Ольга Мартыновна Левашева
1 0

Мне кажется, что я знаю её всю жизнь.
А на самом деле впервые услышала имя - Ольга Мартыновна Левашева в 2011 году.

Мы тогда только приступали к реставрации храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», естественно обратились к истории: когда, кем, на чьи средства построена церковь, кто в ней служил, кто попечительствовал, как сложилась судьба этих людей.

Постепенно, по крупицам собиралась информация, более чем 100-летней давности.
Выяснилось, что чета Левашевых была достойнейшими жителями нашего города, уважаемыми и значимыми.

И если облик главы семейства – Василия Андреевича был достаточно известен из нескольких источников, то совершенно никто не знал, как выглядела его жена.
Нигде ни в частных коллекциях, ни на групповых снимках не было изображения этой скромной женщины, хотя она была пайщицей нескольких золотых приисков, владелицей солидных  домов в Благовещенске.
Но не в деньгах она полагала своё счастье.
Все, что о ней известно, связано с благотворительностью, заботой, попечением о слабых, больных, обездоленных.
Её стараниями делалось очень многое для того, чтобы дети в Благовещенске  учились, трудились, радовались, отдыхали.



Вот это здание бывшей Никольской церковно-приходской школы, на перекрестке Никольской (Комсомольской) и Зейской улиц, построено по инициативе и на средства четы Левашевых. Они и содержали эту школу.
Здание и сегодня сохранилось, в нем по-прежнему дети, которые как и сто лет назад растут под звон колоколов.
После революции здесь открылась начальная школа, а в 60-х, после того как достроили второй этаж  – детский сад.

Ольга Мартыновна учредила фонд в 5000 рублей, проценты с которого шли на поддержку учителей. А когда в Благовещенске появилось отделение Российского Общества Красного Креста - стала  членом его управления.



Бывшее здание Общества Красного Креста - третья городская больница на берегу Амура.
В 1903 году её средства были вложены в строительство женского епархиального училища и храм «Всех скорбящих Радость».



В этом училище Ольга Мартыновна была не только  Почетной блюстительницей, но и заботливой матерью для воспитанниц, которые учились и жили здесь же.
Она была членом совета Братства «Всех скорбящих Радосте», созданного специально для поддержки малоимущих учениц.

Когда я читала о жизни этой замечательной женщины, почему-то вспомнилось библейское: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа».  
У неё действительно было столько детей, сколько не было у самой многодетной матери.
Её прихода  ждали, ей открывали свои детские тайны,  к её заботливым рукам льнули  десятки девочек-епархиалок, лишенных материнской заботы и оторванных от семьи на время обучения.

В этом здании и сегодня учатся будущие педагоги.
А храм, спустя 110 лет, восстановлен усилиями настоятеля иеромонаха Георгия (Исакова), благотворителей и прихожан. Сегодня в нем идут Богослужения.





Бог не дал детей этой семье и они приняли на воспитание маленькую девочку Елизавету, удочерили её, окружили любовью и заботой.

Это был високосный 1912 год. Пасха была ранней - 7 апреля, и шло время Великого Поста - время сожаления  о грехах, время покаяния и молитвы.  И вот страшное по своей неожиданности известие. В  ночь с пятницы на субботу с 8 на 9 марта, в день чествования Албазинской иконы Божией Матери, сердце известнейшей в городе женщины, благотворительницы – Ольги Мартыновны Левашевой остановилось. Вот печальная выписка из метрической книги 105-летней давности за подписью священника А.Покровского.
Эта подпись нам еще встретится.



Какие только слухи не поползли по городу.
Я не стану сейчас их распространять, только Бог знает, что случилось на самом деле. Официальный диагноз – порок  сердца.
То сердце, которое вмещало в себя столько любви, столько радости, столько чужих бед и собственных страданий просто устало. И остановилось.

Но не остановилась её жизнь.
Остались слова о любимой наставнице, о добром человеке, сказанные плачущими людьми в день прощания и горестные строки стихов, написанные её любимицами.
Прочтите их.

"С 8 на 9 марта в 12 ч. ночи скоропостижно скончалась от паралича сердца известная благотворительница, жена статского советника В.А.Левашева, Ольга Мартыновна Левашева.
В лице почившей местное Благовещенское общество и, в частности, некоторые благотворительные учреждения и учебные заведения г.Благовещенска понесли тяжелую утрату.
Своей неизменной отзывчивостью на всякую нужду, своим теплым, сердечным отношением ко всем униженным, обездоленным, безпомощным и слабым, своим постоянным сочувствием и посильным содействием всякому благому начинанию, покойная Ольга Мартыновна снискала всеобщее уважение и любовь многих, знавших её добрую душу, её мягкое отзывчивое сердце.
...Тепло и внимательно относилась почившая к Епархиальному женскому училищу.
Здесь на её средства преукрасно обставлена церковь стоимостью в 25-30 тысяч рублей, приобретено несколько икон, несколько ценных предметов церковной утвари, священных облачений. Для учащихся куплены отличное пианино и очень хороший рояль.
Каждый год устраивались вечера и ёлки, опять же исключительно на средства попечительницы; перечислить же всякого рода пожертвования и деньгами и натурой не представляется возможным.
Но Ольга Мартыновна не ограничивала своих обязанностей Почетной попечительницы исключительно материальной помощью, нет, она была попечительницей в самом высоком, самом лучшем смысле этого понятия.
Она вникала во внутреннюю жизнь учебных заведений, часто беседовала с детьми, всеми мерами стараясь ознакомиться с психологией детской души, деликатно, тепло и мягко пыталась овладеть ею и с материнской нежностью направлять её на должный путь.
Всякие ненормальности в учебно-воспитательном деле, бурные наклонности детей, выдающиеся поступки учащихся, а в особенности детское горе, всегда привлекали самое теплое внимание почившей и никогда она не проходила мимо нуждающегося, чтобы не протянуть ему руку духовной или материальной помощи.
Она была как бы второй матерью вверяемым её попечению детям и до конца дней своих не сошла с своего высокого поста.
И эта широкая и безкорыстная благотворительность, эта душевная теплота, эта сердечная чуткость и отзывчивость были всецело вознаграждены неподдельно искренней детской любовью и всеобщим глубоким уважением общества.
... Как человек, покойная Ольга Мартыновна отличалась замечательной мягкостью, благородством и великодушием своего характера. Речь её всегда была тихая и мирная. Обращения её были мягкие и приятные. С ней нельзя было даже говорить возбужденно: она обладала чудным свойством подчинять себе людей и приводить их под тон своей ровной, невозмутимой речи. Это был характер искомой всеми, но редко находимой - - мудрой "золотой середины".

В день погребения, в 12 часов закончилось отпевание Ольги Мартыновны.

Гроб подняли и понесли через весь город на руках от Кафедрального собора на Благовещенской, в сопровождении громадной толпы народа, к месту последнего упокоения - в церковь Епархиального женского училища на Вознесенской.
Опустили его в цементированную могилу, на левой стороне в самой церкви Епархиального училища.

Венок от воспитанниц Благовещенского епархиального училища, на роскошной ленте которого золотыми буквами написано такое стихотворение:

К чему эти слезы? О ней ли жалеть
С безумно-упорной тоскою?
О, если б и все мы могли умереть
С такою же чистой душою!

Еще один венок от девочек со следующим стихотворением:

Не здесь, не в мерцанье свечей погребальных,
Не в пестрой толпе, не при громе речей
Не в звуках молитв, заунывно печальных,
Поймем мы всю горечь утраты своей...

Вот и всё, что было известно мне об Ольге Мартыновне.

Никаких писем или воспоминаний, написанных её рукой, не сохранилось.
До сих пор не было ни единой её фотографии или портрета, остались только её добрые дела и Память.
Да старый склеп, устроенный для её упокоения в приделе любимого храма.

Я несколько лет жила надеждой, что когда-нибудь я увижу, как она выглядела.
Пусть не смогу ощутить тепло её рук и улыбку глаз, пусть не услышу никогда её голоса и не увижу, как она улыбается, но хоть бы какую-нибудь малюсенькую фотографию увидеть!

И вот месяц назад звонок по телефону, номер не знакомый, регион не наш.
Звонили из Челябинска.
- Здравствуйте, вы Ольга Григорьевна?
- Да.
- Простите за беспокойство, я знаю, что вы искали фотографию Ольги Мартыновны, моя тетя может её вам предоставить.
Я потеряла дар речи. Так не бывает! Но это случилось.
И вот фотографии Ольги Мартыновны с приемной дочерью Лизой на руках я вижу своими глазами.





Вот молодой Василий Андреевич.



Вот та самая знаменитая Левашевская дача.



Здесь Ольга Мартыновна Левашева, в девичестве – Григорьева, в окружении множества детей. Вероятно, это дети их родственников или друзей.
Были у Ольги Мартыновны  родные братья Василий и Николай, сестры Евдокия и Евгения или Еня, как называли её все родные.
У Ени родились четверо детей: Иннокентий, София, Мария и Александра. София – стала крестницей Ольги Мартыновны, о чем свидетельствует надпись на фотографии Василия Андреевича. Баба Соня – прабабушка Наташи Смоляковой. Именно Наташа нашла мои координаты и прислала фотографии, которые собрала в семейный архив и бережно сохранила её тетя – Татьяна Васильевна.

Почему именно сегодня я публикую эту запись?
Потому что ровно 150 лет назад 24 апреля 1877 года состоялось Таинство Венчания этой замечательной пары.
Вот свидетельства этого события.







Теперь я могу своими глазами увидеть возраст жениха и невесты, сословие к которому они принадлежали: он - мещанин, она - из крестьян, имена свидетелей Таинства. И вновь фамилия священника А.Покровского, здесь он выдавал  Василию Левашеву дубликат документа о браке, спустя 11 лет - о кончине его супруги.
А венчал-то их самый первый священник Благовещенска - Александр Сизой.
Пусть сегодня души их порадуются 150-летию со дня их сочетания Господом.

Только время дает почувствовать смысл нашего земного пребывания.
Что оставляют люди после ухода в Вечность? Какую память?
Ведь История сохраняет для себя только значимые факты, имена, события.
Имена Левашевых сохранились для нас – потомков как образец доброты, сердечного отношения к людям, благотворительности и терпеливого перенесения всех выпавших на их долю скорбей.

Вечная им память.



Это их родной храм "Всех скорбящих Радость"



Спускаемся к месту захоронения Ольги Мартыновны.






Источники:
Газета "Епархиальные Ведомости" http://e-vedomosti.ru/2000/08/27/08-09-1912-blagoveshhenskie-eparxialnye-vedomosti/
Сборник документов "Благовещенское женское епархиальное училище 1901-1916 гг"  - О.П.Федирко, Б.А.Исаченко;
"История Благовещенска 1856-1917" - Амурская Ярмарка;
"Деловой мир Приамурья", т.2 - Амурская Ярмарка;
Пасхалия;
Библия - Книга пророка Исайи, глава 54.
В альбоме: Василий Мартынович; Евгения Мартыновна; Евдокия Мартыновна; Семья Василия Мартыновича Левашева - его жена Зинаида Федоровна с дочерьми: Виктория, Евстолия, Ольга, Валентина; она же с сыновьями: Василий, Николай, Федор; семья друзей - Кредович; обороты фотографий с надписями; старый склеп до реставрации после первой побелки и уборки.
Фотоальбом поста