Не лишайте меня наследства
0 0

Наш Благовещенск, несмотря на свою относительную "молодость" по сравнению с другими городами России, имеет у себя несколько драгоценных камешков в сокровищнице страны.
У него есть богатство, которое значимо не только для нас - амурчан, но и для жителей всей России.
Речь веду о памятниках архитектуры Федерального, то есть общероссийского значения.
Их у нас четыре.
Даже есть специальный Указ Президента с их конкретными адресами, который обязал беречь, хранить их для потомков как объект исторического и культурного наследия.
Вот оно моё и ваше наследство, которое мы имеем сегодня.



Имеем-то мы имеем, а храним?
Или как в той поговорке: "Что имеем не храним, потерявши плачем"?
Скоро, наверное, заплачем.
Потому что "промедление смерти подобно" для самого красивого из памятников, нынешнего Центра эстетического воспитания им. Белоглазова.

Здание бывшего универсального магазина торгового дома «И.Я.Чурин и Ко», расположенного по улице Б.Хмельницкого, 1, было построено в 1897 году.
Построенное в стиле необарокко, по удобству, величине и внешнему виду оно считалось лучшим в Западной и Восточной Сибири.
Торговый дом «И.Я. Чурин и Ко», по праву называвшийся пионером русской торговли на Дальнем Востоке, был основан в 1867 году иркутским купцом И.Я.Чуриным (1834 – 1895).
Имел отделения во всех крупных населенных пунктах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Маньчжурии.
Очень похожие здания видела я в Харбине, Владивостоке, Хабаровске.
Наряду с широкой оптово-розничной торговлей Чурин занимался промышленным предпринимательством.
Главная контора Торгового Дома находилась в Благовещенске именно в этом здании.
В 1917 году Торговый Дом начинает перемещаться в Харбин под названием «Торгово-промышленное товарищество на паях - преемники И.Я. Чурина и Ко - А.В. Касьянов и Ко», где он будет национализирован после Второй мировой войны.



В 1984 г. китайские власти вернули имя Чурина магазинам и улицам.

Облик здания универсального магазина, в котором наиболее полно воплотился стиль дальневосточного необарокко, повлиял на развитие архитектуры торговых построек города Благовещенска.
Скульптуры по краям крыши до сих пор имеют многочисленные следы от пуль приобретённые во время послереволюционной смуты.



В советское время история здания связана с образованием.
Там было Речное училище, а с 1932 года в нем открылся Дом художественного воспитания детей.
В 1934 году он был преобразован в Дом пионеров и школьников.
В 1971 реорганизован в Дворец пионеров и школьников, в 1993 году переименован в Центр эстетического воспитания.
Тысячи "Ровесников" выросли в этом здании. Прекрасный педагогический коллектив, в котором без малого полторы сотни сотрудников ведут своих воспитанников по ступеням знаний и умений, помогают развивать творческие и интеллектуальные способности. Сегодня там занимается около 4000 детей. Достойное применение памятнику архитектуры.



Недавно разговаривала с руководителем фирмы, которая единственная у нас в области имеет лицензию на производство реставрационных работ памятников архитектуры, включенных в Госреестр.
То, что он мне поведал вводит в полное недоумение.
Оказывается, подвалы здания пронизаны корнями деревьев. Они проросли до основания фундамента и продырявили его насквозь. Вода проникает, разрушает основания, корни, разрастаясь, ускоряют процесс. Закрыли полиэтиленом полы, наутро под ним - лужа. Откуда? Из подвала конденсат. Ремонтировать, проводить гидроизоляцию бесполезно, деревья-то растут из года в год всё выше и выше, корни простираются всё дальше и дальше. Ботанику-то все в школе учили.
И что толку, что мы "вбухиваем" колоссальные бюджетные средства, шлифуя фасад и внутреннюю отделку, если дом гниёт снизу?

Где наши ведомства, обязанные нести ответ перед гражданами всей страны за обеспечение сохранности Федеральных ценностей?
Где наши местные власти, которые молча взирают на происходящее?

Чтобы разрушить здания нам не нужны войны, не нужны установки типа "Град", мы своим бездействием сами развалим свои архитектурные сооружения.
А ведь развалим не просто жилые дома и торговые центры, которых при желании можно тысячи настроить, а редчайшие, уникальные, единственные в своем роде строения.
У нас их, напоминаю, всего четыре!

Это что настолько непосильное количество, что нельзя приставить к каждому объекту конкретного сотрудника Министерства, обязанного еженедельно контролировать и докладывать на планерке о состоянии памятников архитектуры?
Тут Павлов про капитель написал недавно. А ведь и в самом деле исчезла.
Куда?
Вопрос к Министерству культуры и архивного дела. Красив был центральный вход, пока она была на месте.
Правда, в последнее время здание уже почти не просматривается из-за разросшихся деревьев. Нечем полюбоваться не то что рядом, а даже издалека.
Думаю, кто-то же занимается вопросами реставрации, благоустройства, сохранения нашего культурного наследия, какие-то работы ведутся, отчеты должны быть о проделанной работе.
Зашла на сайт Правительства Амурской области, далее в раздел Министерства на страничку с надписью "Деятельность министерства в области охраны культурного наследия". Сходите сами, посмотрите.



Стала я рыться в своих фотках. Нашла много интересного.
Посмотрите и вы на наше достояние.







Здесь здание еще видно, хотя и закрыто изрядно.

Еще одна печаль.
Сегодня идет речь о том, что наш автовокзал соединят с железнодорожным вокзалом.
ЖД вокзал еще один объект нашего архитектурного наследия.
Не получится ли, что с него тоже незаметно исчезнут ажурные вставки на крыше, там ведь тоже есть пока немало своих "капителей" о которые можно погреть нечистые руки.

Вокзал построен в 1908-1915 году. Нынче ему 100 лет!
В 1914 году в строящемся здании вокзала по решению городской Думы была устроена солея (возвышение) для иконы Албазинской Божией Матери "Слово Плоть Бысть" из сосновых плах, оклееных красным сукном, обнесенная точёным барьером с поручнем. От иконы до конца солеи была проложена бархатная дорожка.

Построенный в русском стиле вокзал, отражает все художественные достоинства и черты, свойственные этому направлению.
Центральная часть здания одноэтажная.
Вход специально смещен с оси симметрии и выделен килевидным порталом с шатровой кровлей над ним, а также расположенным рядом полукруглым эркером.
Торцы здания завершаются двухэтажными объемами, разными по своей архитектуре.
Первый увенчан шатром с металлическим декоративным гребнем.
Слуховые окна и фронтон ризалита имеют килевидные очертания.
Фланговый левый объем перекрыт обычной двухскатной кровлей.
Оконные проемы объединены трёх-арочной нишей.
Небольшой одноэтажный эркер завершен балконом.
Венчающий центральный объем четырехгранный шатёр тоже имеет декоративный металлический гребень.
Система балок и стропил очень хорошо видна изнутри здания.
Я часто бывала там и не могла налюбоваться на красоту, гармоничность здания. А какое оно крепкое! В зале ожидания картины наших художников.













Как было, как стало, что будут иметь наши дети после нас.
Время очень незаметно изменяет всё окружающее.
Изменяется ширина улиц, электроопоры, растут и исчезают деревья, а великолепные по своей неповторимости здания стоят, как молчаливые свидетели истории нашего города, области, наших близких, которые жили со времен основания Благовещенска, ходили по этим улицам, трогали руками стены этих домов.
Я люблю свой город.
Он дорог мне.
Я никуда из него не уеду и ни на что не поменяю.
Всегда доверяю властям.
Всегда хожу на выборы и надеюсь, что не ошиблась на последних из них.

Использованы материалы:
сайт http://www.amurtaimen.ru
УКАЗ Президента РФ от 20.02.95 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ"
книга "Архитектурное наследие Благовещенска" авт. Т.А.Холкина, Л.А. Чаюн, изд. "Амурская Ярмарка", 2006.
фото "Речное училище" из блога Павлова И.Н.
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
23.01.2015 09:17:00
0 0
а вы заметили, на дореволюционных фото Благовещенска практически нет деревьев...
23.01.2015 09:25:00
0 0
Если учесть, что город до революции был, в основном, стройплощадкой и деревья не успели вырасти до заметного состояния, то да. Практически нет.
23.01.2015 10:46:00
0 0
Город строился на болотах ,да на рёлках посреди этих болот ,деревья сажали не только горожане, где то читал что и воинским частям до революции1917 года  расквартированным в Благовещенске было вменено это в обязанность. Сажали в основном тополя так как тополь тянет из земли больше всего влаги, а вот теперь он ещё и аллергенным оказался ,но дело своё тополя сделали город осушили .
Ольга, вы забыли написать ,что архитектор(фамилию его французскую забыл) по проекту которого и был построен торговый дом Чурина в последствии стал нобелевским луреатом в том числе и за это архитектурное творение.
23.01.2015 10:57:00
0 0
Спасибо, дальнобойщик, за ценное дополнение.
Я не забыла, я не знала, пока Вы мне об этом не сказали.
23.01.2015 12:37:00
0 0
Ольга,болота были не везде, в микрорайоне были,а непосредственно в самом городе не было никаких болот.Амур тогда  доходил до места где находится ДальГАУ, на лодках плавали,пока дамбу не сделали, которая в последствии стала набережной.Тополя сажали да,но ни в какую не в воду. Воду они  впитывали,но болота здесь ни причем. Все дело в расположении города,те на слиянии двух рек,и близости грунтовых вод.Они и сейчас впитывают.Специально приду и вечером  еще проверю.
Пысы.А еще у нас на верблюдах ездили,какое то время,груз перевозили
23.01.2015 13:33:00
0 0
Лёш, я имела в виду нобелевского лауреата.
Буду очень признательна, если дальнобойщик сообщит мне его имя.
Про верблюдов очень мне нравится.
Вот они, родненькие

23.01.2015 11:32:00
0 0
Кстати вокзал достаточно уродский. Ощущение тяжести и нарушенных пропорций. Такая безумная старорусская эклектика.
Или зачем в здании вокзала такая загогулина как абсида? Это же чисто храмовый элемент.

Достаточно внимательно посмотреть на вход или на балкон

Утяжеленный до абсурда вариант срдневекового итальянского балкона

Представьте, если бы сейчас "новый русский" построил бы себе кабак такого вида в центре города , то вы бы первая плевались
23.01.2015 12:05:00
0 0
Мне он не кажется уродским.
Во всяком случае с "красотой" советского автовокзала не сравнить.
Впечатляют балки внутри центрального помещения.
Они не закрыты потолком. Чисто очень. Бело.
Про апсиду не знаю, что и предположить. Разве что для того, чтобы разместить икону Албазинской Божией Матери. Она там реально была.

А первая плююсь по поводу этой новостройки, кстати тоже с апсидой.



и недоумеваю: ни двора, ни клумбы, ни ограды это строение не предполагает.
Справа храм с колокольней, слева - развлекательный центр, рядом мусорные контейнеры с мухами и собаками, да стоянка для авто непосредственно под окнами. Но кому-то нравится.
23.01.2015 12:19:00
0 0
Владелица - моя знакомая хорошая Оксана
23.01.2015 12:25:00
0 0
Что ж Вы знакомой не посоветовали, что жить удобнее так, как Вы живете - в отдельном доме подальше от шума и выхлопа
23.01.2015 12:26:00
0 0
.
Это кстати не апсида а отдельно стоящее, самостоятельное объемное образование. Там видимо просто лестница
23.01.2015 12:27:00
0 0
Так у них много квартир, а это просто вложение денег эффективное...
23.01.2015 13:35:00
0 0
Эффективные вложения используются. А это стоит просто так.
Никакой жизни в нем не наблюдается.
Камеры смотрят во все стороны, а глаз человеческих что-то не видно.
Там раньше баклаборатория была, больничка, помойка. Хорошо, что сейчас дом.
23.01.2015 15:16:00
0 0
Так их довели до судов, хотели ломать реально.
Но вроде все закончилось. Будут обживать..
23.01.2015 16:27:00
0 0
Соседями будем :)
23.01.2015 16:40:00
0 0
Так там скоро католики поселятся. Не?
Или Лукиан передумал отдавать костел?
23.01.2015 17:24:00
0 0
Не знаю, чего они там себе решают. Мне не докладывают :(
23.01.2015 13:33:00
0 0

Там видимо просто лестница  
Да, скорее всего лестница, судя по оконным проемам.
Но оно не отдельное, это встроенное в здание помещение.


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа