Креативный подход или жизнь без фотошопа
0 0

Креативный подход или жизнь без фотошопа

Жизнь фотокора Младшего вошла в рабочее русло, с каждым новым днем дарила новые ощущения от бесконечных командировок, причем, порой очень дальних и многодневных. Особенно его манили амурские севера: Тында, Усть – Нюкжа, Усть – Уркима, таежные эвенкийские поселения, наглухо спрятанные от посторонних глаз в непроходимой тайге. Впрочем, о командировках чуть позже, вместе с тем героя нашего повествования увлекала и не совсем обычная и привычная для «Амурской правды» подача иллюстраций.

Здесь стоит заметить, что ни каких вольностей в этом плане в газете никогда не было, да и быть не могло. Иллюстрацией к материалу могла быть исключительно фотография. В начале 90-х годов типографским балом правила так называемая «высокая» печать, и если с текстами проблем как правило не возникало, то фотографии порой получались просто безобразными. Чтобы хоть как-то улучшить их качество на выходе, в штате редакции работал художник - ретушер, который дорисовывал и прорисовывал отдельные фрагменты иллюстраций, перед отправкой в печать. Если не изменяет память, то ретушера звали Николай Лаврухин. Коля очень старался, свое дело знал отменно, хотя иной раз казалось, что на фотографии не осталось ни одного живого места, которого бы не коснулся скребок или кисть. По большей части эти старания были оправданы, но иной раз ретушь вылезала на первый план, и было не понятно, что вообще изображено на фото.

Потом, ближе к середине 90-х типография приобрела печатные станки для офсетной печати, качество заметно возросло, и газета в услугах Николая нуждаться перестала. Лаврухин не скрывал обиды, ведь «Амурская правда» была делом всей его жизни. Куда Николай ушел – одному богу известно.

Впрочем, мы несколько отвлеклись. Так вот, Мостославский младший придумал новый вид иллюстрации – коллаж! Тогда ни в одной газете области такой прием не использовался и «Амурка» первая подала пример. Коллажи были хороши тем, что ими можно было передавать иронию или сатиру, поданную в каком-либо неординарном материале. Фотографией это было сделать невозможно, а газетная полоса требовала картинки. И чем больше появлялось на страницах газеты таких аналитических или игровых материалов, тем больше требовалось коллажей.



Легко сказать – труднее сделать. Это сегодня при наличии компьютера, фотошопа или иного графического редактора «слепить» коллаж можно несколькими кликами и движениями мышки. А тогда ни о компьютерах, ни уж тем более о всемогущем фотошопе речи быть попросту не могло. Каменный век: тексты журналисты писали от руки, в лучшем случае печатали на машинках, но они были лишь у избранных. Бедные-бедные корректора! Как они различали журналистские каракули, да еще и с правками, вынесенными на поля. И ведь справлялись, привыкая к каракулям каждого корреспондента.



Так вот, коллажи в ту пору давались ох как не просто. Для этого нужно было отснять фотоаппаратом необходимые элементы будущей иллюстрации. Таких элементов могло быть от трех, до десяти и более. Причем, при съемке нужно было соблюдать необходимые ракурсы и пропорции, чтобы в конечном итоге все пазлы сложились в задуманный сюжет. Потом, проявив, закрепив, отпечатав и высушив фотографии, необходимо было аккуратно и с максимальной точностью, вырезать (естественно ножницами) элементы коллажа. Теперь оставалось всю эту мозаику наклеить на лист бумаги и понять, что сложилась полная ерунда, не отвечающая задумке. Редко получалось сделать коллаж с первого раза – приходилось все начинать с самого начала, учитывая допущенные промахи. И когда, наконец, картинка складывалась, как и планировалось, ее необходимо было еще раз переснять и отпечатать, превращая тем самым лепнину со следами клея в фотографию и отдать на ретушь Коле Лаврухину.



В общем, вынос мозга  был основательным, как и потеря времени, но в итоге получалась неординарная иллюстрация, которая, как правило, отмечалась на доске.
И еще пару слов о новаторстве, применяемых братьями в иллюстрации. Когда газета перестала быть обкомовсой, свободы в творчестве становилось больше. И не только в написанных словах, но и «изобразительном искусстве». Коллажи ручной работы не просто по-прежнему процветали, но становились более острыми. Для этого был изобретен прием так называемого «перекошенного лица». Если в какой-то критической статье, к примеру, того же Леонида Короткова (если кто не помнит, то члена Государственной Думы, а позже и губернатора Амурской области), нужно было сделать больший негативный акцент на какого-либо персонажа, то в коллаже ему делалось карикатурное лицо. Придать карикатурность физиономии можно было лишь, вручную искривляя лист печатной бумаги под лучом фотоувеличителя. Ну и здесь нужно было соблюдать меру, дабы сохранялась узнаваемость «антигероя» газетного повествования. Ну, и безусловно, важно было не перейти грань вседозволенности, не сильно обидев человека при этом.



Потом, с наступлением нового, XXI века (может чуть раньше), в редакционную жизнь ворвались компьютеры. Очень примитивные, умеющие только печатать белыми буквами на синем фоне. Но это уже был прогресс, который покатился снежным комом с горы. Этот ком вскоре докатился до цифровых фотоаппаратов, Интернета и графических редакторов.
Пленочные камеры, красный свет и ванночки с реактивами ушли в историю, а вместе с ними ушла и душа из фотографии. Впрочем, это уже совсем другая история.



Так или иначе, но коллажи стало «изобретать» значительно проще и без них не выходил практически ни один номер газеты. Иллюстрации по большей части были посвящены политическим деятелям страны и области. Под раздачу попали многие, включая и губернатора Леонида Короткова, к руководству которого в ту пору то и дело возникали вопросы. В общем, правило бумеранга сработало. Больше других доставалось Чубайсу за его фатальную приватизацию на основе ваучеризации и электрификацию с бесконечно растущими тарифами.  



Как-то на одной из пресс-конференций Мостославский младший набрался наглости и задал Чубайсу вопрос о преференциях для жителей Амурской области в связи с возобновлением строительства Бурейской ГЭС. Вопрос был, отнюдь, не праздным – все ждали вполне резонного снижения цен на местные киловатты. Такой реактивной реакции с покрасневшим лицом и почти пеной у рта журналист явно не ожидал.



Чубайс не отвечал – кричал, мол, какие вам еще преференции, в Талакане РАО ЕЭС уже построено несколько жилых домов и целую школу… Мол, это и есть полное счастье для области, и ни какого снижения тарифа не будет. За такой ответ Чубайс получил от Юрия сразу несколько коллажей в «подарок».



Продолжение в следующем посте.
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 836 След.

Кино и сцена
ТВ программа
Майкл Кингли — успешный бизнесмен и счастливый отец семейства. Но однажды его настигают образы из детства, которое он провел на спрятанном от всего мира побережье океана.

Он должен рассказать своей внучке необыкновенную историю мальчика по прозвищу Штормик и осиротевшего пеликана — Мистера Персиваля. Историю опасных приключений и удивительной дружбы, которая повлияла на всю его жизнь.