В следующем году отмечу сразу два юбилея – 30 лет в профессии и 60 по жизни. Есть, что вспомнить и рассказать. О чем конкретно будет блог? Не знаю. Наверное, о личном восприятии событий, об интересных командировках и встречах, о творческих победах и разочарованиях…
…Наверное, на той выставке была и работа Юрия Мостославского. Должна была быть! Но почему его тогда не пригласили для личного рукопожатия Сергея Шойгу, а диплом с мантоваркой передали с нарочным или прислали почтой? И, что это за странный выбор ценного подарка? Как-то для целого министра МЧС России даже и не серьезно.
«Какой ко мне интерес, - спросил Вася, пальцы рук которого украшали многозначительные, статусные перстни, а из-под промасленной и расстегнутой до пупа рубахи сияли на груди набитые голубые купола. Юрий ему объяснил, так, мол, и так, люди добрые посоветовали обратиться в последней надежде. И добавил, что сами мы не местные, завтра в путь дорогу дальнюю до стольного города Благовещенска с несбывшейся мечтой и разбитым сердцем.
...А потом наступил тот самый волнительный в жизни любого журналиста момент. Что уж тут скрывать, Ю. М. было приятно услышать из уст именитого председателя слова: «Амурская область, «Амурская правда», город Благовещенск, победитель конкурса «Заповедное эхо – 99» - Юрий Мостославский». Как оказалось, победа та была не самой легкой, ведь в том конкурсе участвовало несколько сот журналистов, написавших о дикой природе порядка трех тысяч опусов.
«Здравствуйте, а Юрия Михайловича, услышать можно? Москва беспокоит. …Поздравляю, вы стали лауреатом всероссийского конкурса «Заповедное эхо», - сказала дама и обозначила дату, когда необходимо приехать в столицу нашей Родины на церемонию вручения премии. Эта новость прозвучала, как гром среди ясного неба. «А, лауреат, извините, какой степени», - слегка подрастерявшись и едва сдерживая накатившее волнение, задал он вопрос даме...
Тысячи, десятки тысяч тончайших нитей, переплетенных в филигранные макраме, светились в скользящих лучах солнца, как драгоценные ожерелья! Фантастика! Но, откуда это великолепие вдруг взялось, ведь еще вчера здесь ничего не было видно.
Ворует Клара все, что плохо лежит, или, не дай бог, хорошо блестит.
Не из вредности ворует, а, так сказать, за порядком следит, чтобы все лежало в одном месте и под ее неусыпным контролем. Хозяюшка!..
Увы, все хорошее когда-нибудь заканчивается, нужно собирать манатки и ехать домой. Точнее, для начала сесть в лодку и переплыть озеро. Весельная лодка стояла у причала, там же стоял и Гонгор. Он пришел попрощаться.
Как попрощается этот «Белый защитник» было понятно, но Юрию совсем не хотелось этой победной точки с багровым отливом на плече или спине.
Явление Гонгора народу не заставило себя долго ждать – внушительных размеров и необычайной красоты птица бесшумно спустилась с небес на землю и грациозно вышагивая, направилась «знакомиться» с новыми гостями, вероломно вторгшихся на ее территорию. Знакомство получилось стремительным и весьма болезненным: после дружеского «рукопожатия» у Юрия осталась багровая отметина на плече через футболку.
В жизни порой происходят события, объяснить природу которых просто невозможно. Даже при большом желании. Очевидно, что без участия потусторонних сил такие явления не обходятся. Нет, речь не пойдет «бермудских треугольниках» и прочих природных аномалиях. С ними то, как раз проще, во всяком случае, многие подобные вещички вполне укладываются в рамки материального мира.
В жизни порой происходят события, объяснить природу которых просто невозможно. Даже при большом желании. Очевидно, что без участия потусторонних сил такие явления не обходятся. Нет, речь не пойдет «бермудских треугольниках» и прочих природных аномалиях. С ними то, как раз проще, во всяком случае, многие подобные вещички вполне укладываются в рамки материального мира.
В жизни порой происходят события, объяснить природу которых просто невозможно. Даже при большом желании. Очевидно, что без участия потусторонних сил такие явления не обходятся. Нет, речь не пойдет «бермудских треугольниках» и прочих природных аномалиях. С ними то, как раз проще, во всяком случае, многие подобные вещички вполне укладываются в рамки материального мира.
В жизни иногда случаются события, объяснить природу которых просто невозможно. Даже при большом желании. Очевидно, что без участия потусторонних сил такие явления не обходятся. Нет, речь не пойдет «бермудских треугольниках». С ними то как раз проще, во всяком случае, многие подобные вещички вполне укладываются в рамки материального мира.
У Юрия Мостославского в жизни произошло несколько удивительных событий, которые в его голове никак не укладываются. До сих пор, хотя за отдельными аномалиями тянется шлейф из нескольких десятилетий.
Примером для нашего подражания может послужить небольшой китайский городок Цзяинь, что расположен по ту сторону Амура, напротив нашего села Сагибово Архаринского района. Еще несколько лет назад Цзяинь представлял собой убогую деревушку в пять грязных улиц, а сегодня это современный, динамично развивающийся город с населением в несколько десятков тысяч человек. Не трудно догадаться, что подобное перевоплощение произошло благодаря динозаврам, кости которых обнаружили китайские ученые.
Сезон очередного, 2002 года обещал стать решающим. Копателям старины глубокой осталось извлечь лишь голову, естественно, с оговоркой, что она вообще есть. Это самая уязвимая часть скелета, ее могли отгрызть хищники или просто оторвать мощным потоком сели и унести невесть куда…
Сенсация, точнее – пока ее предвкушение, случилась лишь в 1999 году, когда 14-летний сын Юрия Болотского – Иван, работавший с отцом на кундурском раскопе, едва ли не в самом откосе дороги обнаружил маленький позвонок динозавра.
Тема древнейших обитателей планеты, покинувших бренный мир порядка 65 миллионов лет назад, пожалуй, одна из самых интересных и интригующих человеческое сознание.
Пока суть да дело, пока горячий чай с пирожками в ожидании чуда, корреспондентам объяснили, что съемка будет вестись со строго определенной площадки, находящейся в километре от старта ракеты. Что можно снять с расстояния в один километр? Разве что светящуюся точку в небе? Надо отметить, что даже длиннофокусный объектив, имеющийся в наличии у репортера «Амурки», «сокращающий» расстояние в три раза, проблемы не решал. Но выбора не было. Печально. Настроение было испорчено, успокаивало лишь то, что оно было испорчено у всех без исключения.
Вопрос о необходимости создания нового российского космодрома остро встал в 1992 году. Причина - потеря казахстанского Байконура в результате развала СССР. Теперь юной демократической стране за аренду «импортной» стартовой площадки приходилось платить бешеные деньги, вполне соизмеримые со стоимостью самого объекта. А, денег в стране было мало. Даже на еду, не говоря уже о космосе.
Первый съемочный день так и не предоставил никакой возможности хоть немного приоткрыть завесу над тайной тюрьмы. Китайские товарищи понимали, что если русским дать хоть немного свободного времени, то они обязательно докопаются до истины, а потому снимали тюремные кадры, практически, без перерыва.
Первый эпизод первого съемочного дня многосерийного художественного фильма «Побег в Сибирь», начавшийся с примитивной фразы нашего героя: «стой, стрелять буду», подходил к финалу и, как оказалось не самому удачному. По сценарию картины, беглые китайцы, которых Юрий обнаружил в цехе металлургического завода, пообещал утопить в чане с раскаленным железом и даже ударил одного из них ногой, должны были на него наброситься, отобрать автомат и податься снова в бега...
Согласитесь, не так часто человеку, не имеющему ни малейшего представления о профессии актера, предлагают сняться в самом настоящем художественном фильме. Причем в многосерийном. Да еще и за границей! Может, кому-нибудь это могло бы показаться лестным и заманчивым, но для героя нашего повествования эта идея выглядела насквозь бредовой, несовместимой с его представлением о профессионализме. Он всегда считал, что каждый должен заниматься исключительно своим делом.
1994 год в истории Приамурья запомнился не только визитом первого президента России Бориса Ельцина, но и диссидента «изменника Родины» Александра Солженицына. Причем, приезжали они, практически, друг за другом. А, они и были друзьями. Оба ненавидели Советский Союз и преклонялись перед великой Америкой. Оба активно разваливали страну. Как известно, Солженицын, за свое творчество, не совместимое с «кодексом строителя коммунизма» был выдворен из Советского Союза и 20 лет провел в изгнании: частично в Европе, но по большей части в Соединенных Штатах.
...Едва машины покинули заводские ворота, Ельцин попросил остановиться. Он вышел из лимузина и пошел в направлении продуктового магазина. Такого финта от Бориса Николаевича никто не ожидал – пришлось следовать за ним. В магазине было пусто, и не только по части покупателей, но и содержания прилавков. Набор продуктов – минимальный: один сорт колбасы и свежей рыбы типа кильки, банки с консервами, хлеб… Одним словом – нищета. Продавщица засмущалась и потупила взор.
К слову заметить, прессу привезли в аэропорт заранее отнюдь не случайно: местные журналисты еще ни разу не работали с первым лицом государства и даже не могли догадываться о том, что их ждет на взлетно-посадочной полосе. По этому поводу и был проведен подробнейший инструктаж, несоблюдение правил которого могло оказаться весьма болезненным, если не сказать – смерти подобным. Многое, что ценного было сказано на том инструктаже, вот только Юрий этого не слышал.
Если не паника, то что-то вроде аврала началось, когда стало известно, что Ельцин прилетает 14 июня, и до «явления Христа народу» оставались считанные дни. Президент летел не только со свитой, но и тремя бронированными лимузинами «ЗиЛ»: для себя лично, свиты и охраны.
Первоапрельские розыгрыши были весьма популярны в периодических печатных изданиях в середине «девяностых» – начале «нулевых». И было очень хорошо, когда выпуск газеты выпадал именно на 1 апреля. Тогда, как говорится, сам бог велел проверить на бдительность подписчика.
В основном ляпы касались текстовых материалов: описок в фамилиях высокопоставленных чиновников, цифр и прочей мелочевки. Был такой случай, когда в фамилии из шести букв, только что назначенного из Москвы чинуши было допущено сразу три ошибки. Но порой ляпы случались и с фотографиями. Их было не так много и один – наигрубейший, допустил Юрий. Ляп он допустил в самом начале своей карьеры, который едва не стоил ее завершения.
Жизнь фотокора Младшего вошла в рабочее русло, с каждым новым днем дарила новые ощущения от бесконечных командировок, причем, порой очень дальних и многодневных. Особенно его манили амурские севера: Тында, Усть – Нюкжа, Усть – Уркима, таежные эвенкийские поселения, наглухо спрятанные от посторонних глаз в непроходимой тайге. Впрочем, о командировках чуть позже, вместе с тем героя нашего повествования увлекала и не совсем обычная и привычная для «Амурской правды» подача иллюстраций
Остаться одному, без поддержки брата, Младшему было действительно страшно. Ну, конечно, он научился в кромешной темноте, на ощупь, наматывать пленку из бабины на кассеты. Теперь он умел составлять проявитель и закрепитель, смирился со светом красного фонаря, с выкрутасами повидавшего виды и живущего своей жизнью «Зенитом»…
Жили-были два родных брата – Игорь и Юрий. Дружно жили, никогда не ссорились. Напротив, их соединяла кровная невидимая, но очень прочная нить, не позволявшая им расставаться надолго. И даже когда братья обзавелись семьями, ничего в кровной привязанности не изменилось.