Матчасть 2: свобода или халява?
0 0

4 апреля, Берлин

В этом посту я коротенько затрону ещё один технический момент − процесс создания студентом Гумбольдта своего учебного плана. Дело в том, что в просвещённой Германии давно уже отказались от драконовских и недемократичных методов, когда ты поступаешь в универ и обязан учить то, что дают. Тут всё несколько иначе, студент сам решает, что изучать. Но обо всём по порядку.

В комментариях меня просили рассказать о том, натаскивают ли немцы своих детей на поступление в универ, как это делают русские. Ответ: нет. Система образования в Германии достаточно запутанная. Если в двух словах, то четыре года дети учатся вместе в начальной школе, потом их распределяют на три кучки: слабенькие, середнячки и умные. Слабаков отправляют в "главную школу" (Hauptschule), где они не слишком напряжно учатся пять лет, после чего имеют право поступить в профессиональное училище или же сразу работать (если устроятся). Это обычно дети людей "не немецкого происхождения", выходцев из Турции, Марокко, Югославии и пр. У них всегда большие проблемы с языком и социализацией, поэтому они с самого начала оказываются на пути, ведущем если не на дно, то в места, не столь от дна отдалённые, и свернуть с этого пути не так уж и просто. Хотя, опять же, кто как устраивается. Диаспоры никто не отменял.

Вот, удалось найти более-менее адекватную схему всего этого процесса. В реале всё на несколько пунктов сложнее.


Середнячков отправляют в "реальную школу" (Realschule), где после шести лет учёбы можно также пойти в профтехучилище, либо устроится в одну из многочисленных школ прямо на производстве (на заводе или в банке), а можно остаться и поучиться ещё одиннадцатый и двенадцатый класс (здесь, как и у нас, принуждают учиться только девять лет). Ну и отличники идут в классическую гимназию, где учатся до двенадцатого класса, после чего идут в тринадцатыйй класс, где целиком и полностью отдаются подготовке к экзаменам, а потом уже, собственно, поступают. Лично мне (и не мне одному) эта система распределения кажется немного несправедливой по отношению к детям. Что там можно понять о том, кем ребёнок станет, когда он только закончил четвёртый класс? Я вот, как отличник, золотой медалист и так далее, начал раскрываться только классе в шестом, до этого был серой мышью. Немцы, толком не разобравшись, делят детей на кучки, определяя всю их дальнейшую судьбу. А что если бы какой-нибудь маленький бюргер Абдул попал не в "главную школу", а в гимназию,  а потом бы у него внезапно проснулась страсть к поэзии, и он подарил бы миру второго "Фауста"?.. Впрочем, есть у немцев и "общие школы "(Gesamtschule), где учатся все подряд.

В общем, естественный отбор, как Дарвин завещал. Среди немецких родителей частенько есть мода на либеральные ценности, и такой срочности с горячкой, как в нашей стране при поступлении в университет, в Германии (да и во многих других странах Европы) нет. Тринадцать лет ребёнок размеренно учится (правда не до обеда, а весь день, но с большим перерывом), а потом у него есть ещё целый год, чтобы подумать, кем он хочет стать. В итоге поступают в универ только в 19-20 лет. Весь март я занимался языком в группе Эразмус-студентов со всей Европы. Они, как и я, были почти все на третьем курсе университета, но им всем было по 23-24 года, большинство изучало вещи, предельно оторванные от реальной жизни, как то: культурологию, джендер стадис (не знаю, как перевести, наука о полах? половедение?), компаратистику и прочий дым. Абсолютно все имели крайне смутное представление о своём профессиональном будущем. Когда я спросил у одной полячки, для чего изучать компаратистику (сравнительное литературоведение), она сказала: "Чтобы исследовать. Это теоретическая дисциплина, у неё нет практического применения". − "А кем ты будешь работать в будущем?" − "Не знаю, человек с высшим образованием и хорошим знанием языка может работать где угодно и кем угодно". Мне всё это напоминает "Игру в бисер" Гессе, когда вся страна пашет, чтобы студенты могли витать в эмпиреях и наслаждаться высокими материями.

Моя группа. Поляки, голландцы, датчане, шведы, испанцы, румыны и итальянцы.


Таким образом, никто никуда не торопится. Над головой юношей не висит дамоклов меч армии, где ты рискуешь случайно сойти с ума или споткнуться и десять раз упасть на нож, переломав себе при этом все кости. С 2011 года обязательный призыв в бундесвер отменён, но и до этого многие от нечего делать шли, спокойно служили полгода, отдавали долг Родине, а потом уже поступали. Вступительных экзаменов в университетах нет, зачисляют на основе баллов школьных экзаменов в аттестате. Абитуриент подаёт заявку на понравившуюся специальность и зачисляется. Если желающих слишком много, отбирают ребят с самым высоким рейтингом, остальные могут встать в очередь и железно стать студентами через год, а пока немножко поработать или подумать о жизни. Таких вот "мыслителей" среди молодёжи Германии очень много, они не учатся, не работают, тусят в клубах, сидят вечерами в пивнушках, прожигая родительские денежки. О таком типичном представителе берлинской молодёжи совсем недавно был снят нашумевший фильм "Oh boy" (http://www.kinopoisk.ru/film/708861).

В Германии учебные семестры немного смещены по отношению к семестрам, скажем, во Франции или в России. Зимний семестр начинается в октябре и длится по февраль, а летний − с апреля по август. Каникулы в марте и в сентябре, в это время молодёжь разъезжается по всему миру и постит в Фейсбуке фоточки на фоне пляжей, гор, дворцов, соборов и прочей красоты. Незадолго до начала семестра студенты возвращаются в свои съёмные квартирки или комнаты в общагах, закупаются необходимым хламом для жизни и составляют учебный план на полгода − то, чем я, собственно, сейчас и занят. По правилам надо выбрать два направления из огромного списка, по которым ты хочешь двигаться. У меня это немецкая литература и медиаведение (Medienwissenschaft).

Университет Гумбольдта располагает сайтом "Агнес", названным так в честь (https://agnes.hu-berlin.de) первой девущки-студентки, которая тут училась сто лет назад. На этом сайте даны все курсы и учебные мероприятия, которые предоставляет вуз. В общей сложности двадцать два факультета и учебных центра, в каждом из которых по десять кафедр. Я числюсь на философском факультете 2 на кафедре немецкой литературы и на философском факультете 3 на кафедре музыковедения и медиаведения. Каждая кафедра предоставляет семь-восемь учебных модулей, в каждый модуль входит одна-три лекции и от одного до десяти семинаров. И это только основные предметы, есть ещё языковой и спортивный центры, каждый из которых предоставляет не менее широкие возможности. Таким образом, когда я только зарегился на сайте, пере до мной открылось такое невиданное разнообразие предметов, что сразу захотелось записаться на них все. Собственно, я почти что так и сделал. Сложность, однако, не только в муке выбора, но и в том, что все предметы идут практически параллельно, и нужно следить, чтобы они не пересекались. Чем-то это напоминает вязание.

Ссылка на видео на английском языке о том, как всё это делается на практике: http://www.youtube.com/watch?v=etXO3EL1_G8

Вот, набросал схемку. IRL выглядит примерно так АГНЕС


В общем, не считая спортивных и языковых курсов я сначала взял семь модулей по два занятия в каждом (литературоведение, два модуля по истории литературы, медиаанализ, культурология, медиаэкономия и медиадраматургия). Стоило мне показать это Сабине из МГИМО, которая училась тут до меня, как я понял, что дал маху. В МГИМО я привык, что у нас весь день плотненько забит парами, и нет ни одной свободной минутки продыху. По образу и подобию своей Альма Матер я и составил учебный план. Меня назвали самоубийцей и посоветовали сократить всё раза в два, а ещё лучше в три.



Скрепя сердце, я отказался от медиаанализа и культурологии. Получилось всё равно очень много. Так мне сказали в деканате на консультации. Обычно студенты записываются только на три модуля за семестр. Это означает, что не считая спорта и языков, у студентов Германии каждый день всего одна или две пары. Я не мог поверить своим ушам. Что это − свобода или халява? Балдопинательство или реальный способ хоть чему-то научиться?
В МГИМО до конца второго курса нам преподавали литературу. Всякую. Каждый раз выдавали в начале семестра огроменный список толстенных романов, которые надо прочесть. Список, естественно, тут же терялся и случайно находился только за месяц до экзамена. Даже употребляя все методики скорочтения, которыми я владею, мне удавалось прочитать за это время максимум половину списка, остальное, увы, в кратком изложении. Потому что тупо некогда читать во время семестра, всё свободное время и силы отнимают другие пары, в основном, конечно, языки. А тут − на тебе, 90% дня свободно, делай, что хочешь! Оказывается, немцы специально дают студентам-литературоведам столько много времени на чтение книг. И сейчас я понимаю, что это мудро.



После нехитрых манипуляций с планом, у меня остались только литературоведение и две истории литературы. На медиаведение, к сожалению, места в плане совсем не осталось, ибо всё самое интересное идёт параллельно с литературой, а изучать то, что мне не интересно, я не собираюсь. Зачем? Меня никто не контролирует, и учусь я исключительно для себя. Из языков я взял курс английского для журналистов, курс разговорного немецкого и курс перевода (сейчас вот думаю, что надо бы поменять на фонетический курс, ибо акцент у меня ужасный), из спорта − фехтование на саблях, японский меч и палку плюс качалку. Вся эта прелесть начнётся со следующей недели, с восьмого числа. Пока сижу и жду с моря погоды. Последняя, кстати, улучшается.

Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
04.04.2013 21:34:00
0 0
Вот так, набирая курс самостоятельно, конечно, потом должно быть больше желания ходить на пары)) а не прогуливать навязанное по умолчанию)
04.04.2013 23:36:00
0 0
Вот так, набирая курс самостоятельно, конечно, потом должно быть больше желания ходить на пары)) а не прогуливать навязанное по умолчанию)

я еще пока все не прочитала. У Ярослава не получилось "коротенько", как обещал в начале)))
но вот по поводу этого комментария могу ответить, что в любом случае по каждой определенной специальности есть определенный ряд обязательных дисциплин, а есть дисциплины по выбору.
так что студент не так уж свободен в выборе
к слову сказать, мы на бакалавриате тоже переходим постепенно на такую систему обучения
04.04.2013 22:34:00
0 0
Вот бы мне таких активных студентов
Ярослав, искренне желаю успехов в учебе. Только не забывайте о Родине
04.04.2013 23:49:00
0 0
Вот бы мне таких активных студентов
Да, все собираюсь написать: Ярослав умница! нам бы таких студентов побольше!...
Основная серая масса приходит за галочкой в зачетку. И это очень огорчает.Наши же ведь тоже могут ездить на подобные стажировки по стипендиям, программ немало ...

Ярослав, вопрос, вам эти полгода зачтутся в курсе в МГИМО?
05.04.2013 08:20:00
0 0
Ольга, увы, не зачтутся. Придётся в срочном порядке зубрить пропущенный материал за полгода и сдавать сессию в сентябре.
05.04.2013 08:19:00
0 0
Я сегодня познакомился ещё с 5-ю русскими. Они тут везде, так что при всём желании не забудешь)
05.04.2013 00:43:00
0 0
Хорошо написано, ага...
Прочитал с удовольствием
05.04.2013 08:03:00
0 0
ничитал,ибо много букф
когда уже блог про немецких девушек будет???
05.04.2013 08:22:00
0 0
когда я хоть с одной из них познакомлюсь. пока что общаюсь в основном с иностранными студентами со всей Европы, урожденных немок тут нет
05.04.2013 08:23:00
0 0
общаюсь в основном с иностранными студентами со всей Европы
о, и они , иностранки , пойдут. не обязательно немки
05.04.2013 09:05:00
0 0
Да, наверно, это хорошо, что есть свобода выбора. Но может ли она быть применима у нас в России? все-таки у нас другой менталитет. и если немцы будут исправно ходит на 1-2 пары в день, то наши вообще забьют на все и будут курить бамбук. Сколько раз замечала, что лучше всего знают материал у строгого преподавателя, который 7 шкур спустит за свой предмет.
05.04.2013 13:20:00
0 0
Читать много, но
подход к образовательному процессу у немцев - похоже правильный. По крайней мере - такая система имеет право на жизнь.

В любом случае - подобная система хорошо настроена на получение именно узкоПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования.
06.04.2013 11:22:00
0 0
подход к образовательному процессу у немцев - похоже правильный. По крайней мере - такая система имеет право на жизнь.
это не только у немцев, это в европе так, согласно болонскому соглашению.
мы тож к этому идем.
05.04.2013 13:57:00
0 0
:D Не мне понравилось ,что фектование входит в процесс образования.
Слава на бабслей надо было записываться!
05.04.2013 16:27:00
0 0
тут только летние виды спорта. а так любая фантазия - капоэйра, тай цзи суань, даже какое-то подобие рэйки есть
06.04.2013 13:00:00
0 0

Блоги

Вот это круто!
Это же надо, как интересно!
Столько предметов, как, наверное, приятно всеми этими сведениями напитываться! Учеба- удовольствие.
Не одно и то же, но тем не менее: когда мой брат поступил в Духовную семинарию в Хабаровске и рассказал, какие науки им там преподают (в том числе, несколько разных языков), я прямо завидовала белой завистью.

Удачи Вам в учебе, Ярослав- занимательного времяпровождения!

Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 850 След.