
Из программы "Постскриптум" вчера узнала, что РАО выпустило методичку с рекомендованным списком литературы, обязательной к прочтению по школьной программе. В числе авторов писатели В. Пелевин, Л. Улицкая, А. Эпель.
Также рассматривается вопрос об исключении из программы по литературе романа Н. В. Гоголя "Мертвые души" и таких авторов, как Н. В. Лесков, А. Куприн и А. Толстой- не резиновая же она, эта школьная программа. Где-то прибавили, значит, где-то убавить нужно.
А русский язык планируют совместить с литературой в один предмет.
Понятно, что современная литература важна для изучения. Но ведь ее можно включать в циклы внеклассного чтения, например.
Так делала моя учительница по литературе.
Причем, внеклассное чтение было для меня гораздо интереснее. Литература такая, более взрослая, что ли.
Наиболее запомнившиеся:
В. Розов "В добрый час" (пьеса), о выпускниках советских школ, их мечтах, устремлениях и целях. О юношеской любви.
В. Распутин "Женский разговор", о взрослении.
А. Приставкин "Кукушата или Жалобная песнь для успокоения сердца", о жизни советских беспризорников.
А. Лиханов "Благие намерения", книга нравственности, как называла роман наша учительница.
Ч. Айтматов "Плаха". Сплетение трех жизней: казахского чабана и его семьи, волчьей стаи и молодого проповедника).
Еще из детства и юности запомнились "Конь с розовой гривой" В. Астафьева, "Как Ленин учился" М. Зощенко и "Чучело" В. Железникова.

Интересно, могут ли сравниться с ними Пелевин и Улицкая?
После просмотра вчерашней передачи я пошла во всемирную сеть, почитать, что сейчас в школе "проходят". В части классики- то же самое,что и я изучала. Посмотрела на список романов, повестей, поэм, стихов и рассказов и даже по-хорошему страшно стало: какой объем полезной информации мы впитываем в школе! И это я сейчас только о литературе говорю.
Мне, кстати, всегда казалось, что именно у нашего класса литература как предмет, такая философская.
"Образ маленького человека в произведениях Горького, Чехова, Достоевского", "Тварь ли я дрожащая или право имею", "Конфликт отцов и детей", "Обломовщина".
Все это подвергалось тщательному анализу: характеры, мотивы поступков героев.
Да и не секрет, что чтение развивает речь- делает ее богаче и грамотнее. А это помогает в общении с самыми разными людьми.
Говоря современным языком, быть грамотным и начитанным - всегда модно и выгодно.
Как подумаю о грамотности, на ум приходит (наизусть, правда, помню только первые строки, остальное "добрала" в Сети):
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
И. С. Тургенев.
P.S. А когда наизусть учила, думала "Господи, ну и скукотища!"
РАО, контора конечно известная, но к школьному программированию отношения почти не имеет. Про это писали уже. Сейчас кто угодно может составить собственную школьную программу, громко о ней заявить, а в минобре на нее даже не посмотрят. В итоге - много шума из ничего
Ясно. А как насчет планируемого сокращения количества часов литературы в неделю? Ну и про "кофе: он или оно"- тоже маразм, но прижился ведь.
Маша, пять лет назад наша орденоносная газета не знала других зимних тем, кроме ЖКХ. Как только холода наступали сразу начинали строчить из номера в номер про нехватку угля, аварии, замерзающие поселки и пьяных кочегаров. Помню, Райчихинск несколько лет подряд отапливался исключительно буржуйками. Идешь по улице, а из каждого окна пятиэтажки труба торчит и дым валит... Сейчас дома батареи теплые, даже жарко... поэтому пишем про вредность продуктов питания, подготовку к посевной и про то что кто-то в очередной раз решил переделать школьную программу...
А насчет половой принадлежности товарища Кофе, смогут дать оценку только потомки... Я представляю насколько варварски выглядит наше современное произношение для наших предков середины позапрошлого века... Но если взять за основу их филологические устои, то язык точно сломаешь. Язык постоянно упрощается, это было до нас и после нас тоже будет
Посевная и преобразования школьной программы тоже имеют свой вес в новостях.
Упрощение языка и смягчение требований к грамотности- разные вещи.
это же не всегда плохо...
Нет, это не упрощение - это модная офисная попса.
выдал очередной шыдэвр:
P.S. Регулярное употребление самсы не способствует.
А Вы почему так думаете?
Что-то ведь открыли для себя.
Потому, что пишу я с ошибками. Я стал эрудированней, кругозочее, психоаналитнее, может умнее. Но не грамотней.
Но именно в части кругозора Вы развивались, читая роман.
Сами же сказали.
Маша, чтение это ... хорошо. Я благодарен родителям за то, что подсадили меня на чтение. Я почитал тонны бумаги. Многому научился. Округазорился. Но писать без ошибок не стал, к сожалению. Патологи, видать какая то.
Это, таки, афоризм! прямо статус для Одноклассников!
Маша, я обещаю повторить правила, только не надо в статусы. Пожалуйста?!
Я пошутила, Саш
Просто фраза такая интересная получилась.
Как-будто "снегурочку" читали или салфетки в ресторане
Я, помню, в школе зачитала книгу "Моя вторая мама" (по сериалу) до дыр.
А там слог такой взрослый, серьезный.
И как-то в сочинении употребила одно из выражений из книги.
Что-то, вроде: "месть героя была изощренной". Ну я-то понимала, к чему это слово.
А учительница снизила оценку и приписала: язык книжный!
утверждение:
рымы - начинаю искренне в этом сомневацца.Там что, сплошь безграмотность?
удивлена:
рымы" ?Стараюсь не смотреть. Но иногда попадаю все-таки на кадры в новостях.
Но там безграмотные речи, "к сожалению", не транслируют...
Этот парадокс вашей семьи (при таких-то родителях) излечится, наверное, ближе к студенчеству. Личный пример папы и мамы сделает свое дело, я думаю
Ну читают же они что-то в автобусах и метро по своим электронным книгам...
Ну вот видишь. Не все так безнадежно
Такой вот замкнутый круг
Пока я была в садике, то родителей ругала за такую привычку, объясняла им что это неправильно...Безрезультатно. А когда пошла в школу и у меня появилась первая подставка для книг - я гордо водрузила ее на стол ( с подставкой-то удобнее!) и с тех пор мы стали все дружно читать во время еды
А потом эта история повторилась уже с моей дочкой....
Вообще да. Это вредно то ли для пищеварения, то ли для осанки, то ли для зрения
...собственноручно и на совесть заработанный!
А про плохую привычку!
Я тоже
Как-то так?
как всегда, в точку, Циля!!!
развития событиев:
Как сказал один мой старый знакомый:
- Дгук мой, если-бы от тугника была хоть какая-нибудь польза, на каждом из них висело-бы по два евгея.
У евреев такая нелюбовь к спорту?
Все читали ,учили одну и туже школьную программу ,первые слова одни и теже писали:-Мама мыла раму.И что от этого,что? Одни полные школьного "светлого" пошли грабить ,воровать ,убивать ,спились, некоторые все равно упорно считаю ,что всё это у них от того,что Куприна с Лесковым не читали,ведь это так романтично..Олеся Олеся ,Олеся...
..и если на то пошло то марки уже лет 5 как самоклеющиеся.)))
А как же мировое признание российского (скорее, советского) образования?
Чай, не дурачкИ школьную и профессиональную программу составляли.
Может,приведете примеры произведений, которые могут быть удачной альтернативой?
А как насчет того, что литература- памятник истории? Я о тульских мастерах узнала из повести "Левша".
Как будет воспринимать ребёнок поколения матрицы "Левшу" ума не приложу.)
Мне Ваш "нигилизм" непонятен.
PS:специально вернулся что бы попросить прощения за грубость в разговоре.
Мария ,Маша,Машенька простите стареющего осла за грубый тон?
Это здорово.
Давайте разговаривать, добрый Ослик
От того, что в СССР, а потом в России эту мантру повторяли многократно - никакого мирового признания не произошло.
На самом деле при наличии интернета это утверждение легко проверяется. Посмотрите, например, мировой рейтинг ВУЗов. Россия там хорошо если одним-двумя универами представлена во второй сотне. Это теперь называется "мировое признание"? Блажен кто верует.
Поэтому, наверное, к нам ездят учиться иностранные студенты.
Я еще в школе заметила, что в разных параллелях одного класса (А и Б, например) программа иногда отличается. То, что в одной параллели обязательно, то в другой могут обзором проходить.
Видимо, некоторые произведения отдают на откуп учителям и те, в соответствии с планом, расставляют приоритеты в изучении.
но всегда считала, что в школьной программе детям надо преподавать только ту литературу, которая им ИНТЕРЕСНА - приключения всякие. Чтобы не отбить охоту читать в принципе, а наоборот - привить любовь к чтению. А если в школьном возрасте чтение полюбится, то с возрастом сами разберутся, какие книги им нужнее и ближе. А скучные книги (или книги не по возрасту) только отбивают у детей желание читать.
Ну да, почему бы и не приключения...
Такие приключения и за едой можно читать (я уж не говорю о чтении под одеялом с фанариком)
Только ли телевидение?...
Математика тоже бывает занимательной
другой пример:
- Какой олень писал условие этой задачи ???
Думаю, что классику надо читать в уже взрослом возрасте, только тогда можно понять всю её глубину и прелесть
У меня тоже не было в программе "Анны Карениной".
Недавно знакомая поделилась впечатлениями после прочтения: Каренина, говорит, истеричка.
Мне сразу вспомнилась "Госпожа Бовари" Флобера.
И читать Каренину не хочется.
Хотя есть знакомые, кому понравился роман.
Всё-таки Толстой молодец, восхищаюсь талантом!
О другом Толстом, но все-таки.
Мне как-то знакомый отца сказал, что "Петр Первый"- его настольная книга.
Я тогда в школе училась и мне было странно, что взрослый человек читает роман, который задают школьникам.
Хотя мне тоже "Петр Первый" нравился. И интереснее всего была история любви Петра к Анхен Монс.
Оля, ты "Воскресенье" не читала?
О чем пишет-то хоть?
Да как-то
Но что-то я сомневаюсь, что детям это будет интересно.
Скучновато (на мой взгляд). Я эти три когда-то прочитала и больше меня на Улицкую не тянет
Про Какашку занимательнее?
(Зато необычно!)
Я почему-то всегда думала, что она пишет про криминал, вроде, "Бумера" и "Бригады".
Надо автору продолжение написать, о том как какашка нашла себе жениха, нарожали они детей. И как пошли эти детки по миру скитаться да в разных сферах приживаться.... Остро-социальный проект получится
...а начиналось все с просмотра Ею телевизЕра
Развиваемся, расширяем кругозор , не стоим на месте
P.S. Ой, Маша, прости за "ария" - че-то я недоглядела.
Вот и новый навык
Арию на ночь-то? Петь надо с утра!
Вспомнилось просто - у меня начальник был: начало рабочего дня, он ходит и песни распевает. Я ему: "Что это вы с утречка распелись?", а он: "Ты радуйся! Раз начальство поет - значит настроение хорошее и тебе ничего не грозит"