Золотой капкан Путина
0 0

Вот нарыл статейку в которой автор утверждает, что страхи россиян по поводу падения и роста напрасны. И вовсе не к трудностям и кризису ведёт нас мудрый правитель, а совсем даже наоборот. Если кому то захочется заряда оптимизма (без глубокого анализа высказанных гипотез), то попробуйте дочитать и вдохновиться.

Западный капкан гроссмейстера Путина

Обвинения Запада в адрес Путина традиционно заключаются в том, что он служил в КГБ. И поэтому он человек жестокий, безнравственный и так далее. Путина обвиняют во всём. Однако никто и никогда не обвинял Путина в недостатке ума.

Любые обвинения в адрес этого человека лишь подчеркивают его способность к быстрому аналитическому мышлению, его способность мгновенно принимать четкие и выверенные политические и экономические решения.


Нередко западные СМИ сравнивают эту способность Путина со способностью гроссмейстера, проводящего публичный сеанс одновременной игры на блицтурнире по шахматам. Последние события, происходящие в экономике США и Запада в целом позволяют сделать вывод о том, что в этой части оценки личности Путина, западные СМИ абсолютно правы.

Несмотря на многочисленные победные реляции в стиле Fox News и CNN, на сегодняшний день экономика Запада во главе с США оказалась в капкане Путина. Возможностей освобождения из которого на Западе не видит и не может найти никто. И чем сильнее Запад пытается из этого капкана вырваться, тем его положение становится безнадёжнее.

В чем же заключается то поистине трагическое положение Запада и США, в котором они оказались? И почему все западные СМИ и ведущие западные экономисты об этом молчат, как о самой главной военной тайне? Давайте попробуем разобраться в сути происходящих прямо сейчас экономических событий именно с точки зрения экономики, оставив по возможности за рамками обсуждения любые нюансы морали, нравственности и геополитики.

Итак, после осознания своей неудачи на Украине, Запад во главе с США поставил перед собой цель уничтожить экономику России путем снижения цен на нефть и, соответственно, на газ – как на основные бюджетообразующие источники экспортной выручки России и основные источники пополнения российских ЗВР. Здесь следует отметить, что основная неудача Запада на Украине заключается вовсе не в военном и не в политическом плане. А в фактическом отказе Путина финансировать этот западный проект Украины за счет бюджета РФ. Что делает этот проект Запада априори нежизнеспособным в ближайшем и неизбежном будущем.

В прошлый раз, при Рейгане, подобные действия Запада по снижению цен на нефть привели к успеху и развалу СССР. Но история не повторяется. На этот раз для Запада всё оказывается иначе. То, чем ответил Западу Путин, похоже одновременно и на шахматы, и на дзюдо. Где силы затрачиваемые противником для атаки, используется против него самого, но с минимальными затратами собственных сил и средств обороняющегося. Реальная политика Путина не публична. Поэтому, реальная политика Путина в большей степени всегда направлена не столько на эффектность, сколько на эффективность.

Очень немногие люди понимают то, что делает Путин в данный момент. И практически никто не понимает, что он будет делать в дальнейшем.

Как бы это не казалось странным, но прямо сейчас Путин продаёт российские нефть и газ только за физическое золото.

Путин не кричит об этом на весь мир в стиле навязчивой рекламы. И он, конечно, по-прежнему принимает доллары США в качестве промежуточного средства оплаты. Но он тут же меняет все эти полученные от продажи нефти и газа доллары США на физическое золото!

Чтобы это понять, достаточно посмотреть на динамику роста объемов золота в структуре ЗВР России и сравнить эти данные с валютной выручкой РФ, поступающей от продажи нефти и газа за тот же период.

В общей сложности центральные банки всех стран мира закупили в третьем квартале 2014 года 93 тонны драгоценного металла. Это был 15-ый квартал подряд чистых покупок золота центральными банками. Из 93-х тонн покупок золота Центробанками всего мира за этот период, потрясающие объёмы закупок в 55 тонн приходятся на долю России.

Не так давно британские ученые успешно пришли к тому же самому выводу, который, ещё несколько лет назад был опубликован в Заключении Геологической службы США. А именно: Европа не сможет выжить без поставок энергоресурсов из России. Что в переводе с английского на любой другой язык мира означает: «Мир не сможет выжить, если из общемирового баланса поставок энергоресурсов вычесть поставки нефти и газа из России».

Таким образом, весь построенный на гегемонии нефтедоллара западный мир оказался в катастрофической ситуации. В которой выжить без поставок нефти и газа из России Запад не может, а свои нефть и газ Россия отныне готова продавать Западу только в обмен на физическое золото! Пикантность сложившейся в этой партии Путина ситуации заключается в том, что механизм продажи Западу российских энергоресурсов только за золото работает теперь независимо от того, согласен Запад оплачивать российские нефть и газ своим искусственно удешевлённым золотом, или нет.

Потому что Россия, имея в своём распоряжении регулярные поступления долларов от продажи нефти и газа, в любом случае сможет покупать за них золото. По текущим ценам на золото, подавленным всеми правдами и неправдами самим же Западом.

То есть, по тем ценам золота, которые были искусственно и старательно занижены ФРС и ESF в разы, против искусственно раздутой с помощью рыночных манипуляций покупательной способности доллара США. Интересный факт: Подавление специальным отделом Правительства США - ESF (Exchange Stabilization Fund) цен на золото, с целью стабилизации курса доллара США, возведено в США в ранг Закона.

В финансовом мире принят за аксиому постулат о том, что золото является антидолларом.

- В 1971 году президент США Ричард Никсон закрыл «золотое окно», прекратив свободный обмен долларов на золото, гарантированный со стороны США в1944 году в Бреттон-Вуде.

- В 2014 году президент России Владимир Путин открыл это «золотое окно», не обращая внимания на то, что думают и говорят по этому поводу в Вашингтоне.

Именно сейчас Запад тратит массу своих сил и средств на то, чтобы подавлять цены на золото и нефть. Чтобы, тем самым, с одной стороны искажать существующую экономическую реальность в пользу доллара США. А с другой стороны, - чтобы уничтожать экономику России, отказывающейся исполнять роль покорного вассала Запада.

Именно сейчас такие активы как золото и нефть выглядят пропорционально ослабленными и чрезмерно недооцененными против доллара США. Что является следствием колоссальных экономических усилий со стороны Запада.

И именно сейчас Путин продает российские энергоресурсы в обмен на эти искусственно укрепленные стараниями Запада доллары США. За которые он тут же скупает золото, - искусственно заниженное в цене против доллара США стараниями самого Запада!

Есть еще один интересный момент в партии Путина. Это российский уран. За счет поставок которого в США сейчас работает каждая шестая лампочка. И который Россия продает США тоже за доллары.

Таким образом, в обмен на российские нефть, газ и уран, Запад платит России долларами США, покупательная способность которых искусственно завышена против нефти и золота, стараниями самого Запада. Но Путин использует эти доллары США лишь для того, чтобы изымать в обмен на них у Запада его физическое золото, - по искусственно заниженным самим же Западом ценам на золото, выраженным в долларах США.

Эта поистине блестящая экономическая комбинация Путина ставит Запад во главе с США в положение змеи, агрессивно и с усердием пожирающей свой собственный хвост.

Идея этого экономического золотого капкана для Запада, скорее всего, изначально принадлежала не самому Путину. Скорее всего это была идея советника Путина по экономическим вопросам - академика Глазьева. Иначе почему, казалось бы, не причастный к бизнесу госчиновник Глазьев, наряду с многими российскими бизнесменами, был включен Вашингтоном персонально в санкционные списки Запада? Идею экономиста академика Глазьева блестяще реализовал Путин, заручившись предварительно полной поддержкой, со стороны своего коллеги из Китая - Си Цзиньпина.

Западный капкан гроссмейстера Путина

Особенно интересным в этом контексте выглядит ноябрьское заявление первого заместителя председателя Центробанка РФ Ксении Юдаевой. Которая подчеркнула, что ЦБ РФ, может использовать золото из своих резервов для оплаты импорта, - если это будет необходимо. Очевидно, что в условиях санкций со стороны западного мира, это заявление адресовано странам БРИКС и в первую очередь Китаю. Для Китая готовность России платить за товары западным золотом оказывается очень даже кстати. И вот почему: как было указано в одном из предыдущих материалов,

Китай недавно заявил, что прекращает наращивать свои ЗВР, номинированные в долларах США. Если учесть постоянно растущий дефицит торгового баланса в отношениях между США и Китаем (текущая разница в пять раз в пользу Китая), то это заявление в переводе с финансового языка звучит так: «Китай прекращает продажу своих товаров за доллары». Мировые СМИ это грандиознейшее в новейшей монетарной истории событие предпочли не заметить. И вопрос вовсе не в том, что Китай буквально отказывается продавать свои товары за доллары США. Китай, конечно, по-прежнему будет принимать доллары США в качестве промежуточного средства оплаты за свои товары. Но, приняв доллары, Китай тут же будет от них избавляться и заменять доллары в структуре своих ЗВР на что-то другое. Иначе теряет смысл заявление сделанное монетарными властями КНР: «Мы прекращаем наращивать свои ЗВР, номинированные в долларах США». То есть Китай не будет больше покупать за вырученные от торговли с любыми странами доллары, - трежерис — государственные казначейские облигации США, как они делали это постоянно ранее.

Таким образом, Китай будет заменять все доллары, которые он будет получать за свои товары не только от США, но и вообще от любых стран мира на что-то другое, чтобы «не наращивать свои ЗВР, номинированные в долларах США». И вот тут возникает самый интересный вопрос: на что именно Китай будет заменять все свои, получаемые в результате торговли, доллары? На какую именно валюту или актив? Анализ текущей монетарной политики КНР показывает, что скорее всего, поступающие от торговли доллары или их значительную часть, Китай будет тихо заменять и де-факто уже заменяет, на Золото.

В этом аспекте пасьянс российско-китайских отношений складывается чрезвычайно удачно и для Москвы, и для Пекина. Россия покупает у Китая товары напрямую за золото по его текущим ценам. А Китай покупает за золото по его текущим ценам российские энергоресурсы. На этом российско-китайском празднике жизни есть место всему: и китайским товарам, и российским энергоресурсам, и золоту - как средству взаиморасчетов. Нет на этом празднике жизни места только одному желающему – доллару США. И это не удивительно. Потому что доллар США не является ни китайским товаром, ни российским энергоресурсом. Он является лишь промежуточным финансовым инструментом взаиморасчетов – ненужным посредником. А ненужных посредников, из схемы взаимодействия двух самостоятельных бизнес-партнеров, принято исключать.

Здесь следует отметить отдельно, что мировой рынок физического золота ничтожно мал по отношению к мировому рынку физических поставок нефти. И тем более мировой рынок физического золота микроскопичен по отношению к совокупности мировых рынков физических поставок нефти, газа, урана и товаров.

Упор на фразу «физическое золото» сделан потому, что в обмен на свои физические, а не бумажные энергоресурсы, Россия теперь изымает у Запада золото, но только в виде его физической, а не бумажной поставки. То же самое делает и Китай, изымая у Запада, по текущим искусственно заниженным в разы ценам, именно реальное физическое золото, - в качестве средства оплаты за физические поставки на Запад, своих реальных товаров.

Надежды Запада на то, что Россия и Китай будут принимать в качестве оплаты за свои энергоресурсы и товары разного рода shitcoin или т.н. «бумажное золото», тоже не оправдались. Россию и Китай, в качестве окончательного средства оплаты, интересует только золото и только как физический металл.

Для справки: оборот на рынке бумажного золота, только в виде фьючерсов на золото, оценивается примерно в 360 млрд. долларов США в месяц. Но только на 280 миллионов долларов США в месяц осуществляется физическая поставка золота. Что образует на торгах бумажного золота, против золота физического, соотношение 1000 к 1.

Применив механизм активного снятия с рынка одного искусственно заниженного Западом финансового актива (золота), в обмен на другой искусственно завышенный Западом финансовый актив (доллары США), Путин тем самым включил обратный отсчет для мировой гегемонии нефтедоллара. Таким образом, Путин поставил Запад в тупик отсутствия какой-либо позитивной экономической перспективы. Запад может тратить сколько угодно своих сил и средств на искусственное повышение покупательной способности доллара, снижение цен на нефть и искусственное понижение покупательной способности золота. Проблема Запада лишь в том, что запасы физического золота в распоряжении Запада не безграничны. Поэтому, чем больше Запад обесценивает нефть и золото против доллара США, тем более быстрыми темпами он теряет дешевеющее Золото из своих далеко не бесконечных резервов. В этой блестяще разыгранной Путиным экономической комбинации физическое золото из резервов Запада стремительно утекает в Россию, Китай, Бразилию, Казахстан и Индию – в страны БРИКС. При такой скорости снижения резервов физического золота как сейчас, Запад просто не успевает ничего сделать против России Путина до момента обрушения всей западной конструкции нефтедолларового мира. В шахматах, ситуация, в которую Путин поставил Запад во главе с США, называется «Цейтнот».

Западный мир ещё никогда не сталкивался с такими экономическими событиями и явлениями, которые происходят прямо сейчас. СССР, в условиях падения цен на нефть, стремительно продавал золото. Россия, в условиях падения цен на нефть, стремительно золото покупает. Тем самым, Россия создает реальную угрозу существованию американской модели нефтедолларового мирового господства.

Главный принцип модели нефтедолларового мира, позволяющий западным странам во главе с США жить за счет труда и ресурсов других стран и народов основан на доминирующей в МВС (мировой валютной системе) роли национальной валюты США. Роль доллара США в МВС заключается в том, что он является конечным средством платежа. Это значит, что национальная валюта США в структуре МВС является конечным активом накопления, менять который, на какой-либо другой актив, не имеет смысла. То, что сейчас делают страны БРИКС во главе с Россией и Китаем, фактически изменяет роль и статус доллара США в мировой валютной системе. Из конечного средства платежа и актива накопления, национальная валюта США, совместными действиями Москвы и Пекина, превращается лишь в некое промежуточное средство платежа. Предназначенное только для того, чтобы обменять это промежуточное средство платежа на другой, и действительно конечный финансовый актив, – золото. Тем самым, доллар США фактически лишается своей роли конечного средства платежа и актива накопления, уступая обе эти роли другому общепризнанному, денациональному и деполитизированному монетарному активу, - золоту.

Традиционно Запад использовал два способа устранения угроз гегемонии нефтедолларовой модели мира и вытекающих из нее непомерных привилегий для Запада.

Один из этих способов – цветные революции. Второй способ, который обычно применяется Западом, если не срабатывает первый способ, – это военная агрессия и бомбардировки.

Но в случае с Россией оба эти способа оказываются для Запада либо невозможными, либо неприемлемыми.

Потому что, во-первых, население России, в отличие от населения многих других стран, упорно не желает обменивать свою свободу и будущее своих детей на западную колбасу, которую можно получить прямо сейчас. Это становится очевидным по рекордно высоким рейтингам Путина, регулярно публикуемым ведущими рейтинговыми агентствами Запада. Личная дружба ставленника Вашингтона Навального с сенатором Маккейном сыграла для него и Вашингтона весьма негативную роль. Узнав об этом факте из СМИ, 98% населения России теперь воспринимают Навального исключительно как вассала Вашингтона и предателя национальных интересов России. Поэтому ни о какой цветной революции в России западным профессионалам, мыслящим реалиями, пока даже мечтать не приходится.

Что же касается второго, традиционного для Запада способа, – прямой военной агрессии, то Россия – это, безусловно, не Югославия, не Ирак и не Ливия. При любой неядерной военной операции против России, на территории самой России, Запад во главе с США, обречен на сокрушительное поражение. И генералы в Пентагоне, осуществляющие реальное руководство силами НАТО, хорошо это понимают. Точно так же бесперспективна и ядерная война против России, включая концепцию т.н. «превентивного обезоруживающего ядерного удара». У НАТО просто нет технической возможности нанести такой удар, который мог бы полностью обезоружить ядерный потенциал России во всех его многочисленных проявлениях. Ответный массированный ядерный удар возмездия по противнику или пулу противников, будет в этом случае неминуем. И его совокупной мощности будет достаточно для того, чтобы оставшиеся в живых, позавидовали мёртвым. То есть, обмен ядерными ударам с такой страной, как Россия, это в принципе не решение назревающей проблемы краха нефтедолларового мира. Это в лучшем случае финальный аккорд и последняя точка в истории его существования. В худшем случае, это ядерная зима и прекращение существования на планете всего живого, за исключением мутировавших, под воздействием радиации, бактерий.

В западном экономическом истеблишменте видят и хорошо понимают суть происходящих явлений.

Ведущие западные экономисты безусловно осознают всю глубину трагизма и безысходности ситуации, в которой оказался западный мир, попав в экономический золотой капкан Путина. Ведь со времен Бреттон-Вудских соглашений, всем хорошо известно золотое правило: «У кого больше золота, тот устанавливает правила». Но об этом на Западе все молчат. Молчат потому, что никто не знает как теперь из этой ситуации найти выход.

И потому, что если объяснить западной общественности все детали происходящей экономической катастрофы, то эта общественность начнёт задавать самые страшные для сторонников нефтедолларового мира вопросы.

Которые будут звучать так:

- Как долго Запад, сможет покупать нефть и газ из России в обмен на физическое золото?

- И что произойдет с нефтедолларом США после того, как у Запада закончится физическое золото для оплаты российских нефти, газа и урана, а также для оплаты китайских товаров?».

Ответить на эти, казалось бы, простые вопросы, на Западе сегодня не может никто.

И это называется Шах и Мат, господа. Игра окончена.
Автор Дмитрий Калиниченко
Первоисточник http://investcafe.ru/blogs/mbcy/posts/46245
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
29.11.2014 22:42:00
0 0
Лом, спасибо. Я дочитала. Вот не зря я Путина люблю ;)
29.11.2014 22:50:00
0 0
главбух ЭрпЭцЭ открыто призналась
влюбви:
Вот не зря я Путина люблю
Любишь-ли ты его как боха ? Или сильней ???
29.11.2014 22:52:00
0 0
Люблю больше, чем мороженое:)
30.11.2014 03:20:00
0 0
главбух ЭрпЭцЭ признаЁцца
влюбви:
Люблю больше, чем мороженое
ты любишь и морожэное, и путена, и боха ?
бох необобряэ.
29.11.2014 22:52:00
0 0
Лом решыл взбодрить
электорат сказочками:
Ведущие западные экономисты безусловно осознают всю глубину трагизма и безысходности ситуации, в которой оказался западный мир, попав в экономический золотой капкан Путина. Ведь со времен Бреттон-Вудских соглашений, всем хорошо известно золотое правило: «У кого больше золота, тот устанавливает правила». Но об этом на Западе все молчат. Молчат потому, что никто не знает как теперь из этой ситуации найти выход.
Я всегда говорил - иногда лучше жэвать чем говорить.
Потому что любой экономически-грамотный человек - проблюЁтся не прочтя и половины этого поцреотического бреда.
29.11.2014 23:07:00
0 0
Я всегда говорил что я говорил
Эх, Эдуардыч, я ж там предупреждал, что без глубокого анализа. Не будет теперь тебе заряда оптимизма. А сам виноват, а вот нефиг...
29.11.2014 22:53:00
0 0
Вам хочется песен? Их есть у меня.
Дорогие товарищи! Уважаемые гости!
Наш пленум собрался в знаменательные дни начала завершающего года пятилетки, когда все советские люди, откликаясь на Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу, встали на трудовую вахту, чтобы делом ответить на волнующий призыв, достойно и в срок выполнить взятые на себя социалистические обязательства.
Постоянная забота партии о дальнейшем развитии нашей промышленности, сельского хозяйства, о повышении жизненного уровня, благосостояния трудящихся, неустанная, поистине титаническая борьба нашего Государства за мир, за разрядку напряженности вдохновляет весь народ на новые трудовые подвиги, на новые героические свершения.
Наш пленум посвящен предстоящему великому празднику советского народа — 30-летию нашей Победы. Он происходит в Киеве, в сердце прекрасной певучей республики, в городе, который за свои ратные подвиги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками удостоен высокого звания Города-Героя.
Мы, музыканты, гордимся, что песня всегда была на переднем крае нашей жизни. В самые тяжелые дни всенародных испытаний, в суровые дни войны песня яростная и победная, песня задушевная, лирическая всегда была рядом с народом.
Наша советская песня — явление удивительное, единственное в мире. Наша советская песня — это дитя революции, и революционный огонь, сообщивший ей небывалый темперамент, слился в ней с мягкими, чистыми, ласковыми интонациями народной песни.
Песня звучала на фронтах гражданской войны и в годы первых пятилеток. Можно сказать, что она звучала над колыбелью нашего Советского государства. Песня, полная беззаветной веры в торжество нашего великого дела, песня, преисполненная высокой гордости за свое первое в мире свободное отечество рабочих и крестьян, помогала в строительстве новой жизни. Песня в те далекие годы воспитала юных граждан великой страны Советов. Песни двадцатых-тридцатых годов являются для нас постоянным, чистым источником вдохновения. Мы преклоняемся перед этими песнями, как перед людьми, в труднейшие годы борьбы и разрухи создававшими наше государство и, с оружием в руках, защитившими его. И задачу нынешнего пленума мы видим, прежде всего, в том, чтобы еще и еще раз с чувством глубокой ответственности спросить себя: верны ли мы этим славным традициям? Бережно ли к ним относимся? Умело ли развиваем?
Задачу пленума мы видим в том, чтобы послушать как можно больше музыки, чтобы составить хотя бы примерно картину состояния песни на сегодняшний день. Задачу нашего пленума мы видим в том, чтобы вынести на всесоюзную аудиторию песни, сочиненные в разных уголках нашей великой многонациональной страны. Мы хотим, чтобы на пленуме в полный голос прозвучали произведения, может быть, еще незаслуженно мало известные.
Считаю, что обмен мнениями будет полезным, и все-таки главную задачу пленума вижу в возможно более широком показе работы композиторов и поэтов. Ибо, как свидетельствует практика, сами песни зачастую гораздо интереснее, чем разговоры о них.
Сколько я себя помню, а я начала писать песни, когда был еще жив И.Дунаевский, мы слышали и читали о так называемом «мутном песенном потоке» и о том, что «сейчас нет подлинных песенных удач, а вот несколько лет назад они были». И тем не менее, лучшие образцы жанра тех, еще не столь далеких годов, сейчас мы справедливо считаем великими песнями. Действительно, так называемый «мутный поток», наверное, был и раньше, есть он и теперь и, наверно, будет еще долго, но суть вопроса в том, что те, кто с таким презрением и так свысока писали и говорили об этом «мутном потоке», не замечали или не желали замечать, что в бурном потоке этом, в котором действительно много наносного и случайного, постоянно проглядываются зерна больших песенных удач, сверкают всеми своими гранями подлинные алмазы песенного творчества.
Признавая огромное количество недостатков и пробелов в нашем песенном хозяйстве, позволю себе высказать убеждение, что в повседневной жизни, в объективной реальности песня занимает далеко не последнее место и песенные удачи пятидесятых-шестидесятых годов, т.е. произведения, созданные после 1-го пленума, уже имеют и будут иметь непреходящую ценность.
Разрешите назвать только некоторые из них: «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого и Матусовского, «Бухенвальдский набат» — Мурадели и Соболева, «Если бы парни всей земли» — Соловьева-Седого и Долматовского, «Я люблю тебя, жизнь» — Колмановского и Ваншенкина, «Комсомольцы — беспокойные сердца» — Островского и Ошанина, «Марш коммунистических бригад» — Новикова и Харитонова, «Течет Волга» — Фрадкина и Ошанина, «Родина» — Туликова и Полухина, «Комсомольцы — добровольцы» — Фрадкина и Долматовского, «Пусть всегда будет солнце» — Островского и Ошанина, «Хотят ли русские войны» — Колмановского и Евтушенко, «На безымянной высоте» — Баснера и Матусовского, «Журавли» — Френкеля и Гамзатова, «За того парня» — Фрадкина и Рождественского, «Это мы!» — Фельцмана и Гамзатова.
Поверьте, этот список можно увеличить. Я хочу лишь сказать о том, что эти песни, да и многие другие давно уже перешагнули границы нашей страны, и по ним, по этим песням люди в самых отдаленных уголках земного шара знают, как любит жизнь советский человек, как помнит он страшные дни войны, как строит новые дороги и гидростанции. По этим песням он узнает, хотят ли русские войны, и подхватывает вместе с нами страстный призыв советского человека «Пусть всегда будет солнце!»
Для нас, для советских людей встречи с нашими песнями далеко от нашей страны — всегда радостное и знаменательное событие. Я вспоминаю международные молодежные фестивали в Дрездене и Берлине, когда улицы этих городов буквально заполнили наши советские песни. Их пели на всех языках планеты. Я встречалась с советской песней в Олимпийском Мехико, в будничном Токио, — в кафе «Огонек», получившим свое название в честь нашей знаменитой песни «На позицию девушка провожала бойца». Можно привести многочисленные рассказы людей о встречах с нашими песнями так далеко от нашей страны, что, казалось бы, и трудно себе представить, как она, наша песня, смогла туда долететь.
В книге «Рассказы о твоих песнях» Е.Долматовский вспоминает, как в северной Норвегии, за Полярным кругом он вдруг услышал, как норвежские рыбаки и рабочие с рудника запели песню «Если бы парни всей земли». Поэт не удержался и сказал: «Это моя песня». Тогда его собеседники неторопливо закивали головами.
— И моя, — сказал один.
— И моя, — сказал другой.
…И все-таки главную свою роль, великую свою миссию песня выполняет в нашей стране. Она рядом с рабочими, она помогает выращивать небывалые урожаи, она поднимается в космос.
Леонид Ильич Брежнев, выступая на торжественном заседании, посвященном 20-летию освоения целины, говорил: «Были и шумные встречи новоселов, и новые песни, которые рождались в самом кипении жизни, и романтика подвига, и настоящий азарт первооткрывателей». Действительно, в этом-то и сила наших советских песен, что они рождаются «в самом кипении жизни». С песней, с нашей советской песней неразрывно связаны самые крупные начинания, самые великие подвиги — освоение целины, комсомольские ударные стройки, новые гидростанции и первые полеты в космос. И не случайно композитора-песенника можно увидеть в кубанском колхозе и на нефтяных приисках Самотлора, у пограничников Дальнего Востока и у рыбаков Мурманска.
И зная это, советский народ любит свою песню, любит ее создателей, и свидетельством тому являются не только проходящие при переполненных залах авторские концерты композиторов, не только полные неподдельного слушательского энтузиазма шефские встречи композиторов и поэтов на комсомольских ударных стройках, но и почта, огромная, заинтересованная, доброжелательная, почта композиторов-песенников, в которой, пожалуй, самое большое место занимает просьба: «Напишите песни и о нас». И я вспоминаю, как был удивлен корреспондент французской газеты из г.Марселя, когда я стала ему рассказывать о наших советских песнях, о тематике их. Он слушал с недоверием, он поразился, когда узнал, что у нас есть песни о полярниках и чабанах, об оленеводах, о лэповцах, о монтажниках.
Песня в нашей стране давно уже стала явлением общественно-политическим. Лучшие наши песни являются и воспитателями, и организаторами. Совсем недавно ЦК ВЛКСМ принял постановление о поддержке начинания молодых москвичей Игоря Скриника и Ирины Бондаревой, призвавших молодежь встать на трудовую вахту в честь 30-летия Победы под девизом «За себя и за того парня». Это ли не признание действенной, атакующей, мобилизующей роли песни в наши дни!
Могучее патриотическое движение — работа за себя и за погибшего фронтовика — уже подхвачено в производственных коллективах всей страны, ему дал высокую оценку товарищ Л.И.Брежнев.
Я не знаю в нашем искусстве в последние годы примера столь яркого вторжения художественного произведения в жизнь. И что самое главное и радостное — это пример позитивного вторжения в жизнь, когда положительный образ, героический характер зовет народ к новым свершениям!
Прежде чем коснуться жанровой панорамы песни сегодняшнего дня, разрешите пояснить, почему из всех возможных ракурсов рассмотрения песни акцентируется именно этот? Потому, что в нем с особой силой сказывается богатство этого удивительного жанра в целом, его многосторонних связей с действительностью, обилие представленных в нем тем и настроений, демократизм и жизненные соки его интонационного языка.
Хорошо известно, что уже при своем зарождении советская песня, как ни один другой жанр нашего искусства, была явлением многосоставным, жизнь стремительно диктовала новые идеи, новые образы, а ждать было некогда — приходилось брать на вооружение и перевооружение все элементы музыкального быта, все слои крестьянского, городского и солдатского фольклора, все разновидности романса, эстрадных куплетов, частушек. Не побоюсь сказать, что простая песня обнаружила такую сложность и разнообразие интонационных истоков, что в этом отношении ей трудно найти аналог в истории искусства. Понятно, что данный процесс не был прямолинейно-гладким, он таил в себе (и таит по сию пору!) много противоречивых явлений. С одной стороны — максимальная социальная и мелодическая отзывчивость, уменье «приспособиться» к нуждам самой разной по составу и возрасту аудитории; с другой стороны — порой возникающие отсюда облегченность художественных решений, а то и откровенный примитив.
Отличный советский драматург Афиногенов, автор знаменитой довоенной пьесы «Машенька», когда-то сказал: «Растет страна ступеньками». Эти ступеньки восхождения нашей Родины были и «песенными ступеньками». Песенные жанры мужали в острой борьбе противоположно направленных тенденций, в борьбе за умножение и творческое развитие традиций — прежде всего великих традиций отечественной песенной классики, но также и замечательных традиций мировой демократической культуры. Пять с половиной десятков лет труда по созданию советской песни — это годы активного творческого вслушивания в бессмертный опыт народного искусства и таких корифеев жанра, как Давиденко, Дунаевский, Захаров, братья Покрасс, А.В.Александров, Блантер, Мурадели, Новиков, Белый, Хренников, Соловьев-Седой, Мокроусов, Островский, — это опыт вслушивания в зонги Курта Вайля, марши Эйслера, в антифашистские песни испанских республиканцев, «Красной капеллы», французского Сопротивления; в мужественные напевы победившей Кубы, борющегося народа Чили, расправляющих плечи Греции и Португалии; в гимны протеста, гремящие на улицах Италии и Соединенных Штатов. Не экзотика привлекает нас в этих пластах музыкальной культуры современности, но их социальная тенденциозность в высоком значении этого понятия, близость человеку, народу, сила непосредственной эмоциональной выразительности. Все эти решающие для успеха искусства факторы, помноженные на истинно яркую индивидуальность талантливого творца-созидателя, и обеспечивают реальные богатства песни, проявляющееся и в ее жанровом многообразии, и в сложном, нередко новаторском переплетении различных жанровых признаков. Поэтому, переходя к характеристике этих признаков, следует помнить, что они почти нигде не существуют изолированно, но повсеместно вступают в сложные «художественные реакции», дополняя и обогащая друг друга.
Сколько бы ни развивалась наша песня, главным всегда будет в ней гражданская устремленность, большая общественная тема, острый социальный заряд. Этим определяется ведущая роль песен о Родине, о Ленине, о партии, о комсомоле. Красной строкой в этой теме сверкают песни гимнические по своему образному складу, такие как «Партия — наш рулевой» В.Мурадели и С.Михалкова. «И мы в то время будем жить» и «Родина моя» — А.Долуханяна и М.Лисянского. Ныне на этом ответственнейшем поприще великолепно трудится немало испытанных мастеров. В первую очередь, это А.Новиков, создавший вместе с Л.Ошаниным песню «Ленина помнит Земля» и с В.Харитоновым «Марш коммунистических бригад» и С.Туликов c его монументальными песнями о Ленине, о Родине, о партии.
Уже добрый десяток лет живет в народе песня о Ленине А.Холминова и Ю.Каменецкого. В гражданской песне активно работают Кос-Анатольский, Прицкер, Брусиловский, Зарицкий, Оловников, Хамиди, Рамазанов.
Примыкают к гимническим по складу, — песни, которые можно назвать песнями-манифестами, такие как «Славлю мою Советскую Родину» А.Филиппенко, «Мы — коммунисты!» С.Туликова, «Коммунары не будут рабами» Ковача, «Плакат», «Партбилеты» Флярковского.
Плечом к плечу с этими произведениями, на передовых позициях нашего песенного фронта стоят песни-баллады, где прежде всего следует выделить интересные находки О.Фельцмана и Р.Рождественского — цикл «Баллады о бессмертии», и особенно великолепную работу — песни к спектаклю «Молодая Гвардия». «Баллада о братстве» И.Шамо и Д.Дуценко, «Баллада о спасенном хлебе» М.Фрадкина и Б.Штормова, «Песни памяти Виктора Хары» И.Лученка и Б.Брусникова, — ярко свидетельствуют о том, что этот жанр успешно развивается и может дать новые и интересные образцы.
В лучших сочинениях данного типа отчетливо ощущается стремление уйти от «официозного» тона, насытить музыку личными, порой откровенно лирическими интонациями, что, естественно, повлекло за собой обновление гармонического языка, развитие привычной куплетной формы. Было бы неверным полагать, что эта жанровая разновидность совершенно нова для нашего искусства — истоки ее с несомненностью прослеживаются в таких замечательных сочинениях, как «Каховка», «Орленок», «Прощальная» («Дан приказ ему на запад…»), «Заветный камень», «Песня о песне»…
Лирическая интонация в песне патриотической, песне гражданской, песне о Родине всегда тепло и благодарно воспринимается нашим народом. Вспомните каким успехом пользуются песни «Гляжу в озера синие» Л.Афанасьева, «О России» В.Соловьева-Седого, «С чего начинается Родина» В.Баснера, «Спадчина» И.Лученка, «Рушник» П.Майбороды, «А Родина одна» Б.Терентьева, «Ты позови меня, Россия» В.Левашова, «Старая мелодия» А.Ойта, «Люблю тебя, Белорусь» Ю.Семеняки, «Мой Казахстан» М.Мангитаева, «Страна Советов» Б.Джуманиязова, песня о Родине Рахмадиева, «Песня о Родине» Р.Лагидзе, «Край родной» Чимакадзе.
Тема Родины, родной земли, своего социалистического отечества — ведущая тема в творчестве композиторов всех наших союзных республик — К.Доминчена, П.Гайдамаки, Я.Цигляра, М.Карминского, И.Шамо, М.Абдраева, Ф.Лукина, Ш.Рамазанова, А.Тогаева, Сеида Рустамова, А.Жилинского, А.Фаттаха, А.Билаша, П.Гутина, Р.Яхина, Б.Ямпилова, X.Плиева. Б.Кырвера, 3.Хабибулина, Е.Рахмадиева, Новикаса, В.Азарашвили, К.Орбеляна, Р.Амирханяна, М.Мависакаляна, Ш.Сайфиддинова, Д.Георгицэ, Е.Доги, В.Масюкова, А.Кулиева, В.Мулатова, Т.Кулиева, Ф.Амирова, М.Кажлаева, Г.Кадырова, С.Осмонова, А.Малдыбаева, Х.Изамова, А.Мухамедова, С.Мухамеджанова, Икрама Акбарова, М.Бурханова, Ч.Нурымова и других.
Как видно даже из этого далеко не полного списка в труднейшем жанре гражданской песни последовательно и успешно работают не только представители, скажем, украинской или белорусской композиторских школ, то есть тех школ, где всегда были сильны традиции советской массовой песенности, но и представители Средней Азии, Казахстана, Закавказья. Многие патриотические песни, рожденные в наших республиках, по совести говоря, давно заслужили широкого звучания на всесоюзной аудитории, и очень жаль, что наш пленум — едва ли не первый для них опыт такого звучания. Однако, судя по вчерашнему концерту, это намерение Секретариата пока что реализуется слабо.
Особенно отрадно, что в жанре гражданской песни о Родине уже проявили себя молодые композиторы — И.Лученок, М.Минков, С.Томин, Виталий Филиппенко (вспомним хотя бы его песню «Моя Родина» на слова И.Лазаренко), Николай Мартынов, Балай, Тылик, Дустмухамедов, Салфи Джалил, С.Манжигеев. Можно назвать отдельные удачи у Д.Тухманова «Я люблю тебя, Россия», у Э.Ханка «Я иду по России».
Хочется пожелать, чтобы молодые композиторы всегда помнили, что патриотическая песня — это пробный камень, это главный экзамен не только гражданской зрелости, но и художественного мастерства.
Конечно, наивно было бы полагать, что в сфере патриотической песни все у нас благополучно. Издержки холодной плакатности (и в стихотворном тексте, и в музыке), а с другой стороны некоторая тяжеловесность, когда броский вокальный монолог превращается чуть ли не в ходульную оперную арию, — все эти просчеты видны, что называется, невооруженным глазом, или, точнее сказать, слухом, и для устранения их нужен особый художественный и, если так можно выразиться, общественный такт, особое чутье времени и чувство меры.
Важная область собственно гражданской песни — сочинения, воскрешающие образы и темы Великой Отечественной войны. В преддверии 30-летия Победы мы, естественно, особенно внимательны к ним. Вот, кстати, область, где слились воедино самые разные жанровые особенности. И это закономерно: наша Песня о Войне и Победе — это наша гордость и горечь, наша боль и великое ликование.
Композиторы, пишущие о войне сегодня, имеют перед собой потрясающие образцы песен Великой Отечественной — песни А.В.Александрова, Т.Хренникова, М.Блантера, В.Соловьева-Седого, бр.Покрасс, Д.Шостаковича, А.Новикова. Песни К.Листова, Б.Мокроусова, С.Каца, Н.Богословского, М.Фрадкина, Е.Жарковского, Б.Терентьева, 3.Компанейца, Л.Бакалова, Ю.Слонова, М.Табачникова, — распевались на всех фронтах.
Я убеждена, что в нынешнем году вряд ли найдется у нас хоть один композитор, работающий в жанре песни, который не попытается выразить свое отношение к этой всегда волнующей теме.
Творческие поиски советских композиторов в непосредственном или опосредованном обращении к военной теме идут на обширном «жанровом пространстве» от лаконичных и традиционных по форме, суровых и сдержанных мелодий до развернутых баллад-монологов со значительным внутренним развитием. «Журавли» Я.Френкеля и Р.Гамзатова, «За того парня» М.Фрадкина и Р.Рождественского, «Пушки молчат дальнобойные» М. Блантера и М.Матусовского, «Алеша» Э.Колмановского и К.Ваншенкина, «На безымянной высоте» В.Баснера и М.Матусовского, «Женька» В.Жарковского и К.Ваншенкина, «Если б камни могли говорить» И.Лученка и Р.Рождественского. «Баллада о солдате» В.Соловьева-Седого и песни М.Таривердиева из телефильма «17 мгновений весны»…
Примечательный опыт театрализации содержится в песне В.Успенского «Следующий!». Интересны песни «Ребята, которых нет» А.Бабаджаняна, «Фронтовые дороги» Б.Кырвера, «Обелиск» О.Тевдорадзе, «Парни, повстречавшие войну» Л.Афанасьева.
Естественно, предложенный перечень не исчерпывает завоеваний жанра, — они куда шире и объемнее, но не позволяет судить о самом направлении его развития. Думается, здесь еще много неиспользованных ресурсов, неисчерпанных возможностей.
Два слова о специфических опасностях при воплощении столь ответственной темы. Одна связана с проникновением в нашу песню острых, современных, порой танцевальных ритмов. Само по себе это явление не может оцениваться однозначно; как и всюду, здесь решает один критерий — оправданности применения данного средства, его убедительности для решения конкретной художественной задачи. И если, скажем, я убеждена, что такой ритм естествен в песне Фельцмана «Это мы!», то у меня нет абсолютной уверенности в его необходимости в песне Амирханяна «Где вы, парни?».
Другая опасность связана с известным налетом мелодраматизма, быть может в какой-то мере понятного, когда речь идет о не вернувшихся с войны. Понятного, но вовсе не неизбежного! Хочется вспомнить строгие песни на эту тему. А.Эшпая, К.Молчанова, А.Петрова. Вот такой строгости не хватает, на мой взгляд, сочинениям типа «Баллады о матери» Е.Мартынова (сл. А.Дементьева) с хорошо найденной ключевой интонацией «Алексей, Алешенька, сынок!».
Мы всегда будем помнить о воинских подвигах. И, следовательно, всегда будут песни о них. Забота о достоинстве таких песен — забота особая, забота священная…
Сразу же скажу о песнях, посвященных современным армейским и флотским будням. Здесь есть свежие удачи, разные по стилю и жанровым разновидностям. Это и мелодии прославленного Дмитрия Покрасса, и такие известные сочинения, как «Старый марш» Л.Лядовой, «Не плачь, девчонка!» В.Шаинского, «Как тебе служится?» Я.Френкеля, «Я тебя никогда не забуду» и «Поговорим с тобою, сын» Э.Колмановского, летные песни Л.Афанасьева, О.Фельцмана, флотские — Е.Жарковского, Б.Терентьева, Ю.Слонова и другие. Естественно, должны быть названы и ветераны армейской песни Б.Александров, А.Новиков, К.Листов, 3.Компанеец, Л.Бакалов. Удачи, повторяю, есть, но в целом жанр этот развивается слабее, чем хотелось бы. Видимо, поиски в нем идут медленнее, чем в некоторых других песенных жанрах, и на то есть свои причины: особый талант нужен, чтоб расшевелить «короля армейского жанра» — марш, расшевелить так, как это сделано, например, в классических «Трех танкистах», «Марше артиллеристов», «В путь!..» (я вовсе не хочу, конечно, сказать, что поиски должны ограничиваться маршевыми интонациями).
По праву значительное место в песенном творчестве заняли сочинения о родном городе, о населяющих его тружениках, о гордых рабочих профессиях. Напомню, как быстро обрели популярность написанные в разное время «Я пою о Москве» С.Туликова, продолжившая славную плеяду песен о Москве. «Я вас люблю, столица» П.Аедоницкого и его же «Ярославия», «Киевский вальс» П.Майбороды, «Разговор с городом» и вообще все песни о Ленинграде Соловьева-Седого, «Песня о Тбилиси» Р.Лагидзе, «Ереван» Э.Оганесяна, «Красавец Душанбе» Абдулаева, «Балтика» Горбульскиса, «Моя Алма-Ата» М.Сагатова, «Ташкент — город дружбы» X.Изамова, «Песня о Баку» П.Бюль-бюль-оглы, «Песня о моем городе» Ф.Лукина, песни о Таллине Кырвера и Ойта, «Песня о Кишиневе» Е.Доги, «Мой адрес Советский Союз» Д.Тухманова, песня строителей Р.Щедрина, «Текстильный городок» Я.Френкеля, «Шахтеры» А.Флярковского из одноименного документального телефильма, его же песня о сплавщиках леса из телефильма «Инженер Прончатов», «Давно не бывал я в Донбассе» Н.Богословского, «Песня о заводском гудке» Э.Колмановского, «Песня о Нуреке» Я.Сабзанова, Песня чабана А.Бычкова и некоторые другие.
…Уже появились сочинения, посвященные главной молодежной стройке наших дней — Байкало-Амурской магистрали. Здесь следует выделить песни Дм.Покрасса, О.Фельцмана, Жарковского, Шаинского и песни музыкантов, первыми побывавших на БАМе: С.Каца, композитора, так много сделавшего для развития советской песни, и И.Катаева, композитора, совсем недавно пришедшего в песню и уже интересно проявившего себя.
Успех этой жанровой разновидности (впрочем, она очень широка по своему диапазону!) не случаен: речь ведь здесь идет о том, что особенно близко и дорого людям, что повседневно окружает их в жизни. Естественна и опора при решении подобных тем на бытовые жанровые закономерности — естественна, а порой даже однообразна. В частности, неоднократно отмечалось, что представители самых различных национальных культур, стремясь запечатлеть в песне образ своего города, слишком часто обращаются к выразительным возможностям вальса. Наверно, нужно смелее разнообразить жанровый облик таких песен, да и круг воспеваемых профессий! Дело, конечно, не в том. чтобы, грубо говоря, каждой профессии дать свою песню, это, может быть, и не обязательно. Скорей речь может идти об «именных песнях» того или иного прославленного предприятия — как это было когда-то с некоторыми легендарными дивизиями.
Особую тревогу здесь вызывает так называемая сельская тематика. Труд и быт жителей современной деревни по большей части выражается у нас либо в откровенно лирической песенности, либо в частушечных перепевах-переплясах (таково, например, музыкальное оформление многих соответствующих кинофильмов). Подобное явление понять можно: в конце концов «Баллада о спасенном хлебе» или «Гляжу в озера синие», сюжетно связанные с повествованием о деревне, отразили подвиги и чувства не каких-то абстрактных «селян», а наших советских людей, по своему душевному строю ничем не отличающихся от жителей больших городов. Эти и подобные им песни доказывают, что повседневной жизни деревни, совхозного поселка нужно посвящать не только непосредственно лирические или шуточные произведения. Проблема эта очень тонкая и сложная, требующая большого таланта и досконального знания жизни.
Я говорю об этом еще и потому, что так называемая народная стилистика не всегда отличается в нашей песне достаточной широтой и современностью. Уже в стихотворных текстах сразу появляются «березка белая», «тропинка у обрыва», «трава луговая», «тесовое крылечко», «кольцо заветное», «пряники мятные», «платок подаренный» и т.д. Разумеется, во всех этих оборотах самих по себе нет ничего криминального. Плохо, когда ими ограничивается поэтический мир песни, когда, по верному наблюдению С.Туликова (он говорил об этом на V съезде СК), одни и те же традиционные плагальные, зачастую слезливые или размашисто-удалые интонации, скользящие поверху фольклорных пластов, кочуют из песни в песню. Такой грех у нас есть, товарищи! И не только в русской песне, но и в песнях многих других национальностей, особенно тех, где фольклор отличается особой броскостью, терпкостью, — в Грузии, Армении, Азербайджане, Молдавии, Узбекистане, Татарии и некоторых других республиках. Вопрос этот исключительно сложен: ведь подобные мелодии, в которых тысячи людей сразу узнает знакомые обороты, нередко, во всяком случае, поначалу, становятся весьма популярны. Такая популярность — козырной туз в руках ремесленника, не желающего или не умеющего активно мыслить в искусстве, искать подлинно новое, подлинно свежее. Порой огорчительные неудачи этого рода встречаются и в творчестве признанных мастеров жанра, и здесь многое зависит от квалификации и остроты критики, а также от нашей композиторской способности воспринимать ее.
Если говорить о русской культуре, то в той жанровой разновидности, которую я сейчас имею в виду, мне хотелось бы выделить лучшие мелодии народнопесенного склада В.Гаврилина, М.Фрадкина, Е.Родыгина, В.Левашова, Г.Плотниченко, некоторые песни Г.Пономаренко. (Наверно, этот список, как всякий другой, можно продолжить)…
Заговорив о круге мелодий, непосредственно выдержанных в духе народной музыкальной речи, естественно перейти к произведениям собственно хорового склада. Здесь неизменно работают ветераны — В.Соловьев-Седой, А.Новиков, Д.Покрасс, К.Массалитинов, В.Белый, А.Филиппенко. Нужно назвать и таких композиторов, как Е.Радыгин, Ф.Маслов, М.Мангитаев.
При всех успехах хоровой песни в ней еще очень много штампов, порой большие идеи звучат лозунгово-бездушно (это не надо путать с эмоционально окрашенной плакатностью), а сама музыкальная ткань бедна творческими находками. В этом отношении для нас по-прежнему во многом остается образцом искусство композиторов прибалтийских республик, которые, кстати, с не меньшим мастерством владеют техникой оркестровки для эстрадных составов — от крупных до самых миниатюрных. Такие художники, как А.Жилинский и В.Оякяэр, У.Найссоо и Я.Коха, В.Лаурушас и Т.Макачикас, Г.Горбульскис и И.Калнынь внесли великолепный вклад в советское песенное творчество — и хоровое, и эстрадно-инструментальное.
…Очень трудно всю многоцветную панораму Песни Сегодняшнего Дня выдержать в строгих рамках жанровой дифференциации. Но причина этого коренится в самой природе современной песни; как уже говорилось, разные стилевые и жанровые тенденции в ней тесно пересекаются, дополняют друг друга и нередко образуют новый художественный синтез. Этот новый синтез — наше драгоценное завоевание, в нем сосредоточены талант, труд и творческие поиски уже нескольких поколений советских музыкантов и выдающихся представителей зарубежной демократической культуры.
Есть один, наверное, самый обширный жанр — жанр лирической песни в собственном смысле этого понятия. Данная сфера настолько необъятна, что, конечно, ни в каком докладе нельзя охарактеризовать ее достаточно исчерпывающе — о ней надо бы написать хорошую публицистическую книгу. Я ограничусь поэтому двумя видами этого жанра, которые представляются особо примечательными и по распространенности, и по выраженным в них эстетическим тенденциям.
Прежде всего хотелось бы коснуться песен, где природа, окружающий нас мир, «среда», как принято теперь говорить, создают особый образный строй. Это всегда было в традициях советского искусства, — достаточно вспомнить многие мелодии Б.Мокроусова, «Подмосковные вечера» или «Течет Волга». Проникновенно запечатленная картина природы неразрывно связана здесь — как это бывает и в народном творчестве — с глубоким человеческим чувством, с благородными побуждениями человеческого сердца. В этот ряд естественно выстраиваются упомянутые уже «Журавли» и особенно «Русское поле» Я.Френкеля или такие песни, как «Свети мне, Днепр» К.Доминчена, «Летят чайки» Ю.Рожавской, «Ала-Тау» Довлесова, «Дрозды» В.Шаинского.
Размышляя о данной области творчества, как-то особенно жалеешь о том, что мы давно не слышали новых песен Андрея Петрова — художника, наделенного волшебным даром создавать этически одухотворенный пейзаж, все равно, идет ли речь о таежных картинах в «Голубых городах», о тишине над курганом боевой славы или о современных зарисовках, увиденных глазами шагающею по Москве паренька…
К сожалению, именно здесь, в песнях многих авторов, герой которых словно остается наедине с природой, особенно сильны бывают элементы псевдонародной стилизации. Тогда-то и начинается завуалированная или открытая спекуляция на привычных выразительных приемах и средствах. Мы словно забываем, что бездушно намалеванный стершимися красками пейзаж ничего не скажет человеку, что у всех настоящих творцов общение с природой всегда обостряло, если можно так выразиться, этические инстинкты…
Песни о любви. Их, кажется, больше всего. И это замечательно, это тоже по-своему доказывает молодость нашей песни, ее эмоциональную отзывчивость. Если бы я захотела назвать всех авторов, у которых есть песни о любви, мне пришлось бы просто прочитать список членов СК, пишущих вообще песни. И понятно, что сочинения этого рода в принципе очень разные не только по качеству, что естественно, но и по степени новаторства, по степени «художественного риска», что, впрочем, тоже естественно.
Очень хорошо, что в собственно лирическую тематику проникают и осваиваются ею наши, так сказать, «общепесенные» открытия последнего времени. Я имею в виду, в частности, интонацию гимническую, интонацию манифеста, баллады, заклинания, намеченную уже в «Песне о любви» и «Лунном камне» А.Островского. Замечательно продолжена и развита эта традиция в лучших сочинениях А.Бабаджаняна, О.Фельцмана, А.Эшпая, А.Флярковского, А.Ойта…
Завоевания таких песен заключаются не только в том, что убедительно раскрыта та тема, которой они посвящены. Дело еще в том, что в них ярко отражен характер самого героя, от лица которого идет повествование, ибо вся песня такого склада подобна человеческому кредо, она прямо, открыто декларирует высокое отношение к жизни в целом, к ее нетленным ценностям.
Разумеется, лирические песни, в частности песни о любви, зачастую носят и иной характер — шутливый или нежно-задумчивый, а порой и открыто танцевально-развлекательный. Можно назвать большой отряд музыкантов во всех республиках, которые много и упорно работают в данном жанре, порой добиваясь хороших, а то и превосходных результатов. Это, например, В.Гаврилин, Н.Богословский, А.Лепин, А.Колкер, Л.Лядова, О.Хромушин, Г.Цабадзе, Р.Лагидзе, С.Заславский, К.Орбелян, Е.Птичкин, Г.Подэльский, Г.Портнов, С.Пожлаков, Р.Паулс, Э.Ханок, Р.Амирханян, В.Дмитриев, Р.Миришли, Э.Салихов, С.Шакарян и многие другие.
Вместе с тем, пожалуй, именно в этой области творчества отчетливее, чем в других, сказываются серьезные просчеты песенного творчества в целом. Я хотела бы обратить особое внимание на то, что просчеты эти — прежде всего духовного, этического характера. Они обусловлены, в первую очередь невысоким уровнем понимания самой темы (а вслед за темой любви — и многих других тем), неразвитостью внутреннего мира героя песни, низким уровнем его нравственно-этических представлений. Отсюда и огрехи эстетического порядка: бедность мелодической мысли и гармонического письма, стереотип фактуры и формы, провинциальность звучания в целом. Следует иметь в виду, что на поприще лирической песенности подвизается огромная армия руководителей эстрадных ансамблей, просто оркестровых музыкантов или редакторов — в своем основном деле, может быть, прекрасных специалистов, но весьма негодных композиторов. Я убеждена, что пропагандирующим организациям, художественному совету Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия», редакциям молодежных передач, молодежных газет и журналов нужно значительно лучше быть в курсе дела нашей песни, хорошо знать ее состояние, представлять себе ее сильные и слабые стороны, квалифицированнее разбираться в том, что следует, а чего не следует поддерживать.
Было бы неправильным, впрочем, во всех бедах винить только малопрофессиональных изготовителей песенной продукции, которым несть числа и страсть к сочинительству у которых принимает порой угрожающие размеры.
Даже в нашей профессиональной среде есть люди, по-настоящему талантливые и прекрасно образованные, которые, к сожалению, начинают зарекомендовывать себя очень однобоко. Например, столь профессионально оснащенный композитор, как Д.Тухманов, должен сам ориентировать себя не на «Последнюю электричку» или «Глаза напротив», а на лучшие свои опусы, сочинения типа «Как прекрасен этот мир». Порой проскальзывали уступки невзыскательному вкусу даже у такого талантливейшего мастера нашей песни, как А.Бабаджанян и пресса справедливо указывала на это.
Недостаточно содержательные эстрадные мелодии и по тексту, и по музыке были у В.Шаинского, И.Поклада, Е.Птичкина, Э.Ханка и некоторых других композиторов, безусловно наделенных незаурядными данными для работы в песенном жанре. Именно это обстоятельство и побуждает назвать данных авторов — ведь от них в большей степени, чем от людей бездарных, зависит развитие нашей песни!
Конечно, перефразируя известное выражение, можно сказать, что история песни — не тротуар Невского проспекта; шедевры здесь, как и в любой другой области искусства, не могут появляться пачками. Больше того: здесь естественны и закономерны долгие поиски и мучительные срывы. И нет большой беды в том, что, например, И.Цветков пока не создал ничего равного его прелестной «Золушке», или что высшее достижение Г.Гладкова (опять же пока) «Бременские музыканты» Не стоит по этому поводу бить тревогу, кричать о кризисе, застое и т.д. Песня, как большой сад, в котором цветут очень разные растения, требует терпения и бесконечного внимания, бесконечной доброты. Именно доброта, однако, настоящая доброта к искусству и к миллионам его любителей заставляет, должна заставлять высоко держать планку идейно-художественных критериев жанра, потому что всякое ее снижение немедленно и в очень острой форме оборачивается злом — для самого жанра, для его почитателей, для эстетического идеала советской музыки в целом. И думается, что роль Союза композиторов, как организации творческой, состоит и в том, чтобы попытаться вскрыть наиболее ясные (во всяком случае на данный период времени) недостатки не только в жанре песенной лирики, но и во всем нашем песенном хозяйстве.
Известно, что, например, в симфоническом сочинении замысел автора может быть выражен на длительном временном протяжении средствами большого оркестра, с интересными колористическими эффектами, элементами современной техники (словом, варианты этого прекрасного гипноза могут быть самые разнообразные). В песне же главным на все времена остается обнаженная суть — мелодия. Можно более или менее мастерски преподнести ее, но без нее песня невозможна. Поэтому, думаю, что забота об интонации, забота об ее индивидуальности, новизне, свежести должна быть для нас постоянной и бескомпромиссной. Между тем, если мы вспомним даже очень популярные песни, то зачастую они построены на интонациях уже давно найденных, уже давно покоривших слушателей. Правда, в песне, как ни в одном другом жанре, властвует принцип — победителей не судят. И все же в нашей повседневной практике мы должны постоянно думать об этом, больше искать, не боясь потерять публику. Я хорошо понимаю, как это трудно. Ария, романс не обязаны быть запоминающимися. Песня обязана быть и свежей, и новой, и простой и не банальной. Ведь банальность — не такая уж безобидная вещь. Здесь должен вступить в силу самоконтроль не только художественный, но и этический. Композитор, мастерски скроивший банальную, пошлую песню, уподобляется мопассановскому Милому другу, который с холодным умом и сердцем отлично знает, как вскружить голову, как обольстить. Вот такие расчетливые, хладнокровные, а порой и нечистоплотные приемы бытуют и в музыке и оказывают свое достаточно сильное действие. Ведь создание песни — это, в числе других компонентов, — и претензия на овладение душой и, желательно, душой молодой и чистой. Все мы знаем, как песню любят, как к песне тянутся, и отвечать на это нужно тоже искренне, писать ее чистыми руками, ибо относиться к ней иначе — преступление.
У нас мало жанрового разнообразия в песне, мало песен сюжетных, мало песен острохарактерных. Мы справедливо гордимся тем, что у нас стерлись примитивные грани между песней гражданской и песней лирической, что у нас есть прекрасные песни, в которых о самых высоких и общегражданских вещах говорится тихо, сокровенно, как о самом личном и дорогом. Никто не спорит, это прекрасно. Но сейчас уже слушателю часто не хватает открытой, темпераментной, подлинно массовой песни, где о большом и значительном говорится и значительно и монументально. Это значит, что мы должны избегать догм. Нельзя долго использовать одну находку, один прием, один даже интересный источник. Очень скоро все становится штампом. Именно поэтому, думаю, так трудно обучать сочинению песен. Думаю, что в консерватории поступают правильно, давая молодому композитору сумму профессиональных навыков, пытаясь научить его работать в самых разных жанрах. Может быть, одному молодому музыканту захочется выразить все многообразие жизни в симфонии, а другому в песне, яркой и свежей. Для этого нужны и талант, и профессиональное умение, и может быть, специальные, хотя бы факультативные, занятия в учебном заведении.
Мне кажется, мы вообще недооцениваем проблему песенного мастерства, полагаясь на пресловутый мелодический дар. Конечно, без таланта, в том числе мелодического, человеку в песне делать нечего. Это жестокий закон, но это закон, тут бесполезно обижаться, потому что помочь все равно нельзя. Но талант — еще не гарант. Как будет сделана песня, какое в ней будет гармоническое развитие, какая кульминация, какова драматургия отыгрышей, прозвучит ли последняя строфа очередным куплетом или репризой-заключением, кодой-эпилогом, — все это не последние вопросы, ибо из всего этого тоже складывается образ. И главное, конечно, — сам образ, мера его знакомости и мера его новизны, соотношение в нем элементов традиционных и элементов новаторских. Понятно, что рецептов здесь нет, такие вещи хорошие композиторы обычно чувствуют, но чтобы чувство не ошибалось, надо также многое уметь и — не сочтите за трюизм — безостановочно работать, не пуская в оборот 10 или 20 лет одни и те же, пусть даже проверенные средства.
Стало уже штампом говорить о стандартном звучании оркестра в песне. А кто в этом виноват, если не автор? Ведь оркестр не только поддерживает певца, аккомпанируя ему, он способен дать самый неожиданный и глубокий подтекст простой песне. И все становится непростым, необычным, — в этом еще одно Слово от автора. Я не говорю об этической стороне дела, о том, что порой ответственнейшая часть работы доверяется другому человеку. Просто хотелось бы слышать песни в оригинале. Ведь самый хороший аранжировщик — это переводчик. Мы часто слышим песни в переводе. Иногда песне нужны всего — либо один баян, либо одна гитара. Но если для трёхминутного сочинения выходит на сцену большой оркестр — мы должны услышать, для чего он приглашен автором. И здесь не может быть претензий к оркестровщикам. Они квалифицированно, а зачастую и талантливо делают свое дело. Дело творческое по сути и изнурительное по технике работы. Мне это хорошо известно, так как я считаю эту работу наиболее интересным и радостным этапом работы над песней. И если композиторы старшего поколения привыкли работать в уже сложившемся режиме, то от молодых, профессионально оснащенных авторов хочется услышать больше смелого, интересного, дерзкого в оркестровом решении своих произведений.
Мы должны быть более строгими и разборчивыми в выборе выразительных средств, должны более целеустремленно ориентироваться в огромном океане музыки, звучащей во всем мире. Не могу не сказать в связи с этим об одном явлении, очень распространенном в современной песне.
Вот уже более десяти лет «осовремененный», доступно «опопуляризированный» кочует образ великого Баха по песням Европы, Америки, — да всех континентов! Мы слышим отголоски его стиля в виде элементов фактуры, гармонических формул, элементов вступления, наиболее примитивных форм задержаний, мелизмов. И как редко это бывает не только тактично, но хотя бы немного оправдано! У нас, например, это, к сожалению, встречается даже в песнях о реченьке, березоньке, чуть ли не о красной девице. Вот уж, поистине, преодолели барьер несовместимости!
Пора уже в масштабе не только нашей страны оградить святыни, великие символы, гениальные имена от ненасытного коммерческого желания испить из этого источника, и, может быть, наплевать в него. Мы, представители высокой песенной культуры, должны показывать образцы самого уважительного и благоговейного отношения к музыке великих мастеров и быть не ворами ее, а преданными учениками и пропагандистами.
Нам нужны песни самобытные и искренние, спетые пусть еще робким и неокрепшим голосом, но спетые о своем, прочувствованном и пережитом. И можно с уверенностью сказать, что все наиболее интересное, яркое, свежее найдет не только помощь, поддержку в стенах Союза композиторов и в организациях непосредственно пропагандирующих песню, но и самый широкий отклик в сердце самого благодарного слушателя — нашего советского народа.
Мы стали богаче, у нас появилось телевидение, стало больше редакций, которые принимают песню, записывают, передают (это относится, естественно, в первую очередь к большим городам).
Да, мы стали богаче, но хочу с печалью сказать, что в этом есть и оборотная сторона. Думаю, что сказать об этом необходимо, тем более мы все встречаемся редко, а делаем одно большое дело, значит до конца своих дней будем невольно связаны друг с другом, хотя бы своими песнями. Но, к сожалению, приходится констатировать, что зачастую богатство приводит к черствости.
В Колонном зале Дома Союзов состоялись концерты корифеев нашей песни Блантера, Соловьева-Седого, Дмитрия Покрасса. Именно эти концерты явились подлинными Пленумами советской песни. Перед нами как бы прошла вся история жанра. Увы, на этих концертах, которые проходили при переполненных залах, мы почти не видели своих коллег. В этой связи мне хочется процитировать отрывок из статьи Г.Бочарова в «Комсомольской правде» о писателе Шукшине.
«Я попросил, — пишет Бочаров, — некоторых коллег Шукшина сказать несколько слов о нем, когда он еще был жив. Никто из коллег Шукшина не сумел выкроить времени и выполнить эту просьбу. Я их не упрекаю теперь, — пишет Бочаров, — но на фильмы этих людей, пусть прекрасные фильмы, в которых они будут говорить о нравственности, порядочности, других безусловных ценностях жизни я, лично, не пойду».
И мы можем сколько угодно ломать копья в прениях, говорить о тонкостях нашего искусства, спорить о разных выразительных средствах и клясться в верности традициям песни двадцатых-тридцатых годов, но нельзя забывать о том, что эти традиции подразумевают и чувство товарищества, дух подлинного коллективизма, отличавший работу наших предшественников. Мы должны постоянно помнить о том, что песня — это именно тот жанр, где гражданское, человеческое лицо художника выявляется наиболее ярко и полнокровно.

Как то так. Вкратце.
29.11.2014 23:11:00
0 0
Марш коммунистических бригад
эт хорошо. Но мне "Надежда" чаще вспоминается
29.11.2014 22:59:00
0 0
29.11.2014 23:17:00
0 0
Циля, тебе нравится читать в журнале "Охота и охотничье хозяйство" рубрику "Голубой песец на ветке"?
29.11.2014 23:22:00
0 0
"Разные времена переживали травы. Бывало, что их совсем отрицали, но такая точка зрения не победила." ©
02.12.2014 09:44:00
0 0
02.12.2014 15:06:00
0 0
Автор - Олег Кожемяко
:D
30.11.2014 00:01:00
0 0
Гена, если любишь читать, запихни в закладки вот этот сайт "Однако"
Много толковых статей...
http://www.odnako.org/blogs/smi-totalitarnaya-neft-pogibnet-demokraticheskiy-benzin-spasyot-ameriku/
30.11.2014 03:17:00
0 0
А скажы-ка нам павлов, ты планируешь
сдохнуть раньше чем путен, или
безрезультатно надешшься его пережыть ?
30.11.2014 00:03:00
0 0
30.11.2014 00:37:00
0 0
"Очень немногие люди понимают то, что делает Путин в данный момент. И практически никто не понимает, что он будет делать в дальнейшем."

Сорос почти в три раза увеличил свои позиции по золоту :)
30.11.2014 02:27:00
0 0
30.11.2014 05:26:00
0 0
Где силы затрачиваемые противником для атаки, используется против него самого
Тактика пассивного  боя: не отвечай на агрессию агрессией и жди, пока противник сам убьется о стену.
30.11.2014 07:34:00
0 0
В начале 80х у СССР был самый большой золотой запас после США ,в СССР всё работало , поля были распаханы и на них зрела пшеница, а на фермах гуртами стоял скот ,но цены на нефть упали до 16 долларов и в могучем СССР кто помнит ввели карточки на жратву ,масло, мясо колбасу, водку, мыло и тм.пдобное,и "милостливое" США, Канада ,ФРГ стали СССР продавать в обмен за золото продукты кто помнит радости не было конца увидеть вместо синих отечественных кур упитанные ножки "Буша, потом пришёл Ельцин и продолжил политику покупки продовольствия в обмен за золото на прилавках появилось изобилие,в результате за десять лет от золотого запаса осталось 10 %.Цены на нефть при Путине взлетели до 110 долларов и соответственно доллары надо куда то влаживать про запас, сейчас ввели санкции Россия не сеет и не производит и половины того объема ВВП(валового внутреннего продукта) какой был при СССР так ,что скоро купим на это накопленное золото жратвы  у Бразилии или Китая и будем как обычно всей страной  это золото обменянное на жрачку  спускать в прямом смысле слова в унитаз?

Да и у Китая нет золотого запаса ,в Китае мало золоторудных месторождений, Китай хранит свой "золотой" запас в медных слитках ,у Китая на медь контрольный "пакет " в мире( в любое время может обрушить или поднять цену)и в последнее время Китай стал хранить "золотой запас "в редкоземельных металлах.
30.11.2014 09:27:00
0 0
дальнобойщик развеселил
кетаецэв:
Да и у Китая нет золотого запаса ,в Китае мало золоторудных месторождений, Китай
кетаецы ржут во все полтора миллиарда глоток.
30.11.2014 10:03:00
0 0
Так оно и есть Китай хранит свой золотой запас в меди ,медь в 40-60 раз дешевле золота вопрос только в медехранилищах они в 40-60 раз больше золотохранилищ, а в остальном прагматичное  вложение не хуже ,а в некоторых случаях лучше чем золото или как вложение в  редкоземельные металлы.
В стране  кризис китайцы щас наляпают из своей меди поддельных плат на айфоны и ноуты ,продадут эту залипуху Авиатору оптом за валюту ,Авиатор впарит эту хрень русским митрофанушкам в результате, у китайцев валюта, у Авиатора бабло ,у остальных сломанный айфон и пустые карманы ,чо не ржать ?)
30.11.2014 12:59:00
0 0
дальнобойщик слегонца
заплутал на маршруте:
В стране кризис китайцы щас наляпают из своей меди поддельных плат на айфоны и ноуты ,продадут эту залипуху Авиатору оптом за валюту ,Авиатор впарит эту хрень русским митрофанушкам в результате, у китайцев валюта, у Авиатора бабло ,у остальных сломанный айфон
Какой-то длинный путь.
ВсЁ проще.
Будет война.
30.11.2014 21:27:00
0 0
Будет война
Эдуардыч, ты на стороне мирового зла будишь воевать или за русских?

прикинь, может статься лет через несколько половина портамуровцев будет ловить другую половину в прицел. Вон в Украине сплошь и рядом - отец в ополчении, сын в нацгвардии, сосед на соседа

а мож ты какой секрет знаешь как спрятаться от войны?
30.11.2014 22:20:00
0 0
Некоторые знают не только как спрятаться от войны ,но и заработать.
Весной на Донбассе когда на Луганск  с России была узкая полоска земли с одной единственной дорогой простреливаемая артиллерией укропов,по бокам то там, то здесь  как писал очевидец горели остатки машин и трупов пытавшихся прорваться  по дороге  на Луганск с России и обратно то два земляка предгорий Арарата нашли "выход" из этой ситуации.
В том месте где начинался прострел дороги на Луганск контролируемый ополчением стоял чувак и собирал дань две три тысячи долларов за машину ,когда "колонна " набиралась из двадцати машин он доставал из кармана сотовый телефон и звонил на позиции укропов своему соплеменнику "странным образом " оказавшимся там и на своём хачикянском гыр -гыр -гыр они с минуту разговаривали(куш делили ?)и артиллерия укропов чудесным образом на двадцать минут прекращала хреначить по дороге ,проплаченная колона проходила и опять начинался артобстрел, вот кто они с  моральной точки зрения эти "посредники "спасители или что то иное ?
30.11.2014 23:31:00
0 0
дальнобойщик ведЁт репортаж
из окопов:
Весной на Донбассе когда на Луганск с России была ...
Ты сам платил эти бабки, или знакомый МЧСнег рассказал ?
Хотя 2 штуки зелени за 20 машин - это копейки.
30.11.2014 23:29:00
0 0
Лом сам того не жэлая назвал вещи
своими именами:
ты на стороне мирового зла будишь воевать или за русских?
Оговорочка "по-Фрейду".
Рашка против "оси мирового зла".

Этой сране - всегда будет нужэн враг. Сама парадигма существования рашки - противостояние. Не созидание, а состояние постоянного шухера. Только так можно управлять всем этим быдлом.
01.12.2014 03:23:00
0 0
Авиатор обозначил Национальную Идею:
Состояние постоянного шухера

То-то последний год её поиски как-то поутихли.
01.12.2014 16:23:00
0 0
сам того не жэлая
я знаю чево я желаю, а чево не желая. Ни каких оговорок.

а ты, Эдуардыч, спрятался за словесной шелухой, но в общем то всё понятно с кем ты и против кого
01.12.2014 17:18:00
0 0
Лом срывает
покровы:
а ты, Эдуардыч, спрятался за словесной шелухой, но в общем то всё понятно с кем ты и против кого
Расскажы-ка и мне, а то я до сих пор в непонятках метаюсь:
- за кого я, за белых, или за красных ?

P.S. а ты по ВУС из какова раЁна ?
01.12.2014 20:37:00
0 0
- за кого я, за белых, или за красных ?
видите ли, Дмитрий Эдуардович, и красные и белые боролись за свою страну, любили её, хотели ей добра, так как они его понимали и не называли свою страну "рашкой". По моему рассуждению вы не можете быть ни белым, ни красным, потому что они наши, а вы не нашенский. Вы делаете бизнес в "этой сране", говорите на ордынском и антимонгольском, но мне кажется здесь нет интересов, за которые вы могли бы стать под знамена красного или белого движения. А вот когда начнется война вселенского зла со светом и добром, вам и вашим выдающимся способностям обязательно найдется применение.
01.12.2014 22:39:00
0 0
Листовки будет со своего кукурузника над городом разбрасывать и в матюгальник орать :-Руський зольдат сдавайся , тебя ждёт горячая еда ,тёплая постель,чистое бельё и наше радушие ! :D
В доверие вотрётся новым властям ,заправит свой самолётик с заранее установленным дополнительными баками в котором хватит  места даже для тёщи и собаки взлетит и возьмёт курс на Анкоридж ,пощупает зашитые в подклад пластиковые карточки Бэнк оф Америка ,положит кирпич на газ и Гудбай Рашка ты была ко мне добра?)))
02.12.2014 18:47:00
0 0
30.11.2014 07:44:00
0 0
что то стало жалко Запад и США,как все на них(Российские СМИ)ополчились но не получается у них навести порядок в мире,а задумка то хорошая,вдумайтесь-объединить весь МИР,но находятся те кому это не выгодно им хочется повоевать,пограбить-не доросло Человечество до светлых времён объединения.
30.11.2014 07:57:00
0 0
объединение человечества не является ли одной из миссий антихриста? всему своё время
30.11.2014 09:57:00
0 0
Гена,ты веришь в приход антихриста?
30.11.2014 10:47:00
0 0
ты веришь
ясен пень
30.11.2014 11:25:00
0 0
Мировая реклама об Антихристе как о гениальном мыслителе, новом вожде и спасителе народов в кратчайший срок возгремит во всех странах. «Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в людях общее возвышеннейшее мнение об Антихристе, общий восторг и непреодолимое влечение к нему» (Св. Ефрем Сирин, слово 16). .В результате такого обмана «в самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение Антихриста. … Раздается призывный голос в обществе человеческом, выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую водворил на земле… благоденствие» (еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 313). Лицемерие Антихриста в этот период дойдет до того, что он даже в отношении к христианам не только не покажет себя противником их, но выступит даже с готовностью своего покровительства им. В своей внешней, показной стороне жизни он будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующиеся не духовным разумом Церкви, а плотской мудростью, не увидят этого обмана и признают Антихриста Христом, вторично пришедшим на землю.

А может это Путен!?  :o
30.11.2014 13:02:00
0 0
Алексей Копер делает ошэломляющий
вывод:
Лицемерие Антихриста в этот период дойдет до того, что он даже в отношении к христианам не только не покажет себя противником их, но выступит даже с готовностью своего покровительства им. В своей внешней, показной стороне жизни он будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующиеся не духовным разумом Церкви, а плотской мудростью, не увидят этого обмана и признают Антихриста Христом, вторично пришедшим на землю.

А может это Путен!?
Да ну на.

30.11.2014 16:54:00
0 0
Мы жили в большой и богатой стране…
"но цены на нефть упали до 16 долларов и в могучем СССР кто помнит ввели карточки на жратву" СССР рухнул не из-за этого. "Элита" хотела развала и предала.



Мы жили в большой и богатой стране,

Но въехал к нам всадник на черном коне,

Нашлись, кто открыли ворота ему,

И все погрузилось в смердящую тьму.



И денно, и нощно сгущается тьма,

А судьбы людские - тюрьма иль сума.

«То воля народа! То воля народа!», -

Кричат подлецы, что открыли ворота.
30.11.2014 17:16:00
0 0
На день сегодняшний.
Как ликует заграница
И от счастья воет воем,
Что мы встали на колени.
А мы встали на колени –
Помолиться перед боем.
Н.Зиновьев
30.11.2014 23:36:00
0 0
Для контраста
01.12.2014 00:00:00
0 0
Они убили Кенни
СВОЛОЧИ.
01.12.2014 03:20:00
0 0
Путин - национальный лидер.
Личность ВВП ярко представлена в народном творчестве: картинки,карикатуры, демотиваторы. Он стал героем песен, клипов, персонажем мультов, видеоигр и мн. др.

01.12.2014 14:10:00
0 0

Блоги

Тема личности ввп ™
раскрыта полностью:
Личность ВВП ярко представлена в народном творчестве: картинки,карикатуры, демотиваторы. Он стал героем песен, клипов, персонажем мультов, видеоигр и мн. др.


Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 845 След.