Легенды голубой долины. Часть третья: Остаться в живых
0 0

Легенды голубой долины. Часть третья: Остаться в живых

Та командировка к эвенкам – оленеводам, живущим практически безвылазно в глухой тайге, в окружении голодных стай волков, в творческой коллекции журналиста Юрия Мостославского бесспорно возглавляет «хит-парад» его путешествий по Амурской области и далеко за ее пределы.

Нет, та афера не была редакционным заданием, а лишь собственная и отчасти безумная инициатива двух корреспондентов Юрия М. и Татьяны С. Той самой журналистки, которая однажды споткнувшись, упала в объятия президента Лукашенко.

Решение принято – командировочные получены. В Усть-Нюкже, до которой изначально предстояло доехать под стук колес, тамошний директор пообещал помочь с моторной лодкой и опытным проводником – иначе до эвенков не добраться.



…«Идти придется долго, однако, - сказал проводник, представившийся Николаем, - ну, если морально и физически готовы, то завтра рано утром отправляемся». «Идти долго, однако» не очень хотелось – хотелось идти не долго, но, как оказалось, ближе местных эвенков с оленями в тайге не было просто физически.

Миссия невыполнима

Ранним утром бесшабашные корреспонденты с проводником Николаем отчалили на моторной лодке от берега. Им предстояло проскользить по глади Олекмы пару десятков километров, а далее пешком, по девственно - нетронутой тайге, примерно еще столько же. …Олекма завораживала осенними пейзажами, прозрачной до самого дна водой и звенящей тишиной, заглушить которую не мог даже шум мотора. Лодка медленно ползла против стремительного течения реки, и порой казалось, что она вообще не движется, во всяком случае, картинки на берегу менялись очень медленно.





«Вон, за тем кривуном причалим, дальше - пешком», - сказал Николай и поинтересовался в пору ли сапоги, которые выдали корреспондентам вместо кроссовок, в которых они собирались покорять таежные километры. Юрий с Татьяной утверждающе кивнули, хотя особого комфорта от чужой резиновой обуви, двумя размерами больше, они не испытывали.

Лодка ткнулась носом в берег – вперед искатели приключений. Чистокровный эвенк задал темп – нужно было за ним поспевать, иначе к вечеру до места не добраться. Марш – бросок по тайге, по мари, кочкам, сквозь буреломы – не прогулка с палочками по Первомайскому парку и Татьяна уже скоро это поняла, провалившись по колено одной ногой между кочек. Вызволить девушку из «ловушки» получилось почти быстро, но естественно без сапога в силу того, что обувь была несколько великоватой. Сапог тоже удалось достать, правда, он успел слегка «нахлебаться» болотной грязи.

…Они шли, шли и шли, уже не замечая таежных красот, напоенных ароматами дивных трав, в душе лишь надеясь, что вот-вот и покажется финишная ленточка этого сумасшедшего по сложности марафона. Спустя три, а может уже и все четыре часа ходьбы с короткими привалами, Юрий поинтересовался у Николая, мол, в какой точке пути они находятся. «Вон, то высокое, сухое дерево на сопке видишь»? – спросил проводник и добавил, что как до него доберемся, примерно полпути, однако, будет. До того «однако» они шли еще битый час. Николай дал отмашку на отдых, а сам растворился в неизвестном направлении. И, куда это он? Не должен же оставить двух ведущих корреспондентов областной газеты «умирать» на полпути у сухого дерева. Нет, тревоги не было, а лишь изматывающая усталость в каждой клетке тела.

Спасение

Проводника не было уже минут как пятнадцать, вдруг, он появился, словно из ниоткуда и сказал: «дальше поедем, однако». Вскоре за деревьями мелькнули рога и показались люди на оленях. Это была молодая семья эвенков с маленьким ребенком, как оказалось, двигавшихся на большую землю.  



Николай их уговорил сделать небольшой крюк и помочь белым людям добраться до родовой общины. Те согласились. Но как проводник почувствовал, что где-то рядом, находятся олени и его соплеменники? По запаху? Впрочем, чему удивляться, если слово «эвенки» в переводе с национального языка означает - «оленьи люди».

Здесь нужно заметить, что опыта верховой езды ни у Юрия, ни у Татьяны вообще не было никакого. Эвенки это сразу поняли и провели показательный мастер-класс, на тему: как забираться и держаться на оленях. С виду все выглядело просто: на упряжи было за что уцепиться, подставка под ноги, и лука на седле, за которую подобало держаться для равновесия. Но теория оказалась очень далека от практики. Дело в том, что эвенки уже по определению маленького росточка, очень легкие и «компактные», поэтому олени могут нести их долго, не нуждаясь в отдыхе. Татьяна подходила под эти параметры, у Юрия рост под 180, да и вес, включая одежду, тяжелый кофр с двумя фотоаппаратами и кучей объективов тянул на двух эвенков сразу.

Девушку с горем пополам кое-как умостили в седле, а вот с ее коллегой дела обстояли намного хуже. Его олень, как впрочем и остальные, что имелись в наличии у молодых эвенков, оказались небольшого росточка. Обычного. Ю. М. просто перешагнул через животное, оставалось подогнуть ноги и в добрый путь. Но как только он это сделал, олень почувствовал перебор по массе, к которому явно не был готов, присел от неожиданности на попу и  лихой наездник кубарем покатился вниз по пологому склону. Катиться было мягко и совсем не больно. Но, откуда тогда кровь на куртке и руках? Он машинально лизнул красный ручеек, стекавший с «разбитой» кисти.., и его лицо растянулась в улыбке – это был брусничный сок. Осень, в тайге полно ягоды.



Вторая попытка оседлать строптивое животное оказалась не намного лучше – сделав несколько шагов, олень вновь виртуозно освободился от тяжелого наездника. В общем, время идет – караван стоит. В конце концов слабому звену удалось договориться между собой: по прямой и под уклон олешка вести – таки согласился, но как только тропа шла на подъем, пусть даже самый незначительный, вредное животное сразу останавливалось, Юрий спешивался и шел рядом. Все лучше, чем ничего.


Цель достигнута

…Солнце окончательно свалилось за сопки, начинало смеркаться, а они все шли и шли. Как вдруг, среди темных стволов деревьев мелькнул огонь. Это горел костер! Добрались!

Гостей с большой земли здесь уже давно поджидали, хозяйка родовой общины Наталья настряпала лепешек, вскипятила чай и пригласила отужинать. Как оказалось, здесь жила семья – родители и взрослый сын. На мужиках – выпас стада оленей в пару сотен голов, строительство, заготовка дров и по возможности охота, на хозяйке  быт - шитье, штопка, стирка да варка. На это место они перекочевали уже несколько месяцев назад, теперь настало время перебираться на «новые квартиры». Там корма для животных будет больше, а значит, и далеко от лагеря они уходить не станут.

…Журналистам показали палатку для ночевки. Под брезентом весело потрескивала буржуйка, прямо на земле лежали оленьи шкуры, ими же надлежало укрываться. «Будет холодно – дровишек подкиньте», - посоветовала Наталья. Не смотря на изматывающее путешествие, сна не было. Да какой может быть сон, если в округе воют волки. Истошно, протяжно и где-то совсем близко. Может, метрах в ста, может дальше, но это не сильно успокаивало. Под такую колыбельную засыпать еще не приходилось. …И все-таки усталость взяла верх.



С первыми лучами солнца и морозным воздухом, бесцеремонно забравшимся под оленьи шкуры, журналисты встретили новый день. В настоящей, глухой тайге. Только сейчас Юрий М. заметил, что прямо в палатке растет голубика! Не поднимаясь, на четвереньках он подполз к кусту, увешанному ягодой, и насладился ее необычайно глубоким вкусом. Потом выполз из палатки и обомлел – столько крупной, отборной ягоды он в жизни не видел.



«Как спалось? – поинтересовалась хозяйка, наливая чай к вчерашним лепешкам, и не дожидаясь ответа продолжила, - да, волки совсем рядом держатся, обнаглели, много оленей наших порезали, нет на них ни какой управы». Сменив тему, Наталья рассказала, что лепешки – это основная еда эвенков в тайге. Если удается рябчика, или иную дичь подстрелить – праздник, но в последнее время мужчины домой приходят пустые. Стрелять, так наверняка – патроны беречь нужно, да и дорогие они.



Позавтракав и поговорив за жизнь с хозяйкой, Юрий с Татьяной пошли полюбоваться окрестностями. Внизу, метрах в пятидесяти сверкала и бурлила небольшая, порожистая речушка – приток Олекмы. Ее прозрачная вода стремительно катилась между огромных, гладких валунов, разлетаясь фонтанами шумных брызг, и в каждой капле отражалось маленькое солнце.  Эта картинка завораживала, словно гипноз, выходить из которого не было ни какого желания. Красота, до которой стоит хотя бы раз дотянуться.



Из «гипноза» вывел странный треск, где-то рядом. Может, ветка с дерева обломилась? Может, и обломилась. А, если она хрустнула под кем-то? А, если под медведем! Вскоре характерный хруст повторился. Юрий потянул Татьяну за рукав и сказал, нет, приказал – «бежим». Они долетели до лагеря за несколько секунд, и это бегство заметила Наталья. «Вы на речке были, - спокойно сказала она, - осторожнее, там медведь ходит. Вчера его видели».

Журналисты решили, что больше из лагеря ни ногой, к тому же из тайги вернулись мужчины, и с ними тоже нужно было потолковать за жизнь. Да скоро уже и назад собираться. К слову, молодая пара с ребенком, что ушли с маршрута из-за «туристов» отправились в обратный путь на рассвете, пока те еще спали. А жаль, они бы могли рассказать, как им удается выживать в тайге с маленьким ребенком.

…Заканчивая душевный разговор, хозяин - Виктор сказал, что скоро придут олени – пора собираться.



Олени действительно появились очень скоро. По одному, парами, тройками, десятками эти рогатые красавцы тянулись вереницей в лагерь и смиренно заходили в загон, где для них уже был разложен дымокур – единственное спасение от зажирающих до мяса паутов и слепней.



«А нет ли в вашем стаде большого оленя»? – спросил Юрий Виктора, помятуя о вчерашнем, не самом удачном опыте верховой езды. «Есть такой, - ответил хозяин родовой общины, почему-то при этом улыбнувшись, - скоро придет. Ты его сразу узнаешь – он огромный и белый».

Вскоре этот красавец нарисовался, словно из сказки о Снежной королеве. Благородный, с огромными ветвистыми рогами и действительно белой, без единого пятнышка длинной шерстью. В этом стаде он смотрелся, как инопланетянин. На нем и предстояло Юрию М. совершить обратный марафон.



О том, что внешность бывает обманчивой, читайте в продолжении этой правдоподобной до последнего слова истории. Скоро.

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа