
Сейчас у нас не ведётся статистика по нищим и нищенству. Тем более, что это не считается нечто уголовным. Подобного преступления в УК РФ нет. В СССР могли за попрошайничество за шиворот - и за 101 километр от госграницы. Шутка, понятное дело...
В Царской России тоже к попрошайкам относились мягко. В православной стране, где общественное мнение милосердно к сирым и убогим, иначе и быть не могло. Но вы знаете, сколько было попрошает в Российской империи? В России (в европейской части и в Сибири) в конце XIX века было зарегистрировано 746 тыс. человек, на постоянной основе просящих подаяния, что составляло 0,8% населения данных регионов. 746000!!! Целая армия. Вон примерно столько же сейчас штурмует Европейский Союз. И ещё не известно - кто чья армия (беженцев или полицейских) победит.

Я честно не знаю, как устроен нынешний класс попрошаек. А потому особо не хочу лезть в сравнение. А просто, имея в голове не один источник, соберу то, что знаю (читал и слышал) о ватагах попрошаек 100-150-летней давности. Кстати, устроеными крайне демократично не только по тем, но и по нынешним временам.

В Российской империи нищие на добровольной основе собирались в артели, именовавшиеся ватагами, в которых существовал четкий свод профессиональных законов. За их соблюдением надзирал избиравшийся демократическим путем староста, пользовавшийся непререкаемым авторитетом. Причем, над старостами ватаг было высшее "начальство" — на сходках выбирали старост уездов.
Такие ватаги "христорадничали", то есть странствовали, собирая подаяния во славу Христа, представляясь в высшей степени набожными людьми. Этим людям требовалось, прежде всего, демонстрировать прекрасное знание всех нюансов церковного уклада. Это было большое искусство. Новых людей принимали в ватагу на правах "студентов". Они ежегодно платили определенную сумму, и от двух до четырех лет проходили обучение. После чего у них принимали экзамен на знание молитв, церковной символики, "нищенских" стихов и песнопений, а также особого "нищенского" языка, который был построен по законам языка уголовного. Лишь сдав экзамен, человек становился полноправным нищем. По сути, его принимали в "профсоюз", где распределялись доходы и осуществлялась помощь заболевшим или "потерявшим трудоспособность".
Больше всех прав имели инвалиды (в особенности - слепые). Оно и понятно. Тем более, что на одного настоящего слепого было до сотни мнимых. Подобные ватаги могли странствовать по всей стране, особенно согласовывая свой график с датами крупных ярмарок. Ярмарок тогда было немерянное количество. Фактически, начиная с мая и заканчивая примерно октябрём в стране обязательно была одна-две ярмарки в любой из дней.
Появлялись даже целые деревни, которые специализировались на сборе подаяний. И помогала им в этом в том числе и Православная церковь. В частности, в Арзамасском уезде жители деревни Пьявочное Озеро покупали у церкви за 40 рублей бумаги, разрешавшие собирать подаяния (их можно было официально показывать городовому или даже тому, кто хотел дать милостыню: "Мол, у нас богоугодное дело"), и по весне отправлялись "на уборку урожая". Вернувшись осенью, отдавали церкви 150 рублей, а 500 оставляли себе.

Но по понятным причинам большинство нищих были "индивидуальными предпринимателями". Хотя они прекрасно друг друга знали (да хоть вспомните "Золотого телёнка" и кусок оттуда про деление территории детьми лейтенанта Шмидта). Кстати, делили поляны все. Чтобы и самому поиметь, и другим дорогу не перебегать. Потому возникли и специализации:

1. Могильщики. Понятное дело - побирались на кладбищах. Исключительно тонкий психологический расчёт: на кладбище каждый может видеть бренность своего существования и поверить (даже атеист вроде меня когда приходилось работать на кладбище перед похоронами видел "всякое" и слышал "ого-го себе") во всё, что угодно. Человек размягчается: "Может, есть что там. И у Бога зачтётся".

2. Горбачи. Не потому, что горбатые были. Просто побирались с сумою. С той самой, от которой, как и от тюрьмы, нельзя зарекаться. Брали иной раз на испуг.
Придя в дом, в котором люди проживали в достатке, горемыка начинал рассказывать, что бедная его женушка или любимые детки заболели тифом (оспой, чумой и т. д.). Вполне понятно, что от него старались поскорее откупиться и выпроводить за ворота.

3. Ерусалимцы. Эти товарищи в обязательном порядке (не)давненько посетили Иерусалим (кстати, от них требовались большие знания в религии, культуре и географии подчас - просили же рассказать иной раз подающие, чтобы приобщиться). Они продавали щепки от гроба Господня и даже тьму Египетскую.

4. Севастопольцы. Не. Не современные. А раненные или лишённые крова при осаде Севастополя в Крымскую войну. Были и ветераны прочих военных конфликтов. Особенно много стало участников "Кровавого воскресенья". Их набралось к 1914 чуть ли не сотня тысяч. Как только могли все поместиться в 1905-м на одной площади?

5. Но больше всех изумляет количество "погорельцев". Правда, в них переквалифицировались все время от времени. Когда случался большой пожар в городе или ненастье (засуха или наоборот) где-то, то нищие мгновенно становились выходцами оттуда. Когда, например, серьезно погорел Брест-Литовск, то количество «погорельцев», отправившихся на промысел в близлежащие села и деревни, вдвое превысило число жителей города. В качестве примера: представьте, что в прошлом году по всей стране было бы примерно с 300-400 тысяч подтопленцев из Амурской области, собирающих милостыню на строительство дома на новом месте.

6. Реквизитчики. Эти гражданемогли ходить с просьбой денег на погребение сына, дочери, племянника или ещё кого. Почти всегда ходили с маленькими гробиками в руках (это вам не цыганки с чужими детьми, ага)

7. Вдовы. Обладали завидным артистическим талантом, которому бы позавидовала добрая половина нынешнего телеэкрана и мыльных опер. Могли легко и непринуждённо упасть в голодный обморок, когда из церкви выходили состоятельные господа. Понятное дело, после того, как её откачивали, "вдова" говорила о том, как потеряла мужа, давно не ела, шла в церковь помолиться за сына/племянника/брата, что сейчас в армии/на заводе/в шахте/каторге.

8. Ресторанщики. Эти падали, понятное дело, около ресторанов. Частенько - прямо перед отобедавшими, когда они выходили. Именно от таких попрошаек и должны были защищать само заведение швейцары.

9. Пострадавшие за правду, правдорубы. Ну, у нас в России всегда любили тех, кто режет правду-матку. А тут пострадавший. Самый натуральный! И хрен проверишь: врёт или нет!

10. Эпилептики. Они почти как вдовы и ресторанщики. Вот только просили на лечение. А приступы умело симулировали куском мыла.

Могли и просто ходить и просить деньги. На всё, что угодно: на лошадь, на корову, на дом, на приданное, на победу... И далее, далее, далее...
Вообще сотню-другую лет назад русский человек был отзывчивее что ли... Или это просто так кажется по провествии такого количества времени. Хотя... С другой стороны: если бы сейчас ходили бы по улицам с гробиками, эпилептики, а на кладбищах могильщики были бы...
Или как кто считает?
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
14.09.2015 10:14:00
0 0
Так они и сейчас собираются,вернее их собирают,большую часть денег отдают главному барыге
14.09.2015 15:22:00
0 0
в городе опять на ул.театральная-горького и мухина-октябрьсякая попрошайки инвалиды появились...интересно у них "крыша" есть?
15.09.2015 10:06:00
0 0
Видел тоже.
14.09.2015 12:26:00
0 0
сотню-другую лет назад русский человек был отзывчивее что ли...
Сотню лет назад богатые меценаты нашего города организовывали богадельни (место содержания бездетных стариков), приюты (место содержания внезапно осиротевших детей), финансировали РОКК (Российское общество Красного Креста), построили десятки храмов, содержали школы, дарили дома церкви и вообще-то совершенно не наблюдалось детских домов в их нынешнем понимании. Взять в дом сироту считалось крайне богоугодным делом "Кто примет дитя во имя Моё - Меня принимает".
Семен Саввич Шадрин построил собор Святой Живоначалдьной Троицы.
Супруга Василия Левашева - Ольга Мартыновна поддерживала несколько школ, финансировала епархиальное училище и храм при нём.
Благотворить было почетно, престижно и достойно.
Бог дал тебе заработать, воздай Богу благими делами.
А нищие - это сущность человека. Иного голодного палкой не заставишь руку протянуть, а иной "нищий" монетки в 50 коп. за деньги не считает.
14.09.2015 12:32:00
0 0
Да. Это точно. Тут и возражать особо нечего.
Но добрые люди были всегда. И сейчас есть меценаты, правда, со стороны это иногда выглядит (а подчас - и говорится): "Пиарится!". :)
Были всегда и злые. Всегда были и будут те, кто пользавался и теми, и другими.
14.09.2015 12:38:00
0 0
И сейчас есть меценаты
Это я точно знаю.
Кстати, большинство из них совершенно не пиарится.
На их деньги восстановили храм, а это больше 10 млн.
Построили звонницу.
Упаковали в плитку всю грязь на прихрамовой территории.
Сейчас нужны деньги на реставрацию фасада.
Думаю, что найдутся тихие благотворители, чтоб оставить после себя обновленное старинное здание, показав потомкам, что наше поколение не только чтит память предков, построивших эту красоту, но и хранит созданное ими.
Заливаюсь изнутри слезами, наблюдая, как с каким-то остервенением крушат сегодня красивые и крепкие старинные дома с резными наличниками, строя на их месте убогие кубики.
14.09.2015 15:24:00
0 0
Так где жёны местных олигархов? чего не содержут приюты школы и театры ?
14.09.2015 15:26:00
0 0
Жёны любых олигархов чаще содержат курортные территории :)
14.09.2015 15:30:00
0 0
один знакомый работал на местных олигархов пошёл к хозяину кредит в отсрочку попросить дабы банкам процент конский не платить...и сумма была не большой ...ему сказали нет... ibo nexui..бизнес в Благовещенске социально не ответственный...сотрудники даже крупных фирм идут в банки и влезают в кабалу....лет на 20....если по жилью вопрос решают
14.09.2015 13:17:00
0 0
А где марки с попрошайками? Нет что ли?
14.09.2015 13:20:00
0 0
Нет, почему же? Почтовые марки современной Украины выходят большими тиражами. И их очень много. :)
Даже больше, чем греческих
15.09.2015 10:06:00
0 0

Блоги


Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 845 След.