Благовещенск. Православные и католики.
1 0

Совсем недавно был у Православных праздник Преображения Господня.
Пошла в храм и я с пакетиком самых разных фруктов для освящения в церкви.
Прихожу в церковь на Горького, а там грандиозные изменения.
Я давно там не была и потому не видела, что полностью заменена кровля, а внутри почти закончился капитальный ремонт.
Вообще, всё там очень сильно преобразилось за последние два года.



Двор выложен аккуратной плиткой, убраны деревья, затеняющие соседнее здание и приводящие к сырости и затхлости, иконная лавка перенесена в отдельный домик на территории и теперь нельзя упрекнуть служителей, что в храме торговля.
Даже ёмкость с освященной водой вынесена в отремонтированное отдельное помещение - водосвятную часовню, и можно набрать святой воды, никого не отвлекая от молитвы.
В самой церкви тоже всё обновилось.
Единственное, что осталось прежним - прекрасный резной иконостас с удивительно красивыми иконами, да паникадило.



Ослепительно белый потолок стал выше, стены покрашены очень светлой краской, заменены трубы отопления, вентиляция, сигнализация, балкон для хора, всё вокруг просто сияет чистотой. Скоро заменят полы, вставят новые окна точь в точь такие, какие были установлены более ста лет назад,



разместят по стенам иконы самых любимых и почитаемых в России святых, поставят сияющие золотом подсвечники, закрепят светильники на стенах, зазвонят колокола



и заживет церковь своей привычной жизнью.

Закончилось Богослужение и настоятель прихода иеромонах Георгий, поздравляя прихожан с праздником Преображения Господня, отметил очень интересный момент.



Он сказал, что сегодня мы молились в храме, который был освящен католическим епископом в честь Преображения Господня.
Мы братья.
И пусть существуют некоторые разногласия, но вера у нас единая - христианская.
Мы почитаем общие святыни и святых, мы молимся перед иконами Спасителя и Матери Божией, исследуем Священное Писание.



По сути, сегодня мы с вами здесь в юбилейный день престольного праздника этого храма.
Ровно 70 лет прошло с тех пор, как это здание было передано Русской Православной Церкви.
У Бога нет ничего случайного.
В бывшем католическом приходе Преображение Господне мы с вами собрались в праздник Преображения Господня, и сам храм сегодня переживает преображение, ведь за 70 лет проходит целая человеческая жизнь.

С этим старинным храмом для десятков, а может и сотен тысяч благовещенцев связано очень много.



Здесь крестились и родители, и дети, и внуки. Отсюда провожали в Вечный путь. Здесь приняли Таинство Венчания множество супружеских пар..."
Очень по-доброму это все прозвучало.
В этом храме крестилась я сама. Крестила своих детей. Здесь отпевали моего внука - младенца Никона, а спустя совсем немного времени, именно здесь у меня появилась махонькая крестница Анюта.



И когда я вижу в одном из местных СМИ, слова о том, что "Амурские католики и православные вновь вступили в борьбу за здание бывшего костела", то испытываю мягко говоря недоумение от этих слов.
Какая борьба?
Абсолютное уважение к святыне, почтительное отношение священнослужителей и верующих друг к другу. Я не стану здесь обсуждать догматические разногласия, но по слову Христа и та и другая ветви христианства проповедуют одинаковые Заповеди, веру черпают из единого источника - Библии, имеют одинаковые Таинства, праздники, традиции, оставаясь до времени каждый в своём убеждении.

Когда была в Москве, увидела Православную церковь в "Память святого отца нашего Льва, папы Римского". Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Блаженный Августин и множество святых церкви христианской почитаемы всеми христианами. У нас епископ наречен в честь святого Лукиана Бельгийского, а святых Патрика, Валентина и Женевьеву совсем недавно включили в православные святцы.



Вот так относится друг к другу священноначалие.



Вот так священники.



А вот и верующие православные и католики на общем для всех празднике Рождества Христова.

Что касается здания.
В 1930 году были облегчены правила закрытия церквей. Если раньше крупные церкви могли закрываться только по согласованию с Комиссией по вопросам культов при ВЦИК, то теперь достаточно было решения местных исполкомов. И началось массовое уничтожение и закрытие культовых мест.
На сайте нашей католической общины я прочла:
"20 июля 1932 г. благовещенский храм «Преображение Господне» был закрыт: «Ввиду отказа общины верующих польского костела от содержания здания и культового имущества – договор на пользование здания костела расторгнуть. Ликвидацию костела произвести с соблюдением правил указанных в статье 37- 40 декрета ВЦИК и СНК от 8/XI -1929 года»  



Приход прекратил свое существование..."

Тогда решительно обращались с чужим имуществом: хотим отберем, хотим вернем, хотим взорвем, хотим ликвидируем.

И Слава Богу, что хоть одно культовое христианское здание не ликвидировали.
Впрочем, не одно. Оставался еще небольшой православный храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", но он был актовым залом образовательного учреждения и передавать его верующим никто не собирался.



4 сентября 1943 года состоялась встреча Иосифа Сталина и иерархов православной церкви.
Эта встреча стала по-настоящему переломной в истории взаимоотношений церкви и советской власти. После неё иерархам было позволено избрать нового патриарха.
Фактически с этого момента церковь была легализована, а гонения на неё прекратились.
Было отдано распоряжение вернуть Православной церкви её здания.
В нашем городе таких зданий не оставалось, католического прихода не существовало и здание костела, занятое в те годы под военный склад, было передано в 1947 году православным верующим.
И вот уже 70 лет этот храм воистину родной духовный дом не только для благовещенцев, но и для огромного числа жителей Амурской области.

Он удачно расположен.
Люди приезжают в областной центр в больницу, на учебу, по делам, за покупками, в гости и всем очень удобно зайти в церковь помолиться Богу, поставить свечу, подать записочку о церковной молитве за ближних, побывать на Божественной литургии, послушать духовное пение, участвовать в Таинствах и с умиротворенной душой идти по жизни дальше.
Ведь далеко не в каждом амурском поселении есть православная церковь.

Я не выражаю мнения церкви, не имею достаточной информации о существующих договоренностях церковных иерархов обеих сторон в отношении этого здания, не решаю кто прав, а кто виноват, но в этой ситуации, если точно следовать букве закона, понимаю, что ни одна из сторон не виновата.
Католики не бросали свое здание. Их оттуда выгнали.
Православные не захватывали его самочинно, никого не обидели и ничьих интересов на тот исторический момент не ущемили.
Здание передано в бессрочное безвозмездное пользование и не является собственностью ни католиков, ни православных.
Поэтому распорядиться им никто не вправе.
Все действия в нашем государстве должны осуществляться в существующем правовом поле.

Православная церковь никогда не пойдет по пути нарушения законов страны, в которой она служит народу этой самой страны. Почитая Закон Божий, верующие люди исполняют апостольскую заповедь: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению".

Есть Федеральный закон на этот счет №327-ФЗ, который регламентирует передачу храмов (духовных учебных заведений, монастырей и т.п.) от государства религиозным организациям.
В нем прописаны условия, при которых государство отказывает в возвращении культовых сооружений. Есть всего пять причин для отказа, они в этой статье:

"Статья 8. Основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения
1. Решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если:
...
5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.


Вот и всё, что я могу сказать по поводу.
Законы государства обязательны к исполнению.
Православные верующие 70 лет сохраняли это историческое здание - памятник архитектуры в первозданном виде.
Огромные суммы пожертвований направляются на реставрацию, ремонт, содержание и обслуживание не только самого здания, но и коммуникаций. Согласитесь, ну не могут быть незначительными затраты на содержание столетней постройки. Всё разрушается: дерево, кирпич, металл.
Все мы дома делали ремонт и прекрасно понимаем, что вложения в него зачастую не меньше, чем стоимость черновой квартиры.
А тут целый храм.
Каждый шаг оборачивается сотнями тысяч рублей.
К примеру, чтобы восстановить все-все исторические окна потребуется почти миллион рублей. Никто за меньшую сумму не соглашается сделать точную их копию.
И ведь получается у православных сберечь памятник архитектуры, не требуя никаких бюджетных ассигнований! Жертвуют люди на любимую церковь.

А те, кто сегодня занят искусственным раздуванием страстей по поводу мнимой "борьбы" двух основных течений христианства, сталкивая лбами людей и верующих, и неверующих, провоцируя на конфликты и оскорбления как раз и нарушают установленный государством закон, поскольку статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации еще никто не отменял.
Более того, законодатель внес в неё уточнение: "действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Так и хочется вспомнить слова святого Апостола Павла: "К миру призвал нас Господь", ну или хотя бы рекомендации кота Леопольда

Фотоальбом поста