Флот СССР в Великой Отечественной
0 0

Pre.S.: Сегодняшний пост у меня получился длинным. Я вообще планировал разделить всё на три части - по количеству наборов открыток. Но всё же решил всё вместе. Тем более, что тема одна. Потому можно просто посмотреть отрытки, а текст особо не рассматривать


Недавно я приобрёл небольшой набор открыток. Как оказалось, вышел он уже лет несколько как. Это простые такие открытки, которые можно посылать друзьям, знакомым. Можно посылать в письме, можно - просто так. Оборот каждой открытки выглядит следующим образом:


А вот сам набор открыток (их 12 штук) выглядит следующим образом. Я думаю, что я не буду ничего писать про каждый корабль. Если кто-то заинтересуется, он и сам может найти про любой корабль достаточное количество информации.













Кстати, необходимо всё-таки сказать, что вообще флот СССР в Великую Отечественную войну не был основным участником сражений. Этому были свои причины. Самыми сильными флотами СССР были Балтийский и Черноморский. Оба флота находились в закрытых морях. И потому действовать далеко от в океанских просторах на коммуникациях врага было очень сложно. Тихоокеанский флот вообще был на другом конце планеты. А Северный флот в начале войны практически полностью сосредоточился на защите шедших в Мурманск и Архангельск конвоев.
Однако при этом не стоит считать, что моряки при этом не воевали или "воевали, но мало". Моряки вообще в истории России всегда славились своей организованностью и умением воевать - что на море, что на суше. Сошедшие на сушу моряки и в Великую Отечественную войну формировали батальоны морской пехоты, которые вошли в историю. Особенно они отличились при обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, Ленинграда.
В СССР также выходили наборы открыток. Они также выглядят отлично. Отличие от приведённых выше - то, что они нарисованы.
Следующий набор посвящён участию Черноморского флота в Великую Отечественную. Сама обложка набора содержит некоторую информацию обобщающего характера:



И непосредственно сами открытки (их 16 штук, под каждой фотографией открытки я буду публиковать тот текст, что находится на обороте каждой открытки). Единственное, что ещё хочу отметить - почему-то везде на обороте пишется не "баркас", а "барказ".


1. Артиллерийский удар кораблей (ARTILLERY STRIKE OF THE NAVAL SHIPS)
В ночь на 26 июня 1941 года лидеры "Харьков- (командир — капитан 3 ранга П. А. Мельников) и "Москва-' (командир капитан-лейтенант А. Б. Тухов) под прикрытием крейсера «Ворошилов" и двух эскадренных миноносцев скрытно подошли к вражескому побережью и с дистанции 130 кабельтовых открыли огонь по нефтехранилищам в порту Констанца. Береговая батарея противника открыла ответный огонь по кораблям. Оба корабля легли на курс отхода. В районе нефтегородка возникли большие пожары. В бой включились три эскадренных миноносца противника, находившиеся у берега. Вскоре на вражеской мине подорвался и затонул лидер "Москва». Лидер "Харьков», отражая атаки вражеских самолетов и подводных лодок, присоединился к кораблям прикрытия. В результате внезапного удара противник понес большой материальный ущерб, а Черноморский флот продемонстрировал свою способность вести активные действия на море.


2. Оборона Одессы (DEFENCE OF ODESSA)
Для обеспечения обороны Одессы был сформирован отряд кораблей в составе крейсера «Коминтерн», эскадренных миноносцев «Шаумян» и «Незаможник», дивизиона канонерских лодок, дивизиона тральщиков и бригады торпедных катеров (командир отряда — контр-адмирал Д. Д. Вдовиченко). Отряд успешно поддерживал своим огнем войска, оборонявшие город. В наиболее трудные дни героической обороны на помощь ему приходили крейсера «Красный Крым» и "Красный Кавказ», эскадренные миноносцы «Фрунзе» и «Дзержинский» и другие корабли флота. Их меткая стрельба наносила врагу большой урон. После одного из ударов по врагу с берега передали на корабли: «Дорогие друзья, вы стреляли замечательно. Благодарим за помощь. Бейте, разите и впредь фашистов так же метко, без всякой пощады. За Родину! Вперед, к победе!»


3. Морской десант у Григорьевки (LANDING OPERATION AT GRIGORIYEVKA)
22 сентября 1941 года Черноморский флот высадил у населенного пункта Григорьевка морской десант в составе 3-го полка морской пехоты (1700 человек). Высадка производилась отрядом крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренными миноносцами "Безупречный», «Бойкий», «Беспощадный», сторожевыми кораблями, канонерской лодкой, 10 баркасами и 22 катерами. Корабли и авиация флота своим огнем поддерживали десант. Действиями сил руководил контр-адмирал С. Г. Горшков.
В 1 час 23 минуты корабли открыли огонь по вражеской обороне на берегу. В 1 час 30 минут был высажен воздушный десант, а через 8 минут к берегу направились баркасы с бойцами и к 5 часам полностью завершили высадку десантников. К 8 часам перешли в наступление части восточного сектора Одесского оборонительного района. К 18 часам наши воины после упорных боев соединились с наступающими войсками и завершили разгром двух дивизий противника.


4. Бой крейсера «Червона Украина» (BATTLE OF THE CRUISER "CHERVONA UKRAINA)
Утром 12 ноября 1941 года крейсер «Червона Украина" (командир — капитан 2 ранга Н. А. Заруба) вел огонь по скоплениям врага в районе Качи, Мекензиевых гор и Бельбекской долины. Над Севастополем с разных сторон появились большие группы вражеских самолетов, 12 из них безрезультатно атаковали крейсер. Вскоре артиллеристы корабля вступили в борьбу с более многочисленной группой вражеских самолетов. Две бомбы попали в носовую часть корабля. Через большие пробоины в обоих бортах хлынула вода, на корабле возникли пожары, но экипаж продолжал вести огонь по врагу. 13 ноября к 4 часам крен на левый борт стал критическим, и командир приказал экипажу покинуть корабль. Едва последний баркас отошел от борта корабля, как крейсер ушел под воду, с поднятым над его кормой флагом. Снятые с крейсера орудия были установлены на берегу, а моряки пополнили обороняющиеся части Севастополя.


5. Высадка десанта в Феодосии (LANDING OPERATION AT FEODOSIYA)
В соответствии с планом Керченско-Феодосийской операции высадка десанта в Феодосию 28 декабря 1941 года производилась непосредственно в порт с крейсеров Красный Крым» и «Красный Кавказ». Крейсер «Красный Кавказ» подошел к внешней стороне мола и подогнем противника начал швартоваться и одновременно высаживать десант баркасами. Крейсер «Красный Крым» стал на якорь, начал высадку десанта с баркасов, ведя в то же время огонь по противнику. Ни на минуту не прекращая огня и устраняя повреждения от попаданий вражеских мин и снарядов, экипажи кораблей помогали десантникам быстро выгрузить боевую технику на берег. Захватив кромку берега, десантники стремительно атаковали противника, быстро очистили порт и, преследуя гитлеровцев, к исходу дня 29 декабря полностью заняли город Феодосию и прилегающие к нему высоты.


6. Подвиг артиллеристов 30-й береговой батареи (HEROIC FEAT OF ARTILLERYMEN OF THE 30th COASTAL BATTERY)
Тридцатая береговая батарея (командир — майор Г. А. Александер) своими 305 мм орудиями наносила большой урон гитлеровцам при обороне Севастополя. Противник настойчиво пытался заставить замолчать «тридцатую». Ее бомбили сотни вражеских самолетов, обстреливали 610 мм мортирами и 800 мм пушкой «Дора». 14 июня 1942 года гитлеровцам удалось окружить батарею. Израсходовав все, даже учебные снаряды, артиллеристы стрелковым оружием отражали наседавшего врага. 17 июня фашисты начали штурм батареи силами трех полков и, выпустив по ней более двух тысяч снарядов и мин, к исходу 18 июня подавили внешние огневые точки. Проникнув к бетонному блоку, они замуровали вентиляционные шахты бетоном, а в пробоины вдували пламя и удушливые газы. На предложения сдаться черноморцы отвечали огнем. По приказу командира часть личного состава вырвалась из вражеского окружения. Лишь 25 июня ценой больших потерь фашистам удалось ворваться под бетонный массив. Зверски уничтожив раненых и ослабевших людей, они заняли развалины форта.


7. Подвиг лидера «Ташкент» (HEROIC FEAT OF THE LEADER "TASHKENT")
В ночь на 27 июня 1942 года в Севастополь прорвался последний из надводных кораблей — лидер «Ташкент" (командир капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко). Доставив 944 пехотинца и боеприпасы, он принял на борт около 2300 раненых, женщин, детей. На борту корабля находилось и знаменитое полотно панорамы Ф. Ф. Рубо «Оборона Севастополя». Ночью лидер вышел в море. С рассветом в течение трех часов 86 вражеских самолетов сбросили на него свыше 300 бомб. Умело маневрируя и ведя меткий огонь, корабль избежал прямых попадании, но получил многочисленные повреждения и погрузился в воду почти по верхнюю палубу. Героическими усилиями экипаж спас корабль от затопления и с помощью подоспевших кораблей довел его до Новороссийска. За проявленный героизм в этом сложнейшем походе 367 членов экипажа награждены орденами и медалями, а капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко — орденом Ленина.


8. Подвиг младшего лейтенанта М. А. Борисова (HEROIC FEAT OF JUNIOR LIEUTENANT M. A. BORISOV)
В ожесточенных боях с противником, развернувшихся петом 1942 года в низовьях Дона и на северном берегу Азовского моря, вместе с войсками Советской Армии активно участвовала Азовская военная флотилия (командующий — контр-адмирал С. Г. Горшков) и авиация Черноморского флота. 62-й истребительный авиаполк (командир — майор В. И. Васильев) прикрывал корабли флотилии и наносил удары по сухопутным войскам и авиации противника. Летчики полка совершили шесть воздушных таранов. В одном из боев, 10 августа, они сбили 19 фашистских самолетов, при этом младший лейтенант М. А. Борисов на загоревшемся самолете ЛаГГ-3 таранил вражеский тяжелый бомбардировщик Хе-111. Фашистский самолет разлетелся на куски. Падая, самолет Борисова обрубил хвост еще одного вражеского самолета, который также рухнул в море. Борисов погиб, но враг дорого заплатил за его жизнь. В 1965 году храброму летчику посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.


9. Высадка десанта в районе Станички (LANDING OPERATION AT STANICHKA)
В ночь на 4 февраля 1943 года корабли с отрядом морских пехотинцев (командир — майор Ц. Л. Куников) подходили к району высадки. Внезапно враг обрушил на десантников лавину огня. В критический момент боя Куников, увлекая за собой десантников, с палубы головного катера прыгнул в воду. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, но не смогли устоять перед неудержимым напором морских пехотинцев, стремительным броском высадившихся на берег. В жестоком бою Куников был ранен. Командование отрядом принял начальник штаба отряда майор Ф. Е. Котанов. К рассвету 4 февраля десантники заняли несколько кварталов южной части Станички (ныне Куниковка) и участок железнодорожного полотна протяженностью в 3 километра. Уничтожив 10 долговременных огневых сооружений и захватив 10 орудий, десантники открыли из них. огонь, отражая контратаки противника. Прочно закрепившись на захваченном плацдарме, они превратили его в несокрушимый бастион.


10. Первый удар ракетных катеров (THE FIRST BLOW OF MISSILE BOATS)
В 1942 году на торпедных катерах Черноморского флота впервые в истории флота были установлены стартовые устройства для реактивных снарядов, калибром 82 мм, получившие название «Катюша". 29 мая 1943 года впервые для их боевого применения в море вышли пять катеров (командир отряда — ст. лейтенант И. П. Шенгур).
Подойдя к берегу под прикрытием дымовой завесы, они произвели первый ракетный залп по вражескому аэродрому близ Анапы, израсходовав 68 снарядов. На аэродроме произошли два сильных взрыва и возник пожар: горели вражеские самолеты, склады топлива и боеприпасов.
Так было положено начало развитию нового мощного оружия ВМФ и новой тактики быстроходных катеров.


11. Освобождение Новороссийска (LIBERATION OF NOVOROSSIYSK)
В ночь на 10 сентября 1943 года началась артиллерийская подготовка, и рейдовые катера подошли к боновым заграждениям Новороссийском бухты. Экипаж катера (командир —лейтенант П. С. Крылов) взорвал боны. Вслед за этим торпедные катера под командованием капитана 3 ранга Г. Д. Дьяченко выпустили торпеды по огневым точкам, расположенным на молу. Прикрываясь взрывами, в бухту ворвались торпедные катера, возглавляемые капитан-лейтенантом А. Ф. Африкановым и подавили огневые точки в порту. В это же время торпедные катера под командованием капитана 2 ранга В. Т. Проценко разрушили взрывами торпед огневые сооружения на берегу Цемесской бухты, чем открыли путь к берегу для кораблей с десантом. Овладев кромкой берега, десантники к утру завязали упорные бои на прилегающих к порту улицах. Одновременно с высадкой десанта перешли в наступление войска 18-й армии и после ожесточенных боев 16 сентября совместно с десантниками очистили Новороссийск от врага.


12. Высадка десанта в Эльтигене (LANDING OPERATION AT ELTIGEN)
На рассвете 1 ноября 1943 года не замеченные противником моторные катера и баркасы с десантом, состоящим из бойцов 18-й армии и морских пехотинцев 386-го батальона морской пехоты (командир — подполковник Н. А. Беляков), подошли к берегу в районе Эпьтигена. Противник осветил корабли прожекторами и открыл по ним ураганный огонь. Часть судов получила повреждения. Увлекая за собой армейские подразделения, морские пехотинцы устремились в атаку, преодолевая сильную противодесантную оборону. Под сильным артиллерийским и минометным огнем десантники вышли на заданные рубежи и прочно закрепились на захваченном плацдарме. Враг ожесточенными многочисленными атаками пытался сбросить десант в море. В течение 36 суток десант на изолированном клочке земли в тяжелых условиях отбивал атаки значительно превосходящих сил врага. Бойцы с честью выполнили возложенную на них задачу. Командиру батальона Н. А. Белякову и 11 бойцам было присвоено звание Героя Советского Союза.


13. Высадка десанта в порт Николаев (LANDING OPERATION AT THE PORT OF NIKOLAYEV)
В ночь на 26 марта 1944 года 55 матросов из 384-го батальона морской пехоты вместе с 12 бойцами 3-го Украинского фронта, под командованием старшего лейтенанта К. Ф. Ольшанского вышли на семи гребных рыбачьих лодках из села Октябрьского е Николаев. Пройдя 25 километров против течения по реке Южный Буг, десант высадился в районе нового элеватора и занял круговую оборону. Противник лишь в 8 часов обнаружил десантников. Последовали атака за атакой, вначале малых подразделений, а затем и трех батальонов пехоты, усиленных 4 орудиями, 4 танками, шестиствольными минометами, огнеметами. В ход были пущены удушливые газы и ядовитые дымовые шашки. В течение дня десантники отразили 16 атак гитлеровцев. Потеряв 55 человек из 67, не уступив ни одной из важных позиций, они соединились с подошедшими нашими войсками. Всем 67 участникам десантной группы было присвоено звание Героя Советского Союза,


14. Подводная лодка М-111 наносит удар по врагу (SUBMARINE М-111 ATTACKS THE ENEMY)
Утром 22 апреля 1944 года подводная лодка М-111 (командир — капитан-лейтенант М. И. Хомяков) обнаружила шедший из Севастополя вражеский конвой, тяжело груженный войсками. Это были военный транспорт KFK-84, два тральщика и семь противолодочных катеров. М-111 скрытно проникла через охранение конвоя и с малой дистанции выпустила по транспорту две торпеды. Раздались два взрыва. Командир лодки увидел в перископ транспорт, погружающийся в воду. Вражеские корабли более четырех часов остервенело преследовали лодку. От близких взрывов бомб на лодке появились повреждения корпуса, погас свет, пострадала аккумуляторная батарея. Экипаж М-111, устранив тяжелые повреждения, привел корабль в базу. Родина высоко оценила подвиг подводников: М. И. Хомякову было присвоено звание Героя Советского Союза, а подводная лодка М-111 была награждена орденом Красного Знамени.


15. Высадка десанта в Прахово (Югославия) (LANDING OPERATION AT PRAHOV)
29 сентября 1944 года советские войска, развивая наступление на Белград, при поддержке кораблей Дунайской военной флотилии вышли к Прахово. Для поддержки войск командование флотилии решило высадить десант в Прахово. Днем 30 сентября, приняв десант в порту Груя, бронекатера гвардейского дивизиона под командованием гвардии капитан-лейтенанта С. И. Барботько при поддержке четырех бронекатеров под огнем противника быстро отыскали проходы между затопленными судами и высадили на берег 54 десантника. Эти дерзкие действия ошеломили противника. Воспользовавшись замешательством врага, десантники повели энергичное наступление и в 19 часов 50 минут полностью очистили Прахово от противника. Вскоре сюда подошли части 68-го стрелкового корпуса и соединились с десантом. Путь на Белград по Дунаю был открыт.


16. Захват Венского моста (Австрия) (CAPTURE OF THE VIENNESE BRIDGE)
К 11 апреля 1945 года войска 3-го Украинского фронта при поддержке кораблей Дунайской военной флотилии очистили от фашистов большую часть вены. Снабжение вражеских войск шло с северного берега Дуная по единственному уцелевшему мосту Рейхсбрюкке (Имперский). Остальные четыре моста гитлеровцы взорвали. Дунайской флотилии было приказано захватить этот мост невредимым. Бронекатера под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта В. И. Великого вышли к мосту с ротой автоматчиков 80-й гвардейской дивизии.
Первым прорвался к левобережной стороне реки бронекатер БК-234 («Калюжный»), К правому берегу сквозь завесу огня вышел бронекатер БК-233 («Минер Никулин-'). Противник вел жестокий огонь с набережной, из окон жилых домов, с барж, танков и самоходных орудий. Вода кипела от взрывов. Высадившиеся автоматчики в течение трех дней прочно удерживали оба конца моста. 13 апреля столица Австрии Вена была полностью освобождена советскими войсками.


Помимо флота с черноморцами у меня есть ещё набор открыток в подобном же стиле про Северный флот СССР. Обложка и внутреннее убранство также имеется:



Ну, и, наконец, сами открытки:


1. БОЙ В МОТОВСКОМ ЗАЛИВЕ (THE BATTLE IN MOTOVSK BAY)
Утром 30 июня 1941 года эскадренные миноносцы «Куйбышев» (командир— старший лейтенант С. Н. Максимов) и «Урицкий» (командир — ка-питан 3 ранга В. В. Кручинин) вышли из Полярного в Мотовский залив. Корабли имели задачу: оказать огневую поддержку частям 14-й армии, ведущим ожесточенный бой с превосходящими силами врага на перешейке полуострова Средний. Эсминцы сопровождались двумя сторожевыми катерами. В районе губы Кутовая эскадренный миноносец «Куйбышев» высадил на берег корректировочный пост и открыл по войскам противника губительный артиллерийский огонь.
Корабли выполнили свою боевую задачу, но были атакованы 16 пикирующими бомбардировщиками врага, которые сбросили на них до 80 бомб. При повторном налете фашистских самолетов огнем зенитной артиллерии сторожевых катеров было сбито три вражеских самолета. Корабли, имея лишь незначительные повреждения от осколков бомб, возвратились в базу.
За время Великой Отечественной войны эскадренные миноносцы неоднократно принимали участие в проводке конвоев, оказывали огневое содействие нашим сухопутным войскам, уничтожая живую силу, огневые точки и технику противника.
За боевые успехи и проявленные личным составом мужество и героизм эскадренный миноносец «Куйбышев» 24 июля 1943 года был награжден орденом Красного Знамени.


2. БОЙ СТОРОЖЕВОГО КАТЕРА С ВРАЖЕСКИМИ БОМБАРДИРОВЩИКАМИ (THE ENGAGEMENT BETWEEN SOVIET PATROL BOAT AND ENE>IY BOMBERS)
30 июня 1941 года в Мотовском заливе произошел неравный бой катера «МО-121» (командир — капитан-лейтенант И. А. Кроль) с 18 вражескими бомбардировщиками. Самолеты один за другим пикировали на катер. Ведя меткий огонь и умело уклоняясь от атак самолетов, катер сбил два самолета и вернулся с победой в базу. Родина высоко оценила героические действия экипажа катера — командир катера, его помощник лейтенант А. В. Бородавко, комендор старшина 2-й статьи Б. Н. Веншин одними из первых на флоте были награждены орденами Красного Знамени.


3. ПОДВИГ МОРЯКА ИВАНА СИВКО (SEAMAN IVAN SIVKOV'S HEROIC FEAT)
Моряк-североморец Иван Сивко одним из первых ушел на сухопутный фронт. 2 августа 1941 года, когда немцы рвались к Мурманску, бесстрашный воин, прикрывая отход своих товарищей на новые позиции, удерживал важную высоту. Когда у Сивко кончились патроны, фашисты пытались взять его в плен. Отважный моряк, подпустив гитлеровцев совсем близко, встал во весь рост и со словами: «Русские в плен не сдаются», бросил в гитлеровцев последнюю гранату. Уничтожив окружавших его врагов, моряк погиб и сам. И. М. Сивко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Бессмертный подвиг Ивана Сивко, как и многих других моряков-североморцев, свидетельствовал о высоком морально-боевом духе краснофлотцев и офицеров Северного флота, об их готовности отдать жизнь за свободу любимой Родины.


4. БОЙ СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «ТУМАН» С ЭСМИНЦАМИ ПРОТИВНИКА (THE ENGAGEMENT BETWEEN THE SOVIET PATROL CUTTER «TUMAN» AND ENEMY DESTROYERS)
Сторожевой корабль «Туман» (командир — лейтенант Л. А. Шестаков), переоборудованный из рыболовного траулера, неся дозорную службу на ближних подходах к Кольскому заливу, ранним утром 10 августа 1941 года обнаружил три эскадренных миноносца противника. Учитывая превосходство сил, дозорный корабль повернул к берегу, чтобы уйти под прикрытие своих береговых батарей. Командир приказал поставить дымовую завесу и открыть артиллерийский огонь по врагу. Сблизившись с нашим кораблем, фашисты открыли по нему артиллерийский огонь. В результате неравного боя вражеские снаряды причинили кораблю большие разрушения. Была выведена из строя радиосвязь, рулевое управление и артиллерия, корабль потерял ход. Получив 11 прямых попаданий, «Туман» начал тонуть. В последний момент вражеским снарядом был сбит военно-морской флаг корабля, но матросы снова подняли его на мачту. Героические усилия личного состава не могли уже спасти корабль от гибели. Он ушел в морскую пучину, не спустив своего флага. Оставшиеся в живых герои-моряки перешли в шлюпки. Под артиллерийским огнем советских береговых батарей эскадренные миноносцы противника, закрывшись дымовой завесой, повернули назад.
В настоящее время у места гибели «Тумана» проходящие корабли приспускают флаг. Ежегодно по установившейся традиции на месте гибели корабля «Туман» проводится церемония спуска на воду венков из цветов.


5. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «К-2» ТОПИТ ТРАНСПОРТ ПРОТИВНИКА (THE SINKING OF ENEMY TRANSPORT SHIP BY THE SOVIET SUBMARINE «K-2»)
Подводная лодка «К-2» (командир — капитан 3 ранга В. П. Уткин) одной из первых стала применять артиллерийское оружие для потопления судов противника, имевших слабое боевое обеспечение.
12 сентября 1941 года, находясь в районе мыса Харбакен (северо-восточное побережье Норвегии), командир обнаружил в перископ транспорт противника, шедший в Варзнгер-фьорд. Не имея возможности атаковать противника торпедами, командир решил уничтожить его артиллерийским огнем. Подводная лодка всплыла и, сблизившись с транспортом на дистанцию 40 кабельтовых, открыла по нему огонь из 100 мм носового орудия. Через 7 минут транспорт был потоплен. Обнаружив фашистские самолеты, шедшие на помощь транспорту, подводная лодка быстро погрузилась и ушла на глубину. Самолеты противника безрезультатно бомбили район погружения нашей лодки.
Когда подводная лодка «К-2» входила в свою базу, она произвела один холостой выстрел из орудия. Так было положено начало традиции подводников Северного флота: количеством выстрелов из орудия оповещать базу о числе потопленных ею кораблей и судов противника.


6. ВОЗДУШНЫЙ БОЙ МОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ ЭСКАДРИЛЬИ Б. Ф. САФОНОВА (AIR ENGAGEMENT OF В. F. SAFONOV'S SQUADRON OF NAVAL FIGHTERS)
15 сентября 1941 года в районе губы и реки Западная Лица произошло одно из крупнейших воздушных сражений. В этот день авиация Северного флота прикрывала приморский фланг частей 14-й армии Карельского фронта.
Группа из 52 вражеских самолетов пыталась нанести бомбовый удар по частям 14-й армии. Навстречу ей вылетели семь истребителей под командованием капитана Б. Ф. Сафонова. Североморцы встретили самолеты противника на подходах к позициям наших войск и вступили с ними в неравный бой. Смелыми атаками советские летчики не допустили прицельного бомбометания и вынудили противника покинуть поле боя.
В этом воздушном бою отважные североморцы сбили 10 самолетов врага, из них три были сбиты лично Сафоновым. За мужество и отвагу в боях с противником 72-й истребительный авиационный полк Северного флота 17 сентября 1941 года был награжден орденом Красного Знамени, а командиру 4-й авиационной эскадрильи этого полка капитану Б. Ф. Сафонову присвоено звание Героя Советского Союза.


7. СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «БРИЗ» ТАРАНИТ ФАШИСТСКУЮ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ (THE RAMMING OF A FASCIST SUBMARINE BY THE PATROL CUTTER «BREEZ»)
Сторожевой корабль «Бриз» («СКР-25», командир — лейтенант В. А. Ки-реев) нес дозорную службу «а подходах к Белому морю. Утром 25 но-ября 1941 года на дистанции около 3 кабельтовых сигнальщик дозорного корабля обнаружил подводную лодку противника в надводном положении. Молниеносно приняв решение уничтожить ее таранным ударом, командир корабля приказал увеличить скорость и повел корабль на противника, произведя при этом пять выстрелов из носового орудия. Два снаряда попали в подводную лодку, а через несколько минут корабль с большой силой врезался форштевнем в ее корпус. Протащив лодку на таране несколько десятков метров, сторожевой корабль дал задний ход. Как только форштевень отделился от корпуса лодки, она мгновенно затонула.
За время Великой Отечественной войны сторожевой корабль «Бриз» нес дозорную службу, участвовал в проводке конвоев и других операциях, проводимых Северным флотом.


8. ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «ГРЕМЯЩИЙ» АТАКУЕТ ВРАЖЕСКУЮ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ (THE DESTROYER «GREMYASCHY» ATTACKS AN ENEMY SUBMARINE)
Эскадренный миноносец «Гремящий» (командир — капитан 2 ранга А. И. Турин) охранял суда союзного конвоя «PQ-13», шедшего из Исландии в Мурманск. 30 марта 1942 года «Гремящий», несмотря на штормовую погоду и плохие условия видимости, обнаружил на подходах к Кольскому заливу подводную лодку противника и стремительно атаковал ее глубинными бомбами. Сбросив несколько серий глубинных бомб, «Гремящий» потопил подводную лодку. Все суда союзного конвоя без потерь прибыли в Мурманск.
За время Великой Отечественной войны эскадренный миноносец «Гремящий» неоднократно участвовал в проводке союзных и советских конвоев, оказывал огневое содействие нашим войскам на приморском фланге, уничтожая живую силу и огневые точки врага, и принимал участие в других операциях, проводимых флотом.
Эскадренному миноносцу 1 марта 1943 года было присвоено гвардейское звание, а его командиру А. И. Турину 8 июля 1945 года звание Героя Советского Союза.


9. БОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-23» С КОРАБЛЯМИ ПРОТИВНИКА  (THE SUBMARINE «К-23» ATTACKS ENEMY SHIPS)
Подводная лодка «К-23» (командир — капитан 3 ранга Л. С. Потапов), находясь в районе Оксе-фьорда (северное побережье Норвегии), 12 мая 1942 года обнаружила конвой противника в составе транспорта и двух сторожевых кораблей, шедший в Варангер-фьорд. Подводная лодка мол-ниеносно торпедировала транспорт, который вскоре затонул. Сторожевые корабли врага атаковали подводную лодку глубинными бомбами. В результате атак у подводной лодки были повреждены бортовые цистерны с топливом, и поэтому она обнаруживала место своего нахождения выходящим на поверхность моря соляром. Чтобы избежать преследования, (командир лодки принял решение всплыть и отразить атаки кораблей противника артиллерийским огнем. Подготовив артиллерийские расчеты, подводная лодка быстро и неожиданно для врага всплыла и открыла по сторожевым кораблям артиллерийский огонь из двух 100 мм орудий. В итоге короткого, стремительного боя оба вражеских корабля были уничтожены.
За время Великой Отечественной войны подводная лодка «К-23» потопила 2 транспорта, 2 сторожевых корабля и тральщик противника.


10. ПОДВИГ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БОРИСА САФОНОВА (THE HEROIC FEAT OF BORIS SAFONOV, HERO OF THE SOVIET UNION)
Легендарный летчик-истребитель Б. ф. Сафонов первым из летчиков Северного флота открыл свой боевой счет, сбив бомбардировщик противника, и одним из первых в Военно-Морском Флоте 16 сентября 1941 года был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
30 мая 1942 года четыре самолета-истребителя Северного флота, ведомые командиром 2-го Гвардейского Краснознаменного авиационного полка Сафоновым, прикрывали очередной союзный конвой «PQ-16», следовавший из Исландии в Мурманск. В 30—40 милях к северу от Кольского залива наши истребители встретились с большой группой бомбардировщиков и истребителей противника, шедших бомбить суда конвоя. Советские истребители смело вступали в бой с превосходящими силами врага и не допустили их к судам конвоя. Все транспорты конвоя благополучно прибыли в Мурманск. В этом бою, сбив три вражеских самолета, погиб отважный летчик-североморец, верный сын своей Родины Б. ф. Сафонов.
За время Великой Отечественной войны Б. Ф. Сафонов лично сбил 25 самолетов противника и несколько самолетов в групповых боях. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий командования он был 14 июня 1942 года посмертно награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.


11. БОЙ ЗАЩИТНИКОВ ПОРТА ДИКСОН С ФАШИСТСКИМ КРЕЙСЕРОМ «АДМИРАЛ ШЕЕР» (THE DEFENDERS OF PORT-DICKSON ARE REPULSING .   ATTACKS BY THE FASCIST CRUISER «ADMIRAL SCHEER»)
16 августа 1942 года фашистский тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» вышел из норвежского порта Наврик в Карское море для действий на наших арктических морских коммуникациях. После многодневного безрезультатного поиска советских судов в море командир тяжелого крейсера решил нанести удар по порту Диксон и стоящим там судам, затем высадить десант и захватить документы, характеризующие деятельность и организацию наших арктических коммуникаций. В ночь на 27 августа 1942 года рейдер противника был обнаружен. В гарнизоне была объявлена тревога. Вследствие мглистой дымки корабль подошел близко к порту и открыл по нему артиллерийский огонь. В ответ немедленно открыли огонь береговая батарея (командир — лейтенант Н. М. Корняков) и сторожевой корабль «Дежнев» («СКР-19», командир — капитан-лейтенант А. С. Гидулянов). После 13-минутного артиллерийского поединка «Адмирал Шеер», получив два попадания 152 мм снарядоз, прекратил огонь и скрылся в тумане. Через два часа рейдер повторил обстрел порта с севера, но, получив еще одно попадание снарядом, вынужден был уйти окончательно.


12. РАЗГРОМ КОНВОЯ ПРОТИВНИКА МОРСКИМИ САМОЛЕТАМИ-ТОРПЕДОНОСЦАМИ (THE DEFEAT OF THE ENEMY CONVOY BY SOVIET TORPEDO BOMBERS)
29 января 1943 года в районе северо-восточного побережья Норвегии был обнаружен конвой противника в составе 5 транспортов и 3 сторожевых кораблей. Для нанесения удара по конвою, учитывая условия полярной ночи, было выслано шесть самолетов-торпедоносцев. Несмотря на плотный зенитно-артиллерийский огонь сторожевых кораблей, самолеты-торпедоносцы близко подошли к транспортам и с малых высот сбросили по ним торпеды. В результате атак три вражеских транспорта общим водоизмещением около 23 тысяч тонн были потоплены.


13. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «С-101» УНИЧТОЖАЕТ ФАШИСТСКУЮ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ (THE SINKING OF A FASCIST SUBMARINE BY THE SOVIET SUBMARINE «C-101»)
Придавая большое значение нашим морским перевозкам в Арктике и стремясь нарушить их, противник стал посылать в Карское море свои подводные лодки и надводные корабли. Командование Северным флотом на пути следования вражеских кораблей развернуло свои подводные лодки в районе к северу от острозоз Нозая Земля.
28 августа 1943 года подводная лодка «С-101» (командир — капитан 3 ранга П. И. Егоров), находясь на позиции в Карском море, восточнее мыса Желания, обнаружила шум винтов. Через несколько минут командир увидел в перископ вражескую подводную лодку, шедшую в надводном положении, и стремительно атаковал ее. По лодке противника было выпущено три торпеды из носовых аппаратов. Через несколько секунд послышался сильный взрыв. Вражеская подводная лодка «U-639» была потоплена.
За время Великой Отечественной войны подводная лодка «С-101» потопила четыре транспорта, подводную лодку; сторожевой корабль, три тральщика и повредила три транспорта и эскадренный миноносец противника.


14. РАЗГРОМ ВРАЖЕСКОГО КОНВОЯ МОРСКОЙ АВИАЦИЕЙ (THE DEFEAT OF THE ENEMY CONVOY BY SOVIET NAVAL AIRCRAFT)
13 октября 1943 года разведывательная авиация флота обнаружила на подходах к Варангер-фьорду вражеский конвой в составе трех транспортов и 21 корабля охранения. Над конвоем непрерывно патрулировали до 20 истребителей противника. С аэродромов флота было поднято в воздух 48 бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В районе мыса Киберг-нес самолеты настигли вражеский конвой. Истребители завязали бой с самолетами противника, а советские штурмовики и бомбардировщики, преодолев сильный зенитно-артиллерийский огонь кораблей охранения, нанесли сокрушительный удар по судам и кораблям конвоя. Два транспорта были потоплены, и несколько кораблей получили серьезные повреждения.
В воздушном бою наши истребители сбили четыре фашистских самолета.


15. ТРАЛЬЩИК «Т-116» ТОПИТ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ ПРОТИВНИКА (THE SINKING OF AN ENEMY SUBMARINE BY THE MINE SWEEPER «T-116»)
Тральщик «Т-116» (командир — капитан-лейтенант 6. А. Бабанов), выполняя боевое задание в Карском море, 5 сентября 1944 года в районе острова Мон обнаружил силуэт корабля, который вскоре исчез. Придя в район обнаружения неизвестного корабля, тральщик сбросил серию глубинных бомб. Вскоре на поверхности моря появился перископ вражеской подводной лодки. Преследуя противника, тральщик произвел четыре залпа из миномета и каждый раз в середину эллипса рассеивания мин сбрасывал глубинную бомбу. Получив сильное повреждение, подводная лодка легла на грунт. На следующий день тральщик еще раз лробомбил этот район. Убедившись в гибели подводной лодки противника, а ею оказалась подводная лодка «U-362», тральщик возвратился в базу.
За время Великой Отечественной войны тральщик «Т-116» осуществлял проводку конвоев, поиск подводных лодок, траление фарватеров и опасных от мин районов и принимал участие в других операциях, проводимых Северным флотом.


16. ВЫСАДКА МОРСКОГО ДЕСАНТА В ПОРТ ЛИНАХАМАРИ (LANDING OPERATION AT LENACHAMARY)
В ходе завершающих боев по освобождению Петсамской области от немецко-фашистских захватчиков Северному флоту была поставлена задача: высадить десант морских пехотинцев в порт Линахамари, захватить его и, развивая наступление в южном направлении, содействовать войскам Карельского фронта в разгроме противника и освобождении советского Заполярья. Вечером |||||  октября 1944 года первая группа торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта А. О. Шебалина и лейтенанта Е. А. Успенского с первым броском десанта вышла из Пумманки (губа Большая Волоковая), преодолевая огневое сопротивление противника, прорвалась к причалам порта Линахамари и высадила там десант. Благодаря смелым действиям десантников, поддержанных огнем корабельной артиллерии и пулеметов, первому броску десанта удалось захватить часть территории порта и обеспечить высадку основных сил десанта. Ломая упорное сопротивление противника, десантники с ходу повели наступление на позиции береговых батарей и вдоль дороги на Трифонан-Асутус. На рассвете и днем 13 октября противник предпринял ряд атак, пытаясь сбросить десант в море. Все атаки противника были отражены, и к исходу дня 13 октября порт Линахамари был полностью освобожден от фашистов.

Кстати, в последнем тексте я не могу указать дату - какого именно октября 1944 года. Дело в том, что она аккуратным образом заштрихована чёрным цветом. И я не могу сказать - кто-то из предыдущих обладателей это сделал или же рецензоры?

Получилось сегодня очень много всего. Но это далеко даже не процент и не доля процента тех подвигов, что совершили в Великую Отечественную войну. Те, кто погибли. Те, кто выжили. Те немногочисленные, кто ещё жив.
И вечная им всем память.

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 858 След.

Кино и сцена
ТВ программа
Эстрадно-джазовый оркестр Amur Jazz Band, как официальный представитель Международного дня джаза в Благовещенске, рад пригласить каждого на празднование глобального музыкального события!
30 апреля в 18.30 в зале Амурской областной филармонии состоится большой джазовый концерт в исполнении музыкантов и солистов оркестра Amur Jazz Band под управлением Анатолия Хопатько. В программе прозвучат современные джазовые композиции и лучшие образцы традиционной джазовой музыки.

Справки и заказ билетов по тел.: 52-54-13, 99-90-07, 8(968)-246-26-54.

Возрастное ограничение: 6+