Интервью владыки Гавриила: Всякая власть от Бога
1 0

Это интервью было подготовлено в 2006 году. По разным причинам не было опубликовано, но актуально по сей день. Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил говорил о власти (губернатором области тогда был Л. Коротков, мэром Благовещенска А. Мигуля, и ничего не предвещало...)


Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (1994-2011)

Возрождающее Православие, все больше проникая в повседневную жизнь,  ставит перед нами вопросы, на которые не так просто ответить. Один из таких краеугольных вопросов касается власти. О том, какова ее природа, каково ее предназначение и как относиться к власть предержащим, мы беседуем с архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом.


- Владыко, скажите, кому принадлежат слова  «Всякая власть от Бога»? Где и по какому случаю были они произнесены?

- Эти слова принадлежат святому первоверховному апостолу Павлу.  В своем послании к римлянам он пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.  Посему, противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13,1).

- Правильно ли понимать слова «Всякая власть от Бога» как беспрекословное подчинение власть предержащим? Или толкование какое-то иное?

- Каких-либо иных толкований нет. Мысль о подчинении власть предержащим выразил и апостол Петр. «Итак, будьте покорны всякому  человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия,  чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2,13-16).  Апостолы учили христиан  повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви. В апостольский век Церковь Христова была гонима и местной  иудейской властью, и государственной  римской. Это  не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться  за гонителей и признавать их власть.

- Если «всякая власть от Бога», можно ли ее  критиковать? Если «да», то как?

- Церковь предписывает не только повиноваться  государственной власти  независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2,2).

 Однако, не являясь ведомственной государственной структурой, церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях и оставляет за собой право возвысить свой голос, если христианские нравственные принципы будут государством нарушаться.  

В настоящее время отношения церкви и государства можно назвать уважительными и равными; между сторонами существует согласие по основным принципам их взаимоотношений.  К этим принципам относятся с одной стороны невмешательство государства во внутреннюю  жизнь церкви, с другой – невмешательство церкви в политические процессы в стране.  

- В молитве, которую вы читали перед Триумфальной аркой 16 июля – накануне дня поминовения царской семьи, расстрелянной большевиками, - были слова:  «Прости народ России за то, что позволил убить помазанника Божия». В чем смысл этих слов?   Должен просить прощения каждый житель России? Должна ли покаяться власть нынешняя?

- Смысл этих слов заключается в том, что  в 1917 году произошла страшная катастрофа, которая явилась отступлением русского народа от  духовно-нравственных принципов, охлаждением его веры, сомнением в правомерности монархии как Богом  данной власти. Ведь, согласно учению Православной Церкви, царь земной является прообразом  Царя Небесного.

И в наши дни, на мой взгляд, глупо требовать  от мирян, а тем более, от власть предержащих чиновников, личного покаяния  в грехе цареубийства.  Этому есть многие объективные основания. Но осознание того, что Россия немыслима без Православия, что будущее русского народа должно строиться только на нравственных основах, заповеданных Господом,  должно быть в умах и сердцах русских людей,  принадлежащих  ко всем без исключения социальным слоям. В этом я вижу одно из важнейших направлений работы духовенства.  

К убийству царя имеем отношение  и мы с вами, мы – потомки тех людей, которые совершили это страшное злодеяние, а так же  множество других  преступлений. Злоба, ненависть, которые двигали ими, как и грех убийства, перешли к нам.  Мы должны не забывать об этом и молиться.  Молиться за тех, кто был тогда у власти, чтобы Бог простил их прегрешения. А царю-страстотерпцу молиться надо за то, чтобы заступился за нас, грешных. Нужно, чтобы мы осознали: всеобщее покаяние необходимо.  Есть у меня такое ощущение, что  народ и страна покается. Когда это случится,  как все будет происходить - не знаю.  Но движение душевное к этому есть,  чувствуется.    

- Русских царей именовали «помазанниками Божьими». Что это означает?

- В таинстве крещения человек  один раз в жизни помазывается святым миро со словами священника: «Печать Дара Духа Святого». Эта печать, по слову святых отцов, своей благодатью позволяет человеку правильно понимать учение Христово о спасении, изложенное в Евангелии и  трудах апостольских, и, главное, понимать и принимать волю Божию, совершающуюся в каждом человеке.  При помазании на царство - это особый чин избрания -  совершалось вторичное помазание святым миро для того, чтобы престолонаследник мог,  к тому же, и вершить волю  Божию в своем народе. Корни помазания на царство уходят в Ветхий завет.  Таким образом, Царь – помазанник Божий – есть вершитель воли Божией.  

- После 1917 года установилась власть Советов. И эта власть была от Бога?

- Есть власть, Богом установленная, а есть власть Богом попущенная. Установившаяся после 1917 года власть Советов и была той властью, которая Богом была попущена для наказания, смирения и вразумления. Мы признаем, что в 1917 году была власть  тоже от Бога – в наказание за цареубийство. Патриарх Тихон  в 1918 году направил обращение к Совету народных комиссаров и  просил прекратить безобразия. Но потом,  ради сохранения мира и церкви, призвал верующих смириться перед Богом. Господь определил нашей стране и ее народу страшное время, и его надо было пережить, чтобы страданиями очиститься от грехов и преступлений.  

- В настоящее время власть разных уровней избирается  голосованием. Как соотносится  «волеизъявление граждан» и «власть от Бога»? Нет ли здесь противоречия?

- Здесь нет никакого противоречия. У человека есть Богом установленное право выбора. И это право он использует при избрании кандидата во властные структуры.
И в Библии говорится о том, что народ избрал себе царя. Разные народы по-разному  проявляются свою волю:  криками, танцами, в нашей стране  – голосованием.  А какая власть будет – решает Господь.

-  Власть – это право распоряжаться судьбами страны, судьбами людей, и  в то же время власть – это большая ответственность…

-  Священное Писание  призывает власть имущих  использовать силу государства для ограничения зла и поддержания добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства.  Поэтому власть предержащим дано право принимать судьбоносные для страны решения. Однако, по учению Церкви, сама власть не вправе расширять свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, потому что это может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей. Яркие примеры из недавней истории – поклонение Ленину, культ личности Сталина. Да,  власть  налагает  огромную ответственность за Отечество, за народ. Властитель, который боится понести такую ответственность, должен уходить с политической арены.

- О власти  говорят «Это  тяжкий крест»…

- Нет власти легкой. Она может быть безбожной, крутой, злой,  но никогда не бывает легкой.  Чем больше власти, тем больше крест и он не награда, но страдания.   Всю тяжесть такого Креста сполна может познать только тот руководитель, который со всей ответственностью и серьезностью выполняет свои обязанности. Но мы знаем,  что Господь никогда не возложит на человека Крест, превышающий его силы, чтобы крестоношение не стало «бременем неудобоносимым». Крест по нашим церковным понятиям это страдание ответственности, тот символ, на котором был распят  Господь.  Взяли власть – взяли крест.

- Вы, как  глава епархии, обладаете  значительной властью? На чем она основывается?  

- Власть архиерейская – это духовная власть. Я, как архиерей, обладаю всей полнотой апостольской благодати, которая дает мне право совершать все таинства церковные, включая рукоположение во священный сан. Мой статус в официальных кругах согласно табели о рангах очень высок: это, как минимум, уровень губернатора. Однако, моя архиерейская власть обращена к той глубине человека, которая не затрагивается никакой политической идеологией. Имя этой глубины – образ Божий. Поэтому проявление моей духовной власти должно  способствовать взращиванию образа Божия не только в мирянах, но и в духовенстве нашей епархии.

Мне вручена паства амурская перед Богом и Церковью. Как я  ее воспитаю, как прославлю, как озабочусь, как духовные запросы удовлетворю… Господь строго спросит…

- С тех, кто побывал во власти, спрос  на том свете будет строже?

- Да. У власти есть привилегии, есть искушение злоупотребить властью. Те, кто так поступает, надеются, что никто ничего не узнает, никто ничего не увидит, никто никак не накажет. А в книге жизни уже все записано. «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено,  с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).  И с меня спрос будет больше, чем со священников или с мирянина. Отвечать буду за церковную, светскую, личную жизнь.    

-  Вы благословили уже не одного  вновь избранного руководителя Амурской области…

- Кажется, пятерых.  Обычно, я поздравляю с избранием, даю свое   пастырское благословение на служение  народу, желаю здоровья. Затем вручаю Библию и икону ангела-хранителя.  Даже если руководитель области не крещеный, ангел пребывает с ним, потому что его народ избрал.
 
-  Что бы Вы пожелали нынешним руководителям Амурской области?

- Пожелал бы помощи Божией и благословенных успехов в тех делах, которые по-настоящему будут полезны нашей Амурской области.  Напомнил бы,  что, пребывая  у власти,  они находятся под особым покровительством Божиим.   Посоветовал бы  исповедоваться. Хотя бы один раз в год.  Каждый человек, а тем более властитель,  нуждается в успокоении душевном.


Прощание с владыкой Гавриилом

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа