To do-лист: что делать с российским высшим образованием?
0 0

11 марта 2014, Москва

Сегодня писал эссе для одного конкурса, посвящённого реформе российского образования, на тему "Что нужно сделать с российским образованием, чтобы из сырьевой экономики превратить страну в экономику знаний?" или около того. Ниже привожу текст эссе. Не стану напоминать проницательному читателю, что всё нижесказанное - исключительное моё личное мнение, и ни на какую объективность я тут не претендую.



Вот текст:

Современная система высшего образования Российской Федерации – это уродливый мутант, сшитый из частей тел советской системы и западной, так называемой Болонской. "Прелесть" её в том, что она уже давно не обладает преимуществами первой (кроме, разве что, бюджетных мест), но так до конца не приспособилась ко второй. Введение Болонской системы предполагало для России прорубание «окна в Европу», признание Западом дипломов российских вузов, а также возможность безболезненного (я подчёркиваю!) перекрёстного обмена студентами. Что мы имеем в итоге? Наши дипломы для европейцев – филькина грамота, а российские студенты, возвращаясь в alma mater из заграничных стажировок, должны полностью пересдавать все предметы за пропущенный семестр. Внимание, вопрос: где тут смысл?

Со школами тоже всё печально. Ни для какой другой страны мира так не подходит изречение «Школа – это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы». Благодаря введению ЕГЭ класса так с 10-го в школах прекращается какое бы то ни было реальное изучение предметов, и школьники переходят в режим «зомби», автоматически нарешивающих экзаменационные задания. В результате умным детям приходится потом всю жизнь навёрстывать упущенное, а слабые теряют последний шанс узнать хоть что-нибудь полезное. И это только верхушка айсберга, я уже молчу о том, какие глубокие моральные травмы оставляет российская школа в душах детей. Предлагаю интересующимся посмотреть на досуге сериал Валерии Гай Германики «Школа», снятый едва ли не с документальной точностью. Это, на мой взгляд, лучшее пособие по современному школьному образованию в нашей стране.

Таким образом, картинка вырисовывается невесёлая. Даже при условии, что ребёнок не станет моральным калекой в школе, каким-то чудом сдаст ЕГЭ, не превратившись при этом в зомби, потом отучится пять или шесть лет в институте на бакалавра, специалиста или магистра, всё равно на выходе его ожидает большой сюрприз: его знания безнадёжно устарели и никому не нужны на рынке труда, а сам он не имеет даже малейшего опыта работы. Сейчас в студенческой среде ты считаешься полным неудачником, если к окончанию вуза тебе не удалось параллельно с учёбой устроиться на работу и приобрести хотя бы какой-нибудь трудовой опыт. К сожалению, зачастую работа и учёба – это взаимоисключающие понятия, и студентам приходится выбирать между выполненными домашними заданиями и опытом с зарплатой. Большинство выбирает второе. В итоге уже после третьего курса студенты учатся абы как, лишь бы с горем пополам дожить до выпускных экзаменов, а там хоть трава не расти. Причём многие стараются выбирать прикладные специальности, которые смогут обеспечить им реальный доход. В науку идут либо идеалисты, либо маргиналы. Многие идеалисты быстро становятся материалистами и уезжают за границу (т.н. «утечка мозгов») или находят работу не по специальности, ибо прожить на зарплату аспиранта и даже преподавателя трудно (знаю целую армию таких), а маргиналы… так и остаются маргиналами, сетующими на несправедливость жизни. Из таких получаются псевдопрофессора, решающие свои внутренние проблемы за счёт учащихся.

Если честно, я не завидую министру образования и науки РФ, перед которым лежит такая масса проблем. До сих пор я находил только две причины, почему в российском образовании всё настолько плохо: а) эти проблемы в принципе не решаемы; б) это кому-то выгодно. Но так как ни пессимистом, ни конспирологом прослыть не хочется, я со своей профанской колокольни попробую составить этакий план действий, как вывести российское образование из кризиса. Итак, десять шагов, которые приведут к постепенному улучшению ситуации в российском высшем образовании. Власти необходимо:

1) Урегулировать вопрос стипендий и заработных плат. Учителя и преподаватели должны получать столько, чтобы безболезненно жить на одну зарплату и не заниматься подработками. Студенческой стипендии должно хватать на аренду комнаты, проезд от дома до университета и обратно в течение месяца, а также двухразовое питание в самой дешёвой столовой университета. Насколько я знаю из рассказов родителей, в СССР это было вполне реально, да и в Европе дела обстоят сейчас именно так. Как это сделать в России, я не знаю. Но сделать это надо.

2) Принять закон об обязательном трудоустройстве студентов после выпуска из университета. Вуз должен расшибиться в лепёшку, но найти вакансии для своих выпускников по той специальности, которую они изучали. Таким образом, студенты будут избавлены от потребности искать работу и отвлекаться от учёбы.

3) Поднять на должный уровень систему студенческих союзов. Студсоюзы должны, в первую очередь, защищать права студентов, а не заниматься организацией их досуга, как это происходит сейчас. Если студсоюзы станут реальной, независимой от ректоратов властью, способной оказывать влияние на политику внутри университетов, система сама себя «вылечит». То же касается и советов старшеклассников в школе.

4) С третьего курса позволить студентам самим формировать свой учебный график, дать им возможность сдавать некоторые предметы экстерном. Первый и второй курс – набор обязательных дисциплин и семестровая форма обучения с утра до вечера, с третьего курса ввести модульную систему и свободный выбор предметов по списку.

5) Установить жёсткий контроль за преподавателями, ввести систему санкций. Нельзя допускать, чтобы вместо чтения лекции и ведения семинаров по предмету преподаватель всю пару рассказывал истории из личной жизни. Необходимо дать студентам возможность выбирать преподавателей на кафедрах для сдачи им зачётов или экзаменов по предметам. Это поможет избежать «внеуставных» отношений между студентами и преподавателями.

6) Запретить выставление «автоматов» по экзаменам. «Автомат» лишает студента возможности напитаться лишними знаниями перед сдачей экзамена и приводит к изнеженности и халатности на работе в дальнейшем.

7) Переосмыслить систему начисления рейтингов, стипендий, материальных поощрений талантливым и социально активным студентам. Этот процесс должны контролировать несколько независимых органов разных уровней. Это поможет избежать развития коррупционных схем в университетах.

8 ) Каждый год переосмысливать методику преподавания учебных дисциплин, а также целесообразность их преподавания, проверять предметы на «соответствие духу времени». Неактуальные знания и методики должны быть изъяты из образовательного процесса.

9) Предоставить больше возможностей для практики. Студенты не должны работать во время учёбы, но они должны постоянно практиковаться, для этого им нужно предоставить всю необходимую инфраструктуру в зависимости от изучаемой специальности.

10) Отменить комендантский час в общежитиях. Студентам должна быть предоставлена полная свобода передвижения, их деятельность не должна никак зависеть от расписания работы общежития.

Это что касается высшего образования. Что до школ, дошкольных учреждений и аспирантур – это отдельный разговор. Напоследок хочу отметить, что все реформы должны проходить комплексно, постепенно и с учётом специфики каждого конкретного региона. Разумеется, изменения должны «спускаться» сверху», так как любая инициатива «снизу» в России заранее обречена на провал. Вот всё, что я хотел сказать. Спасибо за внимание, слава России.
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
12.03.2014 08:18:00
0 0
В целом,  есть хорошие мысли. Это написано, с точки зрения на гуманитарные ВУЗы, как обобщение личного опыта? Я вот со своей "колокольни" - насчет трудоустройства например, в медицинских ВУЗах проблем нет, другое дело что места не все хорошие. А  по части экстернов в медицине и выбора свободного графика обучения - не рационально, (медик экстерн - опасность для общества :) Все 6 лет учебы обязательны, а дальше выбираешь ;)..наша система в области медицинского образования - хорошая...насчет историй из жизни и контроля профессоров - новая бюрократия, кто будет контролировать преподавателей? целый штат контролеров? Практики медикам хватает, было бы желание ( без этого кстати, никакая система работать не будет, даже в 20 шагов)....Кстати, сравнивания системы  - например немецкую, и нашу - я бы сказал, наша система эффективней, но эффективность по части теоретической базы в( области медицины). А например немного в смежной области - молекулярной медицине, эффективность теряется на этапе ВУЗа, здесь немецкий студент сильней в практической стороне, так как есть оборудование для работы и учебы. И русский студент инициативней будет, больше идей, нет стандартных рамок мышления, а немецкий нет - "ограничен", делает в рамках протокола. Это разные системы образования так влияют, как думаешь? или менталитет сформировал такое образование?
12.03.2014 11:27:00
0 0
кто будет контролировать преподавателей? целый штат контролеров?

Как это сделано в некоторых вузах. Студент раза три в семестр может на сайте универа по каждому предмету заполнить опросник. Опросник по предмету состоит из 50-100 вопросов, по каждому вопросу предусмотрена градация от 0 до 10. Там оценивается не только личные качества преподавателя, но и его компетентность, его требовательность, а также и собственно предмет, его актуальность, его полезность и прочее. Результаты опросов (там для каждого  предмета  есть крайняя дата, после которой опросы уже невозможны) по достижению определенной даты автоматически обрабатываются и результаты в виде графиков попадают администрации. И по окончании года все данные сводятся вместе. Соответственно администрация факультета видит процессы по каждому предмету и преподу.
Но при этом экзамены устроены несколько по другому, там субъективный фактор отношения преподавателя к студенту не играет роли, так что если по какому-то преподавателю много негатива от студентов - это уже повод для администрации начать разбирательство.
12.03.2014 13:42:00
0 0
Indian, плюсую. я тоже думал про опросники, когда это писал.
12.03.2014 22:48:00
0 0
Обратная связь
У нас слушатели Института Конфуция регулярно такие анкеты-опросники заполняют. Мы их анализируем и корректируем учебный процесс. С преподавателями на собраниях беседуем.
Я и телефон свой даю и почту, чтобы слушатели/студенты могли с любым вопросом. Нельзя прятаться от людей. Параноидальное стремление держать дистанцию - это проявление комплекса неполноценности. Чем выше человек в духовном/интеллектуальном плане, тем проще ему общаться хоть с дворниками, хоть с академиками. А вот недалекие люди выстраивают иерархию, к ним трудно попасть на прием, они редко отвечают на вопросы лично. ИМХО

"а российские студенты, возвращаясь в alma mater из заграничных стажировок, должны полностью пересдавать все предметы за пропущенный семестр» - как же мне это до боли знакомо!!! Наша косная система никак не способствует академической мобильности, ни о какой свободной образовательной траектории не может быть и речи.
13.03.2014 00:39:00
0 0
Николай, побольше бы таких доступных (в хорошем смысле слова) преподавателей, как Вы.
...
12.03.2014 08:34:00
0 0
Представляю, что будет если в общежитии отменить комендантский час. Всю ночь будут хождения из комнаты в комнату в ларьки и обратно, с вытекающими последствиями веселье, шум, разборки, незапланированная беременность, аборты, слезы . Бррррррр!
40 C
12.03.2014 08:50:00
0 0
девочка на фотке слева хорошенькая :)
12.03.2014 09:00:00
0 0
Увы, но роииссьсскую систему образования
уже ничто не спасЁт.
стерх занят, остальным насрать.

Умные - всЁ понимают, и валят со страшной силой и скоростью.
"Хоть чучелом, хоть тушкой" ™.
И получают нормальное образование зарубежом.
И остаются жить зарубежом.
И жывут зарубежом.
И умирают там же.
гость
12.03.2014 09:03:00
0 0
в розовой кофточке тоже. Ярослав сидит как в малине)
12.03.2014 09:22:00
0 0
Ярослав, какие реформы образования, когда вокруг такой цветник?
Плюнь на науку, займись ухаживанием за этими цветами...
12.03.2014 13:40:00
0 0
В процессе.
12.03.2014 09:45:00
0 0
Девочка красивая рядом сидит, лучше бы ей вдул, а потом другой, а потом еще другой. Студенчество - в этом его прелесть, а то реформы... с общагой конечно улыбнуло,  там и с коменданским часом такой дурняк порой, разреши там свободу ее сожгут через два дня :D
12.03.2014 13:40:00
0 0
Девочка красивая рядом сидит
Она замужем, и у нее ребёнок) а свобода тоже имеет свойство дисциплинировать. почему-то немецкие общаги никто не сжигает, зато как удобно, не надо париться со временем
гость
12.03.2014 09:58:00
0 0
Кира! А Вы знаете про беспорядочные инфекции передающиеся при половых контактах? Сгоревшая через два дня общага не самое страшное) Пусть учатся. Кстати посещаемость на лекции хорошая. В мое время лекционный зал пустовал.
12.03.2014 10:03:00
0 0
Все слушают профессора и только Ярослав пишет текст для Портамура...
12.03.2014 10:30:00
0 0
сейчас моя голова занята вопросом,о ведение в структуры образования,начиная с дошкольного-детекторов лжи,в детском садике,в школе и универе,обучающимся придётся самим выполнять работы,что во много раз поднимет уровень качества образования-даёщь детектор в каждый класс и аудиторию.
12.03.2014 13:41:00
0 0
ну детектор - это перебор, а вот анкеты - это здравая вещь
12.03.2014 13:17:00
0 0
Ярослав, про работу, совмещаемую с учебой - в точку. не поработал на пятом курсе - беда-беда. Потому что когда ты работаешь в статусе студента, к тебе отношение соответственное. требований мало, да и на зарплате небольшой вроде как сидеть не стремно)
когда ты выходишь весь такой из вуза с пятерками, но без опыта - ты зачастую специалист-бестолковщина.

мне кажется на 5 курсе неплохо было бы в вузах местных проводить деловые игры а-ля "стипендиальной программы Потанина", где сидели бы работодатели и отсматривали кадры в свои фирмы... но кому это в вузах нужно.
12.03.2014 13:32:00
0 0
деловые игры
Довелось участвовать в конкурсе "Выпускник года", где присутствовали работодатели и представители кадровых агентств. Победителями становились либо театралы с музыкантами, либо обаятельные, но совершенно тупые парни. "Стипендию Потанина" почти всегда получают те, кто самые крикливые на втором этапе этого конкурса.
А вот присутствие возможных работодателей на защите диплома - совсем другое дело. Двоим девушкам из нашей группы сразу после защиты диплома предложили работу (Хотя, кстати, комиссия одной из них поставила отметку "4", так как была несогласна с мнением девочки о возможности строительства моста на остров Уссурийский).
12.03.2014 13:27:00
0 0
1. ЕГЭ
Согласна, что современные школьники совсем разучились писать и грамотно рассуждать. Нам повезло, что мы (школьники Биробиджана) были только вторым годом, на котором опробовалась вся эта система. Однако, хочу отметить, что при несовершенствах именно в то время оценки были адекватными уровню знаний, а не умений откуда-нибудь списать.
2. Школа в целом - это как повезёт. В нашей школе учителя были энтузиастами, поэтому даже в трудные 98-99 гг. никто не халтурил, ссылаясь на маленькую зарплату. Про одну из хабаровских гимназий слышала, что учителя взяли в моду проводить со школьниками только контрольные работы, поясняя это тем, что их функция сейчас - контролирующая, а изучать дети должны всё самостоятельно. Учительница английского языка из Де-Кастри не собиралась переезжать в Хабаровск работать, так как зарплата за 1 ставку у неё около 50, плюс много учеников, с которыми она готовится к вступительным экзаменам.
3. Работа и учёба в вузе.
Я работала только летом после 3 и 4 курса. На работу по специальности не брали, а работать официантом - зачем будущей экономистке такой опыт? В свободное время занималась языковыми курсами или дебат-клубом. В результате участия во многих мероприятий получала ништяки в виде оплачиваемых поездок на международные конференции и т.п.
Российская система образования всегда отличалась тем, что специалист обладал  знаниями не только в конкретно узкой специализации, но и в смежных отраслях. Конечно, предметы типа "концепции современного естествознания" я считаю дурью, но философия, история, география, психология и даже этика делового общения мне пригодились. А специальные предметы начинаются как раз с 3 курса. Поэтому ваше предложение насчёт свободного графика на 3 курсе считаю нецелесообразным.
4. Трудоустройство университетом своих студентов.
Здесь мне нравится пример Японии. Там студенты за 1,5 с лишним года начинают ходить на собеседования по различным компаниям. Таким образом, за год до окончания вуза каждый студент уже знает, где он будет работать и в свободное время изучает те материалы, которые ему предоставила компания, чтобы он мог понимать основные моменты, когда приступит к работе. Если в России возложить эти обязанности на вуз, думаю, студенты совсем расслабятся. Нам при выпуске давали рекомендательные письма, подписанные деканом.
5. Автоматы за экзамен.
Знаниями нужно подпитываться не перед экзаменом, а в период обучения. Возможность поделиться своими знаниями - семинар или та куча конференций, которые проводят в вузах.
6. Актуальность предметов.
На 5 или 4 курсе у нас был предмет: "Вступление России в ВТО". После окончания семестра Путин заявил, что мы и без ВТО проживём. То есть, следуя вашей логике, этот предмет можно было убрать? Нет, ведь через полгода мы туда всё-таки вступили.
7. Общежитие.
5 лет там прожила. То, за что я её ненавидела, - это время работы душа (с 10 до 10 с перерывом на обед на 2 часа). Это было невыносимо(((.
12.03.2014 13:30:00
0 0
Десятый пункт  порадовал ,надо бы ещё добавать :-Требую в свободное от учёбы время утвердить  меня на должность лифтёра...в женской бане нашего  студенческого общежития !
12.03.2014 23:36:00
0 0
Автор все правильно говорит, НО эта проблема касается не только России. Миллионы выпускников по всему миру не могут найти достойную работу после вуза. В России несомненный плюс - это возможность бесплатного получения высшего образования, да и еще стипендию "башляют". Во многих странах студенты, чтобы получить "вышку" берут кредит в банке.
У нас немного другой взгляд на образование. Если в Китае, чтобы поступить в вуз, получить работу и стать кем-то, дети с младых ногтей учатся, учатся и учатся. У нас же.. мы ждем, чтобы нам на блюдечке все подносили.. ладно, не об этом...
У нас в вузах, может быть стимуляция у преподавателей не сильная - зп низкая, они пытаются подработать на стороне. А вот за границей, как раз-таки лекторы получают больше, чем учителя. ....
13.03.2014 00:30:00
0 0
Как система устроена в американских/канадских вузах (здесь не рассматриваю медицинские и юридические школы, там устроено несколько иначе).
Есть набор базовых предметов, которые студет обязан взять в течение обучения. При этом некоторые обязательные предметы имеют т.н. пре-реквизиты. То есть не взяв, например, биологию, невозможно взять микробиологию. И есть список необязательных дисциплин. Но каждый предмет дает определенное количество баллов, т. н. 'кредитов'. И диплом можно получить если набрал грубо говоря 100 кредитов, а обязательные дают только 65. Получается, надо добирать кредиты с помошью дополнительных предметов. А тут уж сам студент волен выбирать.  У меня дочь, обучаясь на геолога, брала и фотографию и танцы. А могла брать, к примеру, испанский язык или психологию. Список дополнительных предметов довольно большой.
Далее, перед началом семестра преподаватель предмета вывешивает критерии итоговой оценки. Итоговая оценка по предмету измеряется в процентах. Понятно, что максимум - это 100 процентов.Если итоговая оценка по предмету равна или меньше 65% - то предмет ты завалил. У них там есть экзамены в середине семестра, т. н 'мидтерм', и экзамен в конце семестра. И вот мидтерм экзамен весит 25%, а экзамен в конце семестра - весит 30%. Таким образом, если ты не учился в течение семестра, но пришел и сдал экзамены на "пятерки" (это условно, там тоже в процентах), то получаешь ты по итогу только 55%, то есть предмет ты заваливаешь.  Курсовая работа  (или их может быть несколько в течение семестра) будет весить 20% от итоговой, посещение лекций - 5%, еще работа на семинарах - 30%. Опоздания на лекции приводят к автоматическому вычитанию 5%. Опоздание на один день со сдачей письменной работы автоматом уменьшает оценку за курсовую на 5% (и далее 10% за каждый день просрочки). Так, выходит, чтобы студент получил высокую оценку - он должен не только экзамены сдавать, но еше и работать весь семестр.
А высокая оценка по предмету влияет на комбинированную среднюю итоговую оценку студента, которая высчитывается по итогу года с учетом оценок всех предметов и их веса в этой оценке, т.н. GPA.
GPA измеряется в баллах от 0.00 до 4.00. В зависимости от GPA студенты получают гранты, и работадатели охотнее наймут того, у кого GPA выше.
Попытка списывания на экзамене ведет к отчислению студента с записью в его файле (что хранится в базе управления образования штата/провинции) к которой имеют доступ все универы. Так что потом в другой универ поступить будет практически невозможно. Попытка выдать чужую работу за свою ведет к тому же результату. Письменные работы сдаются в виде файла, а в универах есть система проверки на плагиат, через нее прогоняются все письменные работы студентов.

Студент сам выбирает, какое количество предметов  (и какие предметы) взять в семестр. То есть, он сам определяет, какая у него будет нагрузка. Так что универ можно закончить за 3 с половиной года, а можно учиться и 7 лет. Но тут есть нюанс, студенты с хорошими оценками имеют приоритет в выборе. И если регистрация на предметы начинается, к примеру, 24-го августа для хороших студентов, то для студентов с посредственными оценками она начинается 26-го августа. И когда посредственный студент попытается зарегистрироваться на предметы - его может ждать облом, места на некоторые предметы могут быть все заняты. И ему придется брать меньше предметов (что будет означать более длительную учебу)

Крупные компании имеют специальные т.н. кооп-программы, по которым студенты в них работают летом. Обычно к концу кооп-программы работадатель уже точно знает, кого они наймут по окончании универа. Кроме того, есть практика предложения лучшим студентам места в компании уже по результатам третьего года обучения. (К слову, моя дочь получила место в British Petroleum еще на третьем курсе. компания при этом оплатила ее обучение и ждала два года, пока она окончит универ).
Все обучение в универах платное. Семестр стоит в зависимости от универа от 3 до 10 тысяч долларов. Но в Канаде это происходит так. Обычно родители открывают специальный счет на обучение ребенка при его рождении и кладут туда деньги по мере взросления ребенка. Правительство добавляет некоторую сумму. K концу школы на счету ребенка обычно есть сумма, достаточная для оплаты обучения. Однако Канада - страна иммигрантов и много случаев, когда у родителей нет денег для оплаты обучения, или студент - достаточно взрослый иммигрант, не имеющий денег на оплату обучения. B этом случае студент может взять кредит на учебу. Кредит предоставляется государством. Через полгода после окончания обучения надо начинать гасить кредит, процент при этом что-то около 3,5 годовых. Если человек испытывает какие-то проблемы (со здоровьем там или не может найти работу) - он может просить об отсрочке. При полной невозможности погашения кредита - кредит прощается, но такие случаи весьма редки. B течение обучения студент может получить грант или т.н. scholarship.  Выделяются разными организациями, фондами и фирмами. Такая scholarship может покрыть стоимость годичного обучения. Некоторые фирмы могут оплатить студенту всю учебу с условием, что он отработает у них по окончании универа год-два-три.
Ну и обычно, если специальность нормальная, то кредит студент гасит за один-два года работы по окончании универа.
13.03.2014 01:00:00
0 0
здравые мысли... но не у Ярослава первым подобные идеи появились. все всё видят, все всё понимают, но верха почему-то не слышат. я точно знаю, что мой будущий ребенок будет учиться за границей (глядишь, там и останется), ибо наше образование - такое образование.
во всяком случае, школьное...

Кира
18.04.2014 02:35:00
0 0

Блоги

Не совсем согласна с бессмысленностью болонской системы. Она на самом деле облегчает жизнь. Если в вузе международный отдел не дурью мается, а занимается работой. В том же самом РУДН есть система двойных дипломов. Когда вузы согласуют часы и программы, а потом студент получает два диплома о высшем образовании: страны приема и России (при этом, учится в каждой стране по году).
И про академическую мобильность - ваша неправда. Я после окончания бакалвриата в России абсолютно спокойно поступила в магистратуру во Франции. Не в частный вуз, а в государственный (у нас бы сказали бюджетный). А если бы училась по классической пятилетке, то в магистры бы не взяли - слишком много учебных уровней, а для аспирантуры - слишком мало. Другое дело, что этот процесс не автоматизирован. И абитуриенты должны сам шевелиться, думать, делать.
И я согласна с господином Гаспаровым: "Институт - это пять лет самообразования за государственный счет".

А касательно комендантского часа в общежитиях - это не законно. Разбирайтесь с администрацией своего вуза.

Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 845 След.