Явление «Христа» народу или зачем Александр Солженицын приезжал в Благовещенск?
0 0

Явление «Христа» народу или зачем Александр Солженицын приезжал в Благовещенск?

1994 год в истории Приамурья запомнился не только визитом первого президента России Бориса Ельцина, но и диссидента «изменника Родины» Александра Солженицына. Причем, приезжали они, практически, друг за другом. А, они и были друзьями. Оба ненавидели Советский Союз и преклонялись перед великой Америкой. Оба активно разваливали страну. Как известно, Солженицын, за свое творчество, не совместимое с «кодексом строителя коммунизма» был выдворен из Советского Союза и 20 лет провел в изгнании: частично в Европе, но по большей части в Соединенных Штатах.



С приходом к власти демократа Ельцина, ему вернули гражданство, и Александр Исаевич вернулся на Родину. Вернулся он на самолете рейсом из Анкориджа во Владивосток и далее на прицепных вагонах отправился путешествовать по стране, наблюдая и анализируя демократическую разруху, к которой он всю свою писательскую деятельность и «призывал».

Нет, он, безусловно, не хотел для страны такого кошмара, что творился в 90-х, но в России все пошло не так, к власти пришли не те люди и вместо свободного общества, было построено воровское государство без каких-либо видов даже на зачатки демократии.  
Впрочем, и по сей день, нет однозначного мнения о творчестве Солженицына, дискуссия о том, кем он был гением, вскрывшим раковую опухоль тоталитаризма или демоном, разваливающим достояние республики.

Итак, Солженицын поехал по стране, в которой не был двадцать лет. Значился в его «гастрольном» турне и Благовещенск.

Встреча на вокзале

- Меня вызвал к себе Владимир Полеванов и сказал, чтобы я в спешном порядке готовил встречу, как ни крути, а великий человек приезжает, лауреат Нобелевской премии, - вспоминает дела давно минувших дней пресс-секретарь губернатора Владимир Куприенко. – Для меня это было и почетно и волнительно одновременно. Еще в институте и позже, когда работал в газете, я зачитывался рассказами Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Матренин двор»… Новое слово – глоток свежего воздуха. Книг естественно не было - опального писателя практически не издавали. Читали затертые до дыр кипы листов, перепечатанные на машинке из журналов. «Самиздат» ходил по рукам, причем, с максимальной конспирацией, потому как в советское время увлечение творчеством критически настроенного к коммунистической морали публициста, мягко говоря, не приветствовалось. В особом случае можно было расстаться с партийным билетом. КГБ не дремало, вынюхивая и отслеживая любителей инакомыслия. В общем, я ждал встречи с тем самым Солженицыным из своей «диссидентской» молодости.

…На площади железнодорожного вокзала собралась огромная толпа народа – откуда только все «пронюхали» о визите, ведь он вообще не афишировался. Похоже, сработало «сарафанное радио». Территория была оцеплена милицией, на перрон запустили лишь официальных лиц и прессу.



Поезд прибыл точно по расписанию и вскоре в проеме двери тамбура показался Солженицын. Это был он  - спутать невозможно. Александр Исаевич приветственно взмахнул рукой и спустился на Амурскую землю. Протокольное рукопожатие и уже минуту спустя писатель вышел к народу. Точнее, пройти мимо народа и тихо присесть в автомобиль у него бы просто не получилось.



Его ждали, как бога, который снизошел на землю и сейчас скажет, объяснит, что происходит со страной и куда идти. Люди все еще верили, что тяжелое время будет преодолено и писатель, которому они свято поклонялись, укажет путь к счастью. Тем более тот приехал из Америки – самой демократичной и процветающей страны в мире.



…Через плотную толпу к Солженицыну протиснулся мужчина лет пятидесяти, может, старше. Неожиданно он опустился перед ним на колени и стал благодарить за то, что писатель поднял страшную тему о репрессиях. «Поднимитесь. Мы — не рабы. Благодарить меня не за что», - ответил тот примерно так.
Солженицын общался с народом на привокзальной площади не более пяти минут и уехал с губернатором в «Белый дом». Народ был разочарован. Мессия им ни чего толком не сказал и не посоветовал. Сплошное разочарование.



Отметим, что Солженицын пробыл в Благовещенске три дня, но так ни разу и не удосужился обстоятельно поговорить с людьми. Тем более он не просил организовать ему такую встречу. Похоже, ему просто нечего было сказать. Не без его помощи развалился Советский Союз. Не без его помощи было создано новое государство, в котором простым и честным людям не осталось места.

Фонари здесь высокие

- В тот же день Солженицын решил прогуляться по набережной, - продолжает экскурс в историю Владимир Куприенко, - конечно же, под плотной охраной людей в погонах и в штатском. Вдруг откуда не возьмись к нему, буквально, подлетел известный в ту пору журналист Сергей Багаев, поднес к лицу микрофон и задал какой-то вопрос. Не помню о чем, но вполне нейтральный. Реакция Солженицына была ужасной. Он вспылил, взорвался, взывая к охране, чтобы убрали с пути этого человека. Кто ОН и кто этот никчемный человечишка. Журналиста оттащили, тот лишь успел промолвить, что такого уничижительного отношения от любимого писателя не ожидал. Я тогда сказал Александру Исаевичу, что его многие в Благовещенске знают в лицо, многие читали его произведения, набережная – место публичное, и никто не запрещает людям подходить и задавать вопросы. Этот некрасивый эпизод усилил меня во мнении, что Солженицын уже не тот.

Если не изменяет память, то на следующий день был запланирован выезд в Марково. Зачем? Это вопрос. Александр Исаевич с старшим сыном Ермолаем, который также «гастролировал» по России за компанию, просто прошлись по центральной улице села под прицелом доброго десятка фото и видео камер. В какой-то момент Солженицын поднял голову вверх и изрек фразу, суть которой была непонятной: «да-а, фонари здесь высокие». Затем, отец с сыном подошли к пруду и просто постояли о чем-то тихо переговариваясь, пока не утихли последние затворы фотоаппаратов, как лягушки в пруду. Собственно, на этом и все.





Так зачем он приезжал?

Все оказалось, до банального просто: Солженицыны хотели попасть в Китай. Александр Исаевич – просто посмотреть – ни разу не был. У Ермолая – китаиста по образованию, был свои мотивы, поговаривали, что с коммерческой составляющей. Вроде как у него были планы «замутить» совместный бизнес. Но, это не точно.
Узнав об интересе, Владимир Полеванов начал договариваться с китайской стороной о визите. На первом этапе в посещении Поднебесной нобелевскому лауреату было официально отказано, под предлогом того, что он - враг коммунизма, а следовательно, враг правящей коммунистической партии КНР. Довод веский: зачем привечать врага? Губернатору пришлось приложить немало усилий и даже потянуть за административный рычаг, что бы та поездка в Хэйхэ все же состоялась.
Оказалась ли она результативной для Ермолая – история умалчивает. С каким настроением вернулся писатель из коммунистического Китая – тоже.  
Вот такой визит, оставивший неоднозначные впечатления и отсутствие желания вспоминать о нем лишний раз.

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа