Я поведу тебя в Корейское кино
0 0

Продолжение вот этого поста моего блога

В первой части были фото съёмочного процесса. Теперь же - о самом кино. Можно ли целоваться? Как много поцелуев? И что вообще в северокорейском кино? (Pre.S.: Основа - статья Татьяны Габрусенко – историка-корееведа, профессора Университета Корё)


Как и другие культурные жанры, кино в КНДР началось с подражания советской соцреалистической модели 1930–1950-х годов. Любовь в этих фильмах была темой важной, но не самодостаточной. Она скорее выполняла функции фермента внутреннего развития героя, служила носителем социальных или политических идей.
Вот как было в «Весне на Заречной улице»? Любовь тесно сплетена с идеей массового образования: «Сашка, ты же отлично понимаешь, что учиться тебе необходимо. Для работы, для жизни. Для любви. Люди ради любви горы ворочают. А ты боишься до школы сто метров пройти». Любовь в фильмах этой эпохи всегда была преодолением примитивно-физической природы человека. В «Весне» грубо-сексуальная красавица Зиночка быстро наскучивает герою в силу не столько своей доступности, сколько ограниченности тех удовольствий, которые она может дать. Новая любовь героя-рабочего, учительница, – это Рахманинов, это портрет Блока на стенке, это стопка книжек на столике, это свет от нового знания, это радость преодоления себя, своей косности и лени.



Следуя официальному лозунгу той поры «Давайте учиться у Советского Союза!», первые кинематографисты КНДР восприняли советские фильмы как примеры для подражания. С учетом конфуцианских традиций Кореи перенос на корейскую почву даже тех скромных романтических советских образцов был радикальным новаторством. Один из первых северокорейских фильмов, «Молодожены», снятый в 1955 году, посвящен теме места женщины в новом корейском обществе. Лучшая работница завода, токарь, выйдя замуж, по настоянию мужа уходит с работы и оказывается запертой в четырех стенах. Любовь к жене помогает мужу преодолеть свои предрассудки и отпустить ее обратно на завод.
Скажем так, не самый замысловатый сюжет. Но на подобных историях вон который год подряд и наши федеральные каналы половину сетки вещания заполняют!
Но что показано в фильме? Всё достаточно просто: взгляды, подарки, цветы. И лишь в конце фильма одна смелая сцена. Счастливые герои идут домой с работы, и на узкой тропинке муж вдруг порывисто обнимает жену, прижимает к себе и почти целует, но... Сзади слышится веселое кхеканье знакомых, напоминающее молодоженам, что они не одни, и супруги смущенно отскакивают друг от друга.
Согласитесь, что в современных отечественных фильмах и десяти минут не пройдёт без того, чтоб кто-то кого-либо не поцеловал! А там... Почти-почти...


Но и этого оказалось слишком уж! Кинематографистам КНДР дали понять, что подобных сцен в искусстве быть не должно. Ким ИрСен (на тот момент вообще мужчина в самом расцвете сил) уже тогда патриархален во взглядах. Народ не должен видеть на экране разные слюнявые глупости! И баста! Точней - точка! В мгновение ока сценарии поменялись. Перепуганные писатели и режиссеры стали избегать романтической тематики. Стоит отметить, что в те времена, собственно, была грандиозная чистка среди политиков. И было отчётливо показано, что будет с теми, кто не совсем будет следовать идеям Ким ИрСена. И на политиках, генералах и прочих лицах, а не на каких-то заштатных писателях...



Но время шло... Северокорейские фильмы 1960–1970-х годов производят странное впечатление. Как любое искусство, несущее мобилизационные посылы, кино КНДР строит повествование вокруг молодых энтузиастов обоих полов. Однако тема любви в отношениях юных героев не присутствует вообще. Чтобы исключить саму возможность такого поворота сюжета, сценаристы часто делали молодых героев братом и сестрой, как в фильме «Центральный нападающий». Хотя, согласитесь, в настоящее время некоторых зарубежных (да и отечественных) сценаристов не остановила бы перед любовным романом и такая "мелочь".
«Парикмахерша» (1970). Хорошенькую девушку, образцового парикмахера, выслеживает не менее красивый юноша. Незнакомец ходит за ней по пятам, ловит ее взгляды, часами глядит на нее сквозь стеклянную витрину парикмахерской. По закону жанра ожидаешь если не поцелуя героев в конце, то уж хотя бы веточки цветущей вишни, которой девушка закроет зардевшееся при виде возлюбленного лицо. Однако в конце фильма оказывается, что прекрасный сталкер – скульптор, задумавший изваять «настоящего парикмахера народной Кореи». После того как скульптура готова, герои вежливо раскланиваются и навсегда расстаются.
Сейчас должно появиться нечто в стиле:



Но это - для нас такая неожиданность. А для северокорейского кино - вполне так норма!



Эта ситуация изменилась в 1980-е годы, когда киноиндустрией стал вплотную руководить сын Ким Ир Сена, Ким Чен Ир. С идейной точки зрения кинематограф времен его руководства был безупречен. Однако спектр средств выражения привычных идей сильно расширился. Корейский экран наполнился красивыми песнями, яркими ландшафтами, утонченными лицами. Замелькали иностранные города и имена. Символами эпохи стали актриса О Ми Ран и сценарист Ри Чхун Гу.
Будучи куда умнее и образованнее папы, Ким Чен Ир хорошо понимал, что у романтической тематики есть серьезный пропагандистский потенциал. «Люди любят любовь», – заявил он однажды в своей лаконичной манере. Пришлось «полюбить любовь» и северокорейским режиссерам. На экранах появились сначала веселые романтические комедии, где сюжеты крутятся вокруг недоразумений между влюбленными, а потом и лирические фильмы о любви.



Один из любимейших северокорейцами фильмов, «Городская девушка выходит замуж за деревенского парня» (1993).
Коллектив швейной фабрики приезжает помогать в колхоз высаживать рис. Во время самодеятельного концерта девушки поют популярную песню «Городская девушка выходит замуж за деревенского парня» и получают заслуженные аплодисменты. Однако, возвращаясь домой после концерта в сопровождении группы местных парней, городские швеи слышат сзади ехидный комментарий на тему «песни петь, конечно, хорошо, а по-настоящему выйти замуж в деревню вам, горожанкам, слабо». Девушки возмущенно оборачиваются, пытаясь найти автора комментария. Но тот прячется, а ответственность за высказывание берет на себя другой парень, энтузиаст модернизации родной деревни, которого бросила невеста, уехав в город.
Между героем и главной певицей – лучшей закройщицей начинается комическая война, которая постепенно перерастает в любовь. Отношения влюбленных осложняются интригами окружающих. Начальник девушки мечтает с ее помощью перетянуть парня на фабрику, мать парня, наоборот, мечтает заполучить ее в невестки в своем деревенском доме. После долгих перипетий, недоразумений, слез влюбленные наконец играют свадьбу и остаются в деревне.



Но фильм – он все-таки не про экономику, а про людей, про их отношение друг к другу и к миру. Очевидно, что политические посылы, зашитые в фильме, не отталкивают северокорейских зрителей. Даже тех, кто перебежал на Юг, а значит, по определению против системы. Каждый концерт вокальной группы перебежчиков в Сеуле обязательно включает хит «Городская девушка выходит замуж». А фильму уже больше двадцати лет.

А поцелуи? Поцелуи в северокорейских фильмах есть, хотя их гораздо меньше, чем в советском кино, и контекст их отличается от привычного нам западного и русского.

Первый поцелуй положительных героев на северокорейском экране был в фильме «Десять тысяч ли по железной дороге», снятом в 1984 году. Этот фильм снимал режиссер Син Сан Ок, которого вместе с женой северокорейский режим похитил с целью поднять местный кинематограф до уровня мирового. Однако те несколько фильмов, которые Син Сан Ок снял в КНДР до того, как смог убежать обратно, прошли для северокорейского кино в общем-то бесследно. Новые приемы, которые Син Сан Ок использовал, так и остались в его фильмах, не получив развития в последующей кинопродукции КНДР.

Поцелуй положительных северокорейских героев – одно из таких новшеств, не имевших продолжения. Во всех последующих любовных мелодрамах Северной Кореи любовники вполне интимно обнимаются, но до поцелуев в большинстве случаев дело не доходит. В «Колокольчике» (1987) во время любовного объяснения герой сначала нежно обнимает героиню, а потом они скрываются за деревом, предоставляя зрителю возможность дорисовать подробности. В «Городской девушке» герой по-крестьянски крепко хватает героиню и прижимает ее к груди.



Самые длинные объятия влюбленных состоялись в фильме «Девушки нашего края» (1991), где объятия невесты женихом уже плавно переходят в лапанье. Правда, тут надо учесть, что этот фильм, во-первых, снят по сценарию Ри Чхун Гу, который вообще мастер растягивать до бесконечности любые сцены. А во-вторых, жених в этом фильме – солдат, потерявший зрение во время аварии на стройке. Девушка сделала ему предложение сама, он с ней не был до этого знаком. Так что сцена долгих объятий, возможно, задумана как сцена их взаимного познавания.

Почему же поцелуев в этих фильмах нет? Для северокорейцев это слишком интимная и специфическая ласка, которая на экране попросту смотрится неестественно. В качестве примера северокорейский художественный текст с описанием соития молодых супругов: «Зеркало» Чо Хян Ми (2009). Автор в нем применяет традиционную риторику «тучки и дождика»: после того как герои сплелись в объятиях и «тучка пролилась дождем», героиня беременеет. Однако никаких описаний поцелуев сцена не содержит.

А вот в северокорейских фильмах, изображающих жизнь корейцев за рубежом, в частности в Японии, поцелуи героев не редкость. Эти фильмы, появившиеся в 1980–1990-е, повествуют о жизни корейцев из просеверокорейской организации «Чхонрен» и сочувствующих им японцев. Хотя герои в них задуманы вполне как «наши» идеологически, эти фильмы несут для жителей КНДР отпечаток нездешней экзотики. Девушки в них одеты по последней моде тех лет, парни гоняют на мотоциклах. Их свидания проходят не на стройках века и не на набережной Тэдонгана, а в крутых кафе и на буржуйских пляжах. Поцелуи в такой обстановке смотрятся вполне органично.



Несмотря на обилие мелодрам и лирических комедий на тему любви, образцы поведения мужчин и женщин в северокорейских фильмах в основном традиционны. Они мало отличаются от конфуцианских образцов, сохраненных и завещанных КНДР Ким Ир Сеном. Девушки проявляют сдержанность и скромность и ни в коем случае не становятся инициаторами или активными участницами любовных игр. Целуют и обнимают их, а они могут лишь принять ласку.

Северокорейское кино дает недвусмысленно понять, что излишняя доступность девушки – это рискованный демпинг. Распущенная южнокорейская тэквондоистка в сериале «Нация и судьба», сыгранная красавицей северокорейского экрана О Ми Ран, остается у разбитого корыта, порастеряв в конце всех своих любовников и не приобретя ни семьи, ни детей. Сразу следует отметить, что подобная сюжетная линия характерна для любого патриархального искусства, включая западное; эта тема постоянно муссируется, например, в австралийских комиксах 1950-х.

Эта популярная в КНДР модель слегка меняется, когда речь идет о супругах. В социально санкционированных отношениях женщина может быть и завлекающей, и поддразнивающей. В сериале «Партийный секретарь Тэхондана» (1999–2001) одна из сюжетных линий показывает двух героев до и после свадьбы. Если перед свадьбой героиня, которую играет звезда корейского экрана Рю Ген Э, ведет себя с женихом робко и скромно, то после свадьбы она преображается в какую-то валькирию, то и дело сверкающую глазами и задевающую супруга тугим бедром.

Один из популярных мотивов северокорейского кино – мотив неугасающей страсти между супругами со стажем, чувство, над которым не властны ни время, ни испытания. Любовное постоянство всегда отличает хороших героев (по определению верных вождю) и противопоставляется неразборчивой любвеобильности негодяев (по определению национальных предателей). Крайними развратниками, в частности, изображаются в сериале «Нация и судьба» президент Южной Кореи Пак Чон Хи и, что уж совсем не в ладах с историей, его жена. Хочется надеяться, что у их дочери, нынешнего президента Южной Кореи, не найдется времени посмотреть этот сериал.

Несмотря на все политические посылы мелодрам КНДР, зрители полюбили эти фильмы, их героев и актеров. Когда в 2004 году красавица О Ми Ран преждевременно умерла, сыграв всех мыслимых героинь романов, от строгой недотроги в «Колокольчике» до развратной любовницы южнокорейского президента в «Нации и судьбе», ее оплакивала вся страна. Людям было за что быть благодарными актрисе. Лирические фильмы с ее участием были редкими лучами радости в их нелегкой жизни и делали эту жизнь немного легче и осмысленнее.
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
26.07.2016 08:30:00
0 0
Было интересно прочитать о северокорейском кино. Я поклонница корейских фильмов. Правда в больше части смотрела южнокорейские дорамы. После вашей статьи, Андрей, дополню свой список и северокорейским кино.
27.07.2016 14:05:00
0 0

Всегда пожалуйста. А вы как смотрите корейское кино? С субтитрами? Или уже переведённое?


Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 853 След.

Кино и сцена
ТВ программа
Уже немолодой школьный учитель музыки Джо Гарднер всю жизнь мечтал выступать на сцене в составе джазового ансамбля. Однажды он успешно проходит прослушивание у известной клубной певицы и, возвращаясь домой вне себя от счастья, падает в люк и умирает. Теперь у Джо одна дорога - в Великое После, но он сбегает с идущего в вечность эскалатора и случайно попадает в Великое До. Тут новенькие души обретают себя, и у будущих людей зарождаются увлечения, мечты и интересы. Джо становится наставником упрямой души 22, которая уже много веков не может найти свою искру и отправиться на Землю.

Возрастное ограничение: 6+
Удивительные вещи, созданные в технике резьбы по кости и дереву завораживают своим внешним обликом, заставляют снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя все более интересные штрихи.

Дом ремёсел приглашает всех желающих посетить первую персональную выставку работ из природного материала Гудкова Юрия Семёновича «Я мастер?».

На выставке взору зрителей предстанут  работы в технике резьба по кости и дереву. Гости увидят необыкновенные по своей красоте природные мотивы, сюжеты народных сказок, скульптуры зверей. Отличительной особенностью экспозиции станет то, что мастер работает ещё и в масштабе миниатюр -  создаёт работы маленьких размеров на абрикосовых косточках.

Ждем Вас в Доме ремесел по адресу ул.Красноармейская 159/3, справки по тел: 44-00-03, 6+.

Посещение выставки проходит малыми группами с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм. Вход на выставку свободный.

Подробности: gdkamur.ru, vk.сом/gdkamur, @gdkamur28, ok.ru/gdkamur, а также по тел.: 52-54-13, 8 968-246-26-54.
1984 год. Диана всё ещё грустит по погибшему Стиву, борется с мелким криминалом и работает в музее Смитсоновского института. Однажды она знакомится с новой коллегой Барбарой, специалисткой широкого профиля, которой поручено изучить новые артефакты. Среди древних предметов оказывается загадочный кристалл, который исполняет желания. Так к Диане внезапно возвращается Стив, а застенчивая и неуклюжая Барбара обретает невероятную силу, сноровку и привлекательность. Но за волшебным кристаллом охотится бизнесмен Максвелл Лорд, и у него имеются очень коварные планы на этот артефакт.

Возрастное ограничение: 12+
Во второй части зрители узнают об истоках древнего зла, с которым героям пришлось столкнуться в первом фильме, увидят новые уголки сказочного Белогорья, и станут свидетелями захватывающих схваток с участием былинных богатырей.

Возрастное ограничение: 6+