Культурное наследие. Начнем с самого любимого
0 0

Недавно прочла замечательные слова: "Следовать традиции значит отдавать свои голоса самой загадочной партии — партии наших предков".
Семейные ценности - это то, что мы приносим в свою жизнь из опыта и традиций своих семей.
Традиция - это то, что с детства делает нас одним целым с родными людьми. То, что наполняет душу теплом и неудержимой силой влечет повторить в своей взрослой жизни.
Семейные мелочи и понятные только "своим" шутки, какие-то сложившиеся обычаи, какие-то словечки и домашние праздники.
К сожалению, наши исконные традиции постепенно забываются, стираются, заменяются на другие, а так хотелось бы их сберечь для последующих поколений.
Через неделю Новый год. Это уже не только семейная, а общая традиция для всего русского народа.
Напишу про свой самый первый Новый год, который хранится в памяти вот уже почти полвека.

"Маленькой ёлочке холодно зимой, из лесу ёлочку взяли мы домой..."
Так громко и радостно распевала я, шагая широкими шагами, вслед за папой.
Это было в 1965 году от Рождества Христова, а мне было "четыре - пятый", так я говорила, чтоб казаться постарше.
Целый день я ждала папу, который с утра пообещал принести ёлку. Ждала, ждала, даже табуреточку свою поставила в коридоре, чтоб сразу ёлку встретить, а папа пришел вечером поздно и без ёлки.
- ???
- Доча, давай утречком принесу
- Ну па... Ну ты же обещал!!!, - и в слезы.
- Ну пошли.

Закутала меня мама по самые глаза шалью поверх шубы, и потопала я, за руку с папой, в темную-темную ночь. Дело было в селе Придорожное, елки тогда никто в розницу не продавал. Добывали кто где мог. На улице снег выше моей головы, тропа протоптана метра в два шириной, тьма кромешная, фонари в деревне считались роскошью, зато ничто не застило свет луны и сияние звезд. А звёзды те я и сегодня помню! Воздух чистый-чистый. Мороз, не представляю даже, но печку дома топили в те дни с утра до вечера.

Ну вот, дошли, наконец. Елки срубил в лесу и привез в село на тракторе кузнец дядя Вася Егоров, он их не продавал - так отдал. И я, впервые в жизни, увидела ёлки! Их было четыре, одна высокая настолько, что не влезала от пола до потолка и лежала в сенцах на полу, две были средней высоты, и последняя - маленькая, чуть выше меня.
- Какую берем?
- Вот эту! - сказала я несмело, показывая на самую большую ёлку. Посмотрел папа на неё с сомнением, нести - то ему довольно далеко, но видно решил ублажить любимую дочку.
Счастье того дня греет меня до сего дня. Это словами не передать. И темнота - не темнота, и мороз - не мороз, и завязанная плотно шаль уже не душила меня за горло. Мир переменился от моей радости.
Несет папа ёлку, руки заняты, а я топаю сзади одна во всем мире. Я и Ёлка! Вижу, что папе тяжело и говорю:
- А ты положи её на снег и тяни как санки. Папа так и сделал. Ёлка стала еще ближе ко мне. Я могла держаться за её веточки и таять от близости такой красоты.

Принесли её домой, поставили у печки и она начала вздрагивать всеми своими иголочками, веточками, по всему дому потёк хвойный аромат, ни с чем не сравнимый. Я с нетерпением торопила родителей:
- Ну когда уже будем наряжать, ну когда?
- Отстань, строго сказала мама, елочке надо согреться.

И вот этот момент настал. Ящик с игрушками: плоские картонные игрушки с петельками, туго смотанные разукрашенные вишенки из ваты, стеклянные бусы, изящный кувшинчик, грибочки, белая собачка, домик, лисичка, Дед Мороз из ваты, бумажные флажки, канитель (мишура) из твердой фольги, конфетти и дождь, который рвался от каждого неосторожного прикосновения,  "снег" из мелко-мелко толченого стекла, насыпанный на "сугроб" из ваты закрывающий перевернутую табуретку, в которую установили ёлку. Этот стеклянный "снег" продавали в пакетиках, а потом поняли, что он опасен. А на макушке сияла  пика-прожектор, на которой был рисунок из фосфора и он светился в темноте зеленоватым светом.







Лисичка-сестричка. Ей, пожалуй, столько же лет, сколько и мне.



Такой белый-белый почти с настоящей улыбкой



Мои дети звали в своём детстве эту собачку "Белый Бим" из-за её черного ушка



И бусы повесили старинные, сейчас что-то совсем не видно стеклянных бус, здесь же грибочки, которые я все время порывалась облизнуть.



Космонавты, как не украсить ими елку? В 1961 году первый полет в космос!



Вишенки из ваты, они появились в 50-х годах.

Я пела во все горло: "Сколько на ёлочке шариков цветных, розовых пряников, шишек золотых..."



И кукурузка - необходимый атрибут любой новогодней ёлки, как свидетельство любви тов. Хрущева к "Царице полей"

Напелась на морозе, напелась дома и слегла после праздника с ангиной, но этот чудный предновогодний вечер с папой и ёлкой я помню всю жизнь.



А вот и я в том самом детстве в матроске и с бантиком
"Бусы повесили, встали в хоровод, весело-весело встретим Новый год!"

А ночью, когда все сладко спали, наша кошка, увидев светящиеся в темноте зеленоватым светом фосфорные рисунки прыгнула на ёлку и уронила её с грохотом.
Папа всё поставил на место, поправил уложенные в подножие подарки и строго сказал: всем спать!
А утром настал Новый 1965-й год!

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
25.12.2014 12:44:00
0 0
а я как-то сама за ёлкой ходила
но отрубила часть уже упавшего дерева, ветром сломало его, сверху верхушку отрубила и домой принесла

но сейчас мне жалко ёлки, и вообще жалко, когда деревья рубят просто так, ради прихоти
25.12.2014 13:41:00
0 0
Да, сегодня иду, как обычно из микрорайона в направлении газетного комплекса, а чья-то рука сломала вполне уже взрослую березку. Зачем?!
Елку и в этом году поставлю. Для меня это праздник детства. Игрушки все вытащу из ящика, протру их тряпочкой, чтоб заблестели и буду наряжать 31 декабря, чтоб в Новый год в доме пахло свежей хвоей.
25.12.2014 12:57:00
0 0
В прошлом году я часть игрушек из детства забрала себе домой! часть из маминого детства, часть из дедушкиного! Игрушкам некоторым и бусам около века)

Куплю большой сундук для этих игрушек, буду создавать будущим деткам настоящую сказку) старинные игрушки из сундука.
У нашей молодой семьи тоже уже есть традиции) Мне муж всегда прячет подарки под елку)) как только ее нарядим. это очень приятно!
25.12.2014 13:44:00
0 0
Если у Вас, Loy_N, вдруг окажется несколько штук старинных картонных игрушек или пенопластовых, то подарите мне одну пожалуйста. Когда-то кому-то показалось, что они не красивые и их, наверное, выбросили. А мне так хочется, чтобы на ёлке висели и такие игрушки. Вишенки из ваты кто-то повесил на еловую веточку в подъезде, а когда праздник закончился, она вместе с игрушками пошла в контейнер. Достала.
25.12.2014 15:08:00
0 0
Во! У меня тоже  в детстве игрушка космонавт была,мне она больше всех запомнилась,серебристая такая,еще снегурка и дед мороз из пенопласта,родители его всегда под елку ставили,мы с братом ему глаза выкололи ))
25.12.2014 15:32:00
0 0
А у нас был шикарный Дед и Снегурка даже не представлю из какого материала сделаны, но на них были настоящие тканевые красная и голубая "шубы" с белой пушистой оторочкой по воротнику и рукавам, у Деда шикарная борода вьющаяся, рукавицы, а в руке у него был мешок, в который мы с сестрой запихивали конфеты, которые съедали когда ёлку выносили во двор до весны.
25.12.2014 16:28:00
0 0
Ольга, иногда мне кажется, что под вашим ником скрывается Андрей Анохин.
Он тоже умел говоря о чем то пустяковом делать важные (как ему казалось) выводы.
Типа: "Синий забор - значит понравилось!" Или: "Голуби белые потому, что на храм не гадят."
Традиция не всегда полезна и наполняет душу теплом и вызывает желание повторить.
Вот была традиция покойнику в доме вылеживаться, смердя и отравляя воздух и жизнь окружающим. Сейчас она по мере возможности уходит в прошлое и все только рады.
Была традиция вывешивать простыни после первой брачной ночи. На каком ветру они сейчас полощутся?
Ну скажите какая связь между традицией и новым годом? Это всего лишь точка отсчета времени назначенный правительством, праздничный (выходной) день. Как 7 ноября (где он?), как 1 мая (где он?).
Я понимаю к чему вы клоните. Вы - это все говорящие о скрепах и традициях Руси святой. Но вы подменяете понятия, выдавая желаемое вами за традиции, примазываясь, притираясь к общим праздникам и привычкам. Нет, уважаемая,
традиции это несколько другое.
25.12.2014 16:37:00
0 0
Юрий, а че с настроением сегодня?  ;)

хотя про покойников вы совершенно правы  - как вспомню так вздрогну, какое это было мучение для родственников
25.12.2014 16:45:00
0 0
а че с настроением сегодня?
Да чёт с утра не заладилось.
Щас с селедкой поужинаю, может отпустит. Тоже, понимаешь, традиция.
25.12.2014 16:54:00
0 0
После селедки хоть что отпустит :) Я тоже очень её уважаю.
А если еще картошечки натолочь, то и вообще можно сказать: жизнь задалась!
25.12.2014 16:58:00
0 0
должно отпустить
ну вот, а я сейчас стала перечитывать "Ночь Феникса" Т.Толстой (в тырнете не могу найти, пришлось лезть за книгой).
"Как бы то ни было, для всех нас раз в году тоже наступает ночь феникса. Наш очередной великий год истек, весь, целиком, до дна. Промелькнул ли он как один миг, или тянулся бесконечно - все равно, это была целая жизнь и вот она прожита. И радостно, и страшно с ней прощаться, и так же радостно и страшно начинать жизнь новую...
и самый конец - "Светает, на столе развал, скатерть смята, и свечи погасли. Отец, старенький человек, видевших феникса, заснул в кресле. Выйдем же на цыпочках, тихо, в новое, засыпанное нетоптанным снегом утро. Никто никогда не умрет."
25.12.2014 17:00:00
0 0
Спасибо, kuzen konduktor, очень красиво
25.12.2014 17:25:00
0 0
и вам спасибо )) обязательно почитайте, если будет время и настроение
в интернете много рассказов Толстой, но этого почему-то нет
25.12.2014 16:53:00
0 0
мучение для родственников  
Мучение?
Странно.
25.12.2014 17:33:00
0 0
у меня свои воспоминания - дедушка умер в 1980, папа  - в 1987, бабушка  - в 1995, во всех случаях вынос был естественно из дома (ритуального зала еще не было), так я вам скажу - ничего хорошего, куча людей, родственников, друзей, знакомых, соседей...окна открывать нельзя...кругом плач и причитания, время от времени кому-то становится нехорошо - поэтому постоянный запах лекарств...ну разве это не мучение для живых?
25.12.2014 17:53:00
0 0
мне хватило похорон отца
я тоже считаю, что это издевательство над родственниками, вынос тела с дома
да и вообще, я за кремацию
25.12.2014 18:07:00
0 0
тем более что я все время ловлю себя на мысли, что человек, лежащий в гробу, это уже не мой дед, отец и т.д., а кто-то совершенно чужой
25.12.2014 22:38:00
0 0
Я тоже. Хотел бы что бы мой прах развеяли над тихим океаном,не хочу что бы близкие мне люди( когда такое случится в далёком будущем) ходили и тяготились,были как то привязаны и обязаны.Меня уже не будет,это факт,эта реальность для меня перестанет существовать....
А так если честно я не вижу ничего хорошего в кладбищах,я вообще считаю что в таком виде как сейчас они и не нужны.
Пысы: Ну тему завели какую то,пичальную  
26.12.2014 05:23:00
0 0
А с чего Вы, Алексей, решили, что близкие ходят и тяготятся.
Вы правы, здесь Вас уже не будет, но с закапыванием (развеиванием) тела ничего не изменяется. Вы ж остаетесь в памяти тех людей, которые Вас любят. Кладбище очень светлое место. Придите на Радоницу, посмотрите.
И тема эта совсем не грустная, наоборот, она - ниточка, связывающая людей и избавляющая их от одиночества.
25.12.2014 17:40:00
0 0
Ольга а чего хорошего? Я такого насмотрелся,у меня большинство родственников из деревни,было,а там традиции,ага,еще и моду придумали, фотографировать в гробу прям,жесть короче
25.12.2014 20:32:00
0 0
Алексей, я ж не говорю, что надо вернуться к прошлому. Просто раньше альтернативы не было никакой.
Не было ни кремации, ни ритуального зала.
Умер человек, сообщали близким, друзьям, родственникам. Пока они съезжались ко дню похорон, родня общалась друг с другом.
Кто-то видел другого в первый или последний раз.
По сути чужие люди, но каждый понимал: перед ним свои. Родные.
Которые не подставят и не предадут.
Потом последняя ночь рядом с усопшим. Чужое лицо. Чужое тело.
Но понимаешь, больше ты этого не увидишь никогда.
Тихие, спокойные разговоры всю ночь. Воспоминания.
Наутро говорили последнее: "Прощай", не в смысле "до свидания навеки", а в смысле "прости, не вспоминай причиненного зла".
Разумеется прощание в ритуальном зале проще и легче.
Сейчас уже невозможно даже в небольшом городе устроить прощание из дома: лифты, узкие лестницы, пробки на дорогах.
Жизнь изменилась.
А что такое "чтение Псалтири над усопшим" уже вообще никто не представляет.
Это не плохо. Это не хорошо. Так есть сегодня, а что будет завтра - время покажет.
25.12.2014 16:42:00
0 0
Юрий, спасибо, что напомнили про традицию прощания с усопшими. Обязательно к ней вернусь позже.
А сейчас мой пост о нашей традиции украшать ёлку.
Сегодня она потихоньку изменяется. Если прежде на ёлку вешали игрушки в тему происходящего в обществе: кукуруза, звезды, часы, космонавты, фляжка, украшенная серпом и молотом,



то сейчас мы незаметно для себя стали украшать свои дома и ёлки на европейский манер: шарики и бантики.
С чьей-то точки зрения - стильно. С моей - скучно.
Я не против появления синтетических ёлочек, но игрушки - это история, это обычай, это память.
Бабушка моя так ёлку наряжала, мама так наряжала, потом я, теперь мои дети - это культура. Это преемственность и связь поколений.
Очень многое незаметно уходит вместе с людьми.
Я делаю попытку сохранить то, чем дорожили и чему радовались наши предки.
И ни к чему иному я не клоню. Мои духовные убеждения - они только мои.
25.12.2014 16:48:00
0 0
Вот этот серп на шишке отравлял праздник не хуже чем рождественская звезда на макушке.
И ни к чему иному я не клоню.
Не верю.
25.12.2014 16:55:00
0 0
Звезда на советской ёлке никогда не была Рождественской, она была пятиконечной, спасибо, что хоть не перевернутой, как на Ордене "Красного Знамени"
Юр, давайте после селедки поговорим, а :)
25.12.2014 20:46:00
0 0
Ольга, иногда мне кажется, что под вашим ником скрывается Андрей Анохин.
Незаменимых не бывает.Когда Ольга не рекламирует РПЦ,её посты очень даже пробирают.

Даже не ожидала от себя такой реакции.
25.12.2014 20:59:00
0 0
kiss, и без меня есть кому рекламировать РПЦ, достаточно ресурсов, созданных по теме.
Духовная составляющая в жизни - личное дело каждого.
Кому что близко, тот тем и живет.
Навязыванием чего бы то ни было можно только отвращение вызвать.
Кому надо, тот найдет возможность связаться со мной, а остальных зачем нагружать.
25.12.2014 20:52:00
0 0
Это всего лишь точка отсчета времени назначенный правительством, праздничный (выходной) день.
У меня есть такой знакомый.ГоворИт: наша семья Новый Год не отмечают,не пьют типа.а подарки детям в любой момент купят...Ну тут дело святое,НО.............
25.12.2014 21:04:00
0 0
Вот это и неинтересно, когда вся жизнь, как одноцветная дорожка, без перемежающихся цветных полос.
Есть время ходить на работу, есть время отдыхать от неё, а есть время праздника, то есть дни, когда можно ничего не делать обыденного, а нужно делать что-то особенное: собраться всем вместе за столом или без него, пообщаться, испечь к празднику что-то особенное, разрешить детям не спать до полуночи. У каждого свои идеи.
Мы вот уже второй год будем в полночь в храме. Я бы рассказала, что там происходит, но не хочу рекламировать ;)
25.12.2014 21:35:00
0 0
Вот я тоже не понимаю,для меня НГ в детстве- это запах яблок,мандаринов,.дорогие подарки,которые в другой день не подарят.А для моих детей....ассоциация с НГ только ёлки в разных районах города.да снежный городок на площади.Мне сын сегодня сказал:"Новый год это скучно...."
25.12.2014 21:46:00
0 0
Просто у сегодняшних детей есть всё, что у нас было только к празднику: мандарины, шоколадки, новая кукла.
Недавно знакомый жаловался:
- Дочка грустит. Ничему не радуется. Как маленькая старушка, что ей не предложишь, вздохнет "а зачем это мне?", уже не знаю чего ей надо (девочке 7 лет).
Семья состоятельная, у дочки есть всё, что ей нужно и не нужно, ни в чем отказа нет, уже есть своя квартира, ездят отдыхают в разные места по нескольку раз в год, а грустно ей...
25.12.2014 22:18:00
0 0
ВОТ И МОИ ГРУСТЯТ...а что предложить ума не приложу...ну украсим деревце возле дома-2 дня(процесс подготовки и сам процесс украшения),а дальше????????вопрос ребром стоит.Завтра соревнования.а они вялые,даже не знаю,как расшевелить. Скучно...
25.12.2014 23:18:00
0 0

[Error] 
Undefined constant "ID" (0)
/var/www/portamur.ru/data/bitrix/templates/.default/components/custom/netsmart_blog.post.comment/_v2/template.php:554
#0: ShowComment(array, integer, double, boolean, NULL, boolean, boolean, NULL, array)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/templates/.default/components/custom/netsmart_blog.post.comment/_v2/template.php:737
#1: RecursiveComments(array, string, integer, boolean, boolean, NULL, boolean, boolean, NULL, array, array)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/templates/.default/components/custom/netsmart_blog.post.comment/_v2/template.php:752
#2: RecursiveComments(array, string, integer, boolean, boolean, NULL, boolean, boolean, NULL, array, array)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/templates/.default/components/custom/netsmart_blog.post.comment/_v2/template.php:752
#3: RecursiveComments(array, string, integer, boolean, boolean, NULL, boolean, boolean, NULL, array, array)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/templates/.default/components/custom/netsmart_blog.post.comment/_v2/template.php:752
#4: RecursiveComments(array, integer, integer, boolean, boolean, NULL, boolean, boolean, NULL, array, array)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/templates/.default/components/custom/netsmart_blog.post.comment/_v2/template.php:837
#5: include(string)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#6: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#7: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#8: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#9: CBitrixComponent->includeComponentTemplate()
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/components/custom/netsmart_blog.post.comment/component.php:1218
#10: include(string)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#11: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#12: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, object, boolean)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#13: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, object)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/templates/portamur_blogs_copy/components/bitrix/blog/main/post.php:101
#14: include(string)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#15: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#16: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#17: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#18: CBitrixComponent->includeComponentTemplate(string)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/components/bitrix/blog/component.php:174
#19: include(string)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#20: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#21: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#22: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array)
	/var/www/portamur.ru/data/blogs/index.php:25
#23: include_once(string)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#24: include_once(string)
	/var/www/portamur.ru/data/bitrix/urlrewrite.php:2
----------