«Система дала сбой» или философские рассуждения на заданную тему
0 0

Этому материалу «Система дала сбой», за подписью Ю. М. уже лет семь, как минимум, если не все десять. И, вероятно, он так и остался бы лежать в его пожелтевшем архиве, если не одна история, случившаяся буквально на днях. Даже не история, а разговор с одним давнишним приятелем, с которым они в «прошлой жизни» учились в одном педагогическом институте. Встретились совершенно случайно. Спустя 30 лет.  

В той, советской прошлой жизни они были УЧИТЕЛЯМИ, их очень любили дети и искренне уважали коллеги. Юрий отработал на ниве просвещения десять лет и по воле счастливого случая ушел в журналистику, забыв о школе раз и навсегда. Его товарищ отработал чуть больше, и тоже ушел. Торговать на рынке китайским ширпотребом. Торговал самозабвенно, но в один прекрасный момент его бизнес сильно прогорел, он остался без денег и работы. Сильно погоревав, вдруг вспомнил, что когда-то, в прошлой жизни, он был любимым учителем и решил вернуться в школу.

Вернулся, а школа уже не та. Совсем не та. Такие понятия, как дисциплина на уроке или уважение к учителю, покинули стены учебного заведения, как впрочем, и о воспитании в советском, человеческом понимании речи тоже уже не шло. «Пришел в класс, прочитал материал, который ни кто не слушал и ушел. Вот и вся педагогика, - рассказывает он. – Замечание не сделаешь, тем более за дверь, как раньше не выставишь. А уж о подзатыльнике и говорить нечего. Самолюбие видите ли этим ущемить можно. Да и скандала с родителями не избежать. А им по скотски себя вести можно? Учителей унижать?»

В общем, в один прекрасный момент товарищ не удержался, прихватил «террориста» за ухо, вывел в коридор и по скользкому полу отправил с рюкзачком на выход. И все пошло по ожидаемому сценарию. «Террорист» пожаловался родителям, те естественно встали на сторону сына, пришли со скандалом в школу, написали жалобу в прокуратуру… Директор пригласил на разговор УЧИТЕЛЯ, которому до пенсии оставалось доработать пару лет и попросил написать заявление. Тот так и сделал. Конфликт замяли, и слава богу, а могли и под статью подвести.

Нет, это произошло не в Благовещенске и даже не в Амурской области. Но у нас такое случалось неоднократно. Собственно о том и материал, написанный Ю. М. семь, а то и десять лет назад. Вот он.

«Очередной школьный скандал – учительница обматерила ученика, тот записал брань на сотовый телефон и дал послушать маме. Мама в шоке. Мама обратилась в прокуратуру и прокуратура отреагировала. Учителю влепили строгача. Не суть важно, где это произошло, в Тынде, Зее, Тамбовке или Благовещенске. Наказали УЧИТЕЛЯ.

А, значит, прав оказался УЧЕНИК. Его правда в том, что он мешал вести урок. Что вел себя вызывающе, чем довел учителя до белого каления. Что это его хобби – не готовится к занятиям и выводить учителей из себя. Он не просто довел учителя до нервного срыва, а был уверен, что сделает это, и потому подготовился, включив заранее диктофон на телефоне.

Не так давно, в одной сельской школе произошло нечто похожее. УЧИТЕЛЬ труда ударил подростка. Хороший учитель, молодой, он только-только начал работать. О нем и дети и коллеги отзывались только хорошо. Преподаватель сидел вечером в кабинете и готовился к урокам. Старшеклассники зачем-то начали ломиться в кабинет. Грубо и по хамски. Они сами нарывались. Нарвались. Один из них получил по шее, почувствовал себя оскорбленным до глубины души и побежал к мамочке жаловаться. Дело дошло до директора, заведующей районо, попало в прессу… И все, ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ обвинили молодого учителя труда. «Не место такому в школе» - кричали газеты. «Он опозорил высокое звание учителя» - говорили на педсовете. «Таким не место в школе» - в конечном счете, прозвучал вердикт. И УЧИТЕЛЬ ушел. А, что он сделал противозаконного? Он преподал хороший и правильный урок. Пресек хамство. Продемонстрировал, что на силу всегда найдется другая сила. Показал, что учитель тоже человек и у него есть достоинство, которое он вправе защищать. Что плохого сделал тот учитель труда? За что его уволили?

За что учительнице, у которой с языка сорвалась брань, влепили строгий выговор? Этот «вовочка», он что, матов в жизни не слышал, и было смертельно ранено его самолюбие? Да, слышал. И от родителей, больше, чем уверен, слышал, за то что болтается по улицам и не хочет учиться. И сам он, больше, чем уверен, матерится так, что любого научит.

Нельзя так с учителями. С каждым годом в школе работать все сложнее. Нет, это не ностальгия по старым временам, но всех своих учителей вспоминаю с благодарностью. Математика «Филю», который ходил между рядами с метровой линейкой и мог обломать ее о любого, кто помешает вести урок. И физрука, у которого слетали с языка маты, когда кто-нибудь пинал ногой баскетбольный мяч, или обутый бегал по спортзалу. И трудовика тоже помню, как «дружеской» коленкой он выставлял за дверь, мешавших вести занятие или тунеядцев, отлынивавших от работы…

И, себя помню, как в первый же день работы в сельской школе, зарядил оплеуху старшекласснику, который, на справедливое замечание огрызнулся: «а, ТЕБЕ какое дело».
Конечно, был не прав. Наверное, нужно было что-то по «Макаренко» ответить тому шалопаю, как учили. Но, получилось то, что получилось.

И у учительницы английского языка получилось так, как получилось. И у молодого трудовика, и еще у сотен учителей не всегда получается воспитывать по Макаренко. Не работает нынче та система. Устарела безбожно».

…Они проговорили целый вечер, с теплотой вспоминая советскую школу, советских детей и их родителей, всегда встававших на сторону УЧИТЕЛЯ, который уже по определению не может быть неправым. На прощание товарищ сказал, что в школу он больше не вернется, потому как они с ней не поняли друг друга.

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа