Памятный для флота день
0 0

Завтра - своеобразный день рождения флота России. Именно 20 октября 1696 года после завоевания крепости Азов боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота. В СССР к подобным датам частенько выпускались серии самых разнообразных марок, почтовых открыток и прочей сувенирно-коллекционной аттрибутики. И почти всегда их интересно рассматривать и спустя года (ниже - текст на реверсе открытки):


1. ЛОДЬЯ
Лодья — небольшое парусно-гребное судно древних славян. На лодьях совершались и торговые плавания и боевые походы. Наиболее распространенными и удобными для мореходства были лодьи набойные и палубные. Постройка таких судов была очень трудоемкой и требовала большого умения. Для строительства лодей применялись стволы расколотых или растесанных пополам многолетних дубовых деревьев, в которых выдалбливались или выжигались выемки. Полученная таким образом заготовка вымачивалась в воде, а затем распаривалась над костром, распиралась брусьями и клиньями до необходимых размеров и высушивалась. Далее внутри лодьи устанавливались опруги (шпангоуты), к концам которых, выступающим над бортами, для увеличения вместимости судна с помощью деревянных колышков пришивались доски. В движение лодьи приводились веслами и поднимаемым на одной мачте парусом. Первоначально лодьи были беспалубными, но уже к середине XII века стали строить сначала сплетенные из лыка, а позже из досок навесы, чтобы прикрыть грузы и экипаж судна в непогоду. Такая лодья стала называться палубной.


2. КОЧ
Коч — деревянное, одномачтовое, плоскодонное, однопалуб- ное морское судно северных поморов, имевшее обычно длину до 24 и ширину до 8 метров и вмещавшее в себя до 30 человек и свы- ше 30 т грузов. В движение приводилось парусом, сшитым из оленьих шкур, и веслами и управлялось навесным рулем. На таких судах, отличавшихся прочностью корпуса и хорошими мореходны- ми качествами, позволявшими им выдерживать суровые штормы при длительных переходах по морям Северного Ледовитого океа- на, русские землепроходцы в XVI—XVII веках совершали отваж- ные «мангазейские плавания», осваивая огромные территории Сибири.


3. ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ «ОРЕЛ»
Корабль заложен в ноябре 1667 года в селе Дединово на Оке, недалеко от Коломны, для охраны торгового судоходства с Персией на Каспийском море. Постройка закончена в 1669 году. Это первый военный корабль России. Представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового корабля длиной 25 метров. шириной 6,5 и осадкой 1,5 метра, вооруженного 22 пушками и ручными гранатами. Летом 1669 года «Орел» в составе небольшой флотилии перешел сначала в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань. В 1670 году был захвачен восставшими крестьянами, возглавляемыми Степаном Разиным. После подавления восстания царскими войсками сыграть какую-либо полезную роль кораблю так и не довелось. По сохранившимся документам тех лет есть основания предполагать, что он в течение многих лет, простояв в бездействии в протоке Кутум, близ одной из астраханских слобод, пришел в полную негодность.


4. ЯХТА «СВЯТОЙ ПЕТР»
«Святой Петр»—первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Построен в Голландии в 1693 году по заказу Петра I и в том же году прибыл в Архангельск—единственный в то время порт России. Этот небольшой парусный корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. По бортам подвешивались шверцы (балансиры) для большей устойчивости в бурном море. В 1693 году на яхте для осмотра побережья Белого моря выходил Петр I. Он еще дважды находился на ее борту: во время поездки в Соловецкий монастырь, а позже — конвоируя со всей эскадрой русских военных кораблей иностранные торговые суда до Белого моря. В последующие годы яхта «Святой Петр» была превращена в торговое судно.


5. ВЗЯТИЕ ТУРЕЦКОЙ КРЕПОСТИ АЗОВ
Чтобы получить выходы в Азовское, а затем и в Черное моря русским войскам в первую очередь необходимо было взять нахо- дившуюся в устье Дона сильно укрепленную турецкую крепость Азов. Однако первая попытка овладения этой крепостью, пред- принятая Петром I в 1695 году, из-за отсутствия у русских флота окончилась неудачей. В следующем году Петр I направил туда специально построенный для блокады крепости с моря флот в составе двух 36-пушечных кораблей и 22 галер. Войдя 27 мая в Азовское море, эти суда блокировали крепость Азов с моря, не давая турецкому флоту возможности подвезти подкрепление оса- жденной крепости. Благодаря совместным блокадным действиям русских наземных войск и флота Азов 18 июля 1696 года пал.


6. ГАЛЕРА «ПРИНЦИПИУМ» Галера построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу, 2 апреля того же года вместе с двумя другими однотипными судами была спущена на воду. Длина — 38, ширина — 6 метров, высота от киля до палубы — около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа —до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I.
3 мая 1696 года «Принципиум» под командованием Петра I в голове отряда из восьми судов покинула Воронеж и после 12-дневного плавания под парусами прибыла в Черкесск. Во время этого перехода на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя.
27 мая это судно в составе флота впервые вышло в Азовское море, а в июне участвовало в блокаде с моря осажденной русскими войсками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона.
По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. В документах того времени чаще встречалась под наименованиями «Его высочества» и «Кумандера».


7. КОРАБЛЬ «ПРЕДЕСТИНАЦИЯ»
Корабль заложен 19 ноября 1698 года в Воронеже непосредственно самим Петром I. 27 апреля 1700 года спущен на воду и в апреле 1702 года переведен в Азов. Длина — 36, ширина — 9,5 метров, экипаж — 253 человека. Имел на вооружении 58 орудий. Этот корабль, построенный русскими мастерами, помимо хороших мореходных качеств, обладал и некоторыми конструктивными особенностями по сравнению с другими не только русскими, но и зарубежными кораблями такого типа. Конструкция корпуса корабля выполнена так, что в случае повреждения или утери киля судно могло продолжать плавание, и ему не угрожало затопление. По словам самого Петра «корабль сей был весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный». Мастерство его строителей — Скляева и Верещагина высоко было оценено также голландскими, датскими и английскими специалистами — в то время лучшими кораблестроителями в мире. Однако полностью продемонстрировать свои боевые и мореходные возможности корабль не смог, ввиду вынужденной бездеятельности Азовского флота в те годы. В 1711 году, при сдаче Азова, был продан турецкому правительству.


8. КОРАБЛЬ «КРЕПОСТЬ»
«Крепость» — первый русский военный корабль, вышедший в Черное море и посетивший Константинополь.
Построен в Паншине, недалеко от устья Дона. Длина — 37,8, ширина — 7,3 метра, экипаж — 106 человек, вооружение — 46 орудий.
Летом 1699 года «Крепость» под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы, а всей русской эскадры у Керчи вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был заключен мирный договор. Этот поход «Крепости» примечателен еще и тем, что русские моряки впервые произвели гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты, а также составили первые планы Крымского побережья.
Во время стоянки в Константинополе на борту «Крепости» побывали многие турецкие и зарубежные специалисты, давшие высокую оценку русскому судостроению. В июне следующего, 1700 года, корабль «Крепость» с 170 русскими пленными возвратился из Турции в Азов.


9. БОЙ СО ШВЕДСКИМИ КОРАБЛЯМИ В УСТЬЕ РЕКИ НЕВЫ
Выходу русских в Балтийское море препятствовали две шведские крепости — Нотебург у истоков Невы и Ниеншанц близ ее устья. Овладев 11 октября 1702 года первой из них, а 1 мая следующего года — второй, Петр I на рассвете 7 мая 1703 года, пользуясь дождливой погодой и туманом, с двумя отрядами посаженных на 30 лодок солдат атаковал подошедшие к Ниеншанцу и ставшие на якоря шведские 10-пушечный галиот «Гедан» и 8-пушечную шняву «Астрильд». Застигнутые врасплох, шведы открыли ураганный орудийный и ружейный огонь, но, окруженные со всех сторон русскими судами, после упорного абордажного боя были вынуждены спустить флаг и сдаться в плен. Эта победа заставила шведскую эскадру навсегда оставить устье Невы. Для его защиты была основана крепость на острове Янни-Сари в мае 1703 года (нынешняя Петропавловская крепость) и заложен город Санкт-Петербург — первый русский порт на Балтийском море.


10. СТРОИТЕЛЬСТВО АДМИРАЛТЕЙСТВА
Сознавая решающую роль флота в борьбе за выход России к морям, Петр I сразу же после основания в 1703 году Санкт-Петербурга одновременно со строительством крепостных укреплений и городских зданий приступил к сооружению в центре нового города судостроительной верфи — Адмиралтейства. Основные работы по постройке были завершены к концу 1705 года. Наряду со строительством верфи в городе создавались необходимые для постройки и оснащения судов металлообрабатывающие, канатные, смоляные, деревообделочные и другие подсобные предприятия. Уже в феврале 1704 года в Новом Адмиралтействе была произведена закладка первых малотоннажных парусных и гребных судов, а пять лет спустя — первого линейного корабля. Через несколько лет эта верфь стала крупнейшей в стране и была способна строить самые большие парусные суда; к концу Северной войны на ней было построено до 50 процентов всех линейных кораблей, являвшихся основной силой Балтийского флота. Если первоначально на верфи было занято всего лишь 500 рабочих, то в 1710 году их было уже 4720, а в 1725 году — 15 000 человек.


11. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ПОЛТАВА»
«Полтава» — первый линейный корабль, построенный в Петербурге. Заложен 15 декабря 1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 июня 1712 года. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы 27 июня 1709 года русских войск над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина — 34,6, ширина — 11,7, осадка — 4,6 метра, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра I. После 1732 года этот корабль, пришедший в негодность к дальнейшей морской службе, был исключен из списков флота и разобран.


12. ГАНГУТСКАЯ ПОБЕДА
В кампанию 1714 года русское командование рассчитывало силами гребного флота в составе 99 судов с 15-тысячным десантом на борту занять Аландские острова и в случае успеха высадиться на территории Швеции. Петр I решил построить через Гангутский перешеек деревянный помост для переброски в район к западу от Гангута нескольких судов, чтобы нанести внезапный удар противнику с тыла. Через два дня, 25 июля, узнав от местных рыбаков о строительстве переволоки, командующий шведской эскадрой послал к месту строительства 10 своих кораблей под командованием адмирала Эреншильда, разделив тем самым свой флот. Этим незамедлительно воспользовался Петр I. Утром следу- ющего дня, пользуясь безветрием и внезапностью, он направил в прорыв мимо шведского отряда свой авангард и суда дозора. 27 июля к прорвавшимся ранее 35 скампавеям (легкие галеры) присоединились и остальные суда русского регулярного флота. В этот же день русский авангард напал на стоявшие у Гангута суда Эреншильда и после ожесточенного трехчасового боя взял их на абордаж. Победа русского флота была полной: все 10 шведских кораблей были пленены.
Гангутская победа — первая крупная победа русского регулярного флота — обеспечила занятие русскими войсками всей Финляндии и перенесение боевых действий на территорию самой Швеции.


13. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ИНГЕРМАНЛАНД»
Корабль заложен 30 октября 1712 года корабельным мастером Козенцем на Адмиралтействе в Петербурге. 1 мая 1715 года был спущен на воду и вскоре введен в состав Балтийского корабельного флота. Представлял собой тип трехмачтового двухпалубного линейного корабля, вооруженного 64 орудиями, длиной 46, шириной 12,8 и осадкой около 5,6 метров. Назван в честь исконно русских земель, расположенных в устье Невы и отвоеванных у иноземных захватчиков в 1703 году. После вступления в строй «Ингерманланд» в течение нескольких лет был флагманским кораблем Петра I на Балтийском море. В августе 1716 года Петр, держа свой штандарт на мачте «Ингерманланда», принял командование объединенными силами русско-датско-англо-голландского флота в составе 70 линейных кораблей и большого количества более мелких судов, совершивших в поисках шведского флота совместное плавание от Копенгагена до острова Борнхольм и обратно.
В память об этом Петр I приказал сохранить «Ингерманланд» для потомства, однако в 1735 году корабль, находясь на вечной стоянке в Кронштадте, затонул, а в следующем году за невозможностью восстановления был разобран.


14. БОЙ У ОСТРОВА ЭЗЕЛЬ
В мае 1719 года русскому командованию стало известно о выходе в Балтийское море шведского отряда военных кораблей. Для его поиска из Ревеля (Таллина) 15 мая под командованием капитана 2 ранга Наума Сенявина вышли 6 линейных кораблей и 18-пушечная шнява, которые на девятый день крейсерства у острова Эзель встретились с тремя шведскими кораблями. Сблизившись с противником на короткую дистанцию, русский отряд открыл интенсивный артиллерийский огонь по неприятельскому флагману — 52-пушечному линейному кораблю «Вахмайстер», который в ходе боя получил серьезные повреждения.
Шведский корабль пытался спастись бегством, но после трехчасовой погони был захвачен в плен двумя русскими кораблями. Два других шведских корабля — фрегат «Карлскрон-Вапен» и бригантина «Бернгардус» также, не выдержав разрушительного действия русского огня, спустили флаги. Потери русских в этом бою составили всего лишь 9 человек раненых.
В сражении у острова Эзель Российский флот одержал первую морскую победу с помощью артиллерии, не прибегая к абордажу.


15. БОЙ У ОСТРОВА ГРЕНГАМ
В мае 1720 года в район Аландских островов проник отряд шведских кораблей в составе 1 линейного корабля, 4 фрегатов и 9 малых судов. Русскому гребному флоту (61 скампавея и более 20 лодок) под командованием князя Голицына было приказано атаковать неприятеля и выбить его ииз этого района. 27 июля русские суда у острова Ламеланд обнаружили шведские корабли, но ввиду свежей погоды от попытки атаковать противника на открытом плесе отказались и, увлекая за собой неприятеля, отошли в шхерный район у острова Гренгам. В шхерах шведские парусные корабли не могли свободно маневрировать и после решительной атаки со всех сторон русскими скампавеями четыре фрегата были взяты на абордаж и пленены, а остальные корабли поспешно удалились.
Выиграв это сражение, явившееся последним крупным столкновением русского и шведского флотов в ходе Северной войны, русский флот еще более упрочил свое господствующее положение в районе Або-Аландского архипелага. Это обстоятельство способствовало успешным десантным действиям русского гребного флота на побережье Швеции в 1721 году.


16. «ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА»
В 1688 году внимание юного Петра I привлек принадлежавший его двоюродному деду ботик. Будущий основатель русского регулярного военного флота на этом суденышке сначала на Яузе, а затем на Измайловском пруду и Переяславском озере делал свои первые шаги по изучению основ морского дела. На Переяславском озере им вскоре была создана целая «флотилия» подобных судов. С тех пор мысль о море и морских походах ни на минуту не покидала Петра.
Весной 1723 года, уже после многих одержанных русским флотом побед, Петр I вспомнил о своем «любимце», и по его приказанию ботик был перевезен в Петербург, а затем в Кронштадт. 11 августа 1723 года «дедушка русского флота», управляемый самим Петром I, в сопровождении 200 галер, под грохот канонады полутора тысяч орудий и громкие крики «ура» прошел вдоль строя украшенных флагами кораблей Балтийского флота.
На следующий день он как памятник рождения русского регулярного военного флота был поставлен на вечное хранение в Петропавловскую крепость. В настоящее время занимает достойное место в экспозиции Центрального военно-морского музея в Ленинграде.
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
19.10.2015 08:57:00
0 0
вчера над Аляской был поднят российский флаг. там отмечали очередную годовщину передачи самого большого штата под юрисдикцию США. Было много гостей из России. Меня звали, да дела.

А ребята звонили - весело говорят было.

пысы кажный день какой нибудь праздник )))
19.10.2015 12:49:00
0 0
А чего именно весёлого было? Всего лишь флаг подняли? Даже не пытались устоить референдум или игру в кащаков-разбойников? ;)
19.10.2015 09:24:00
0 0
Дедушка Русского флота
Я про него впервые узнал по маркам, которые собиоал в детстве. Даже не подозревал, что он цел и невредим до сих пор.
19.10.2015 12:46:00
0 0
А марка выходила вместе с открытками одной большой серией.
19.10.2015 12:17:00
0 0
В настоящее время занимает достойное место в экспозиции Центрального военно-морского музея в Ленинграде.
В настоящее время в Санкт-Петербурге))))
19.10.2015 12:45:00
0 0
Это-то да. Но открытки производства ещё СССР))
19.10.2015 12:47:00
0 0
но время то идёт и сейчас он в СП
19.10.2015 12:50:00
0 0
Вот только область вокруг Ленинградская))
19.10.2015 12:54:00
0 0
и?
надо было или писать, что текст приведён в точности как на открытке или писать о том, что сейчас

Место нахождения высших органов государственной власти — город Санкт-Петербург (с 1924 по 1991 годы — Ленинград, отсюда название области). При этом город Санкт-Петербург не входит в состав области, являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации. Ленинградская область — единственный субъект Федерации, органы власти которого полностью находятся на территории другого субъекта
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1­%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C
19.10.2015 13:11:00
0 0
...И почти всегда их интересно рассматривать и спустя года (ниже - текст на реверсе открытки)...
19.10.2015 13:13:00
0 0
19.10.2015 14:04:00
0 0

Коч — деревянное, одномачтовое, плоскодонное, однопалубное морское судно
Он же дощаник. На таких судах(лодках) летали по Олёкме хабаровцы. Глядя на Тумуллурский и Тунгурчинский пороги, которые они проходили я уверился в мысли, что они не бывали трезвыми.


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа
Картины эксцентричного аристократа Луиса Уэйна обладают одной общей чертой — он пишет исключительно антропоморфных котов. Благодаря любви своей жены Эмили, Луис навсегда меняет взгляд людей на жизнь и на кошек. Но с каждой новой картиной причудливые миры Луиса начинают всё сильнее заменять ему реальность.

Возрастное ограничение: 16+
24 октября в 10:00 часов Амурская областная детская библиотека приглашает ребят и взрослых на тренинг по правополушарному рисованию «Кролик». В интуитивном рисовании все просто, а результат восхищает! Главную роль играет фон и волшебство его создания.  Результат получится у каждого. Не верите? В таком случае стоит попробовать. Если хотите, чтобы Ваш ребёнок научился рисовать, или хотите научиться сами – это то, что нужно!

Продолжительность — 1 час.

Для творчества предоставляются все необходимые материалы. Дети младше шести лет могут посетить занятие вместе с родителями.

Справки и запись по телефону: 8(914)563-36-69 (WA). Принимаются коллективные заявки (время по договоренности).

*При посещении библиотеки необходимо соблюдать все требования Роспотребнадзора: температурный контроль на входе, обработка рук, наличие маски.