Диагноз для российских сериалов
0 0

29 марта 2014, Москва

Года два назад в МГИМО проходила встреча с поэтом Дмитрием Быковым, он отвечал на вопросы студентов, и когда его спросили, почему у нас в стране не снимают хороших фильмов, он сказал нечто вроде: «Да просто у нас разучились хорошо снимать, вот и всё. Это утрата профессии». Он это как-то долго обосновывал, но именно эти слова тогда глубоко запали мне в душу, и каждый раз при просмотре очередного российского «киношедевра» я убеждался в их обоснованности.



В Советском Союзе был великий кинематограф, по масштабу сравнимый с классической русской литературой. Как Ленин сказал, что важнейшим искусством для нас является кино, так весь национальный гений переместился с эту сферу. Кино стало для нации искусством смыслообразующим, неким способом рефлексии, самопознания. Комедии Леонида Гайдая, фильмы про Великую Отечественную Сергея Бондарчука и Леонида Быкова, социальные драмы Владимира Меньшова – всё это создавало чувство «русскости», принадлежности к великой цивилизации, победившей нацизм и первой отправившей человека в космос. Однако со смертью национальной идеи после развала СССР, с вхождением страны в состоянии аномии (ценностного вакуума), когда буквально в течение нескольких месяцев чёрное было объявлено белым и наоборот, а свойственный русскому человеку идеализм сменил оголтелый гедонизм, русское кино утратило свою волшебную силу. Да, остались огромные павильоны Мосфильма, остались талантливые режиссёры, только надломилось что-то в душах, и едва ли какой-то фильм, снятый после 1991 года, вызывает в нас такой же яркий отклик, как советская классика.

Безусловно, произошла страшная катастрофа. По масштабу это можно сравнить с монголо-татарским нашествием, после которого восточнославянская цивилизация на столетия утратила такие ремёсла, как, скажем, скань или зернь. Но если тогда русскому народу требовались сотни лет, чтобы оправиться от шока, то теперь, когда время так ускорилось, минуло только 23 года, и мы уже видим положительную динамику. Впервые мысль о том, что российское кино «встаёт с колен», мне пришла после того, как я посмотрел фильм «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Это один из немногих фильмов за последнее время, в котором слышится нечто, что, казалось бы, было утрачено навсегда. Конечно, были и другие − «Остров» Лунгина, «Возвращение» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана. Чем дальше, тем лучше.

Однако с сериалами у нас всё по-прежнему плохо. И, сказать по правде, никогда не было хорошо – СССР на ниве сериалов может похвастаться только пронзительными сценами «17-ти мгновений весны», больше ничем. Вынужден признать, что инициатива здесь утеряна нами навсегда. Американские телеканалы типа HBO, AMC или Netflix задрали планку качества настолько высоко, что, уверен, пройдёт ещё не одно десятилетие, прежде чем российские кинокомпании начнут снимать нечто похожее на «Шерлока», «Карточный домик» или «Во все тяжкие». После просмотра недавно вышедшего на экраны первого сезона «Настоящего детектива» мой лучший друг Григорий с досадой воскликнул: «И почему у нас не снимают нечто подобное!?» Я тогда начал с ним жарко спорить и убеждать, что у нас тоже наверняка есть хорошие сериалы, просто он их не смотрит, и даже пообещал ему доказать. Начал вспоминать, что же у нас есть хорошего. Из тех сериалов, что я уже смотрел, могу назвать «Есенин», «Достоевский», «Идиот», «Побег», «Кадетство», «Школа», «Ермак», «Краткий курс счастливой жизни», «Бригада», «Дальнобойщики», «Пепел», «Оттепель», ну и всякие там ситкомы типа «Универ», «Зайцев+1», «Дружба народов», «Реальный пацаны», «Интерны» и т.д. Строго говоря, всё вышеперечисленное, за исключением ситкомов – это даже не сериалы в классическом понимании, а многосерийные фильмы. Российского зрителя так трудно привлечь к экрану телевизора, что вкладывать средства в производство настоящих сериалов, выходящих по сезонам, нет никакого смысла. Естественно, если речь не идёт об НТВшных «ментовских» сериалах, которым конца и края не видно.

Каждый из вышеперечисленных сериалов по-своему хорош, где-то, как в «Оттепели», режиссёр подкупает зрителя красивой картинкой и «атмосфэрой», а где-то, как в «Есенине» или «Достоевском» − талантливой игрой ведущего актёра. Однако по гамбургскому счёту это всё вещи слабые и не способные заинтересовать в мире хоть кого-то, кроме очень узкой и специфической российской аудитории. Достаточно только посмотреть оригинальный «Побег» (Prison Break) Пола Шойринга и сравнить его с «Побегом», что попытались снять по готовым лекалам Константин Львович Эрнст со товарищи, чтобы увидеть гигантскую пропасть между тем, что может себе позволить киноиндустрия на Западе, и тем, во что играемся мы. Господину Эрнсту, конечно, большой респект – на Первом постоянно выходят зарубежные сериалы-шедевры, причём некоторые, как третий сезон «Шерлока» под Новый год, стартуют едва ли не минута в минуту с оригиналами на западных каналах. Константин Львович, как может, старается прививать неотёсанному зрителю хороший вкус, и снобам, не включающим «зомбоящик», потому что там якобы «смотреть нечего», остаётся только посочувствовать. Однако в общем и целом сериальная индустрия России поражена синдромом «Бабушки из Нижневартовска», для которой не надо стараться, ибо и так сойдёт.

Взять тот же сериал или, пардон, многосерийный фильм «Пепел» Вадима Перельмана, который я посмотрел совсем недавно. Главные роли играют лучшие из лучших – Евгений Миронов и Владимир Машков. Очень уважаю их творчество, но, если честно, уже запарило, что они всё время вместе. И в «Охоте на пиранью», и в «Идиоте», и вот теперь тут, в «Пепле». Фабула занятна – 30-е годы, капитан Красной армии и бандит-взломщик меняются местами и начинают вести до этого несвойственную им жизнь и ожесточённо делить одну на двоих жену, которую не очень убедительно играет Елена Лядова. До пятой или шестой серии в истории даже присутствует какая-то интрига, а потом вдруг сценаристов как накрывает. Появляется куча ненужных персонажей и сюжетных ответвлений, которые можно было бы запросто выкинуть без какого-либо ущерба, чеховское ружьё не стреляет, в самом сценарии зияют огроменные прорехи, через которые можно просунуть не то, что руку – голову! Последние три серии смотришь уже без всякого интереса, просто чтоб узнать, чем дело кончится, и в момент, когда по задумке авторов должен наступать катарсис, ты только с раздражением морщишь лоб в досаде от того, какую халтуру тебе подсовывают. Не знаю, откуда это берётся, но я знаю, что это – это лень и непрофессионализм сценаристов, пишущих для некой символической Бабушки из Нижневартовска под девизом «и так сойдёт».

Вместе с тем хочется отметить, что гонка вооружений закончилась, а информационная война никуда не делась. Производство качественных сериалов сейчас для России, возможно, даже важнее, чем производство снарядов в Великую Отечественную войну. Информационная война – это война смыслов, и побеждает не только тот, у кого больше «вежливых» людей с автоматами, и даже не тот, чей пропагандистский каток утюжит лучше – тут мы, слава Богу, не отстаём. Побеждает тот, у кого лучше смыслы, у кого картинки красивей. Так вот у нас, русских, должны быть самые красивые картинки, всем странам на зависть. Красивые не только по форме, но и по содержанию. Посему я бы на месте нашей элиты усилил контроль не за оппозицией, которую и так уже зажали в угол теснее некуда, а за сценаристами и режиссёрами, многие из которых выполняют свою работу спустя рукава. Всё, что я хотел сказать. Да здравствует великое кино. Спасибо за внимание, слава России.
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
29.03.2014 10:31:00
0 0
29.03.2014 11:18:00
0 0
У немцев получается хорошо снимать только "немое" кино и ничего они от этого не заморачиваются? :D ))
В связи с событиями в Крыму радует другое ,что наконец то российское кино вместе своим народом может быть перейдет в другую фазу восприятия мира избавившись от ватникового патриотизма  которое гласно и негласно олицетворяла одну мысль :-Мы победили фашистов ,а остальное неважно ?!
30.03.2014 21:05:00
0 0

Блоги

фильмы про Великую Отечественную Сергея Бондарчука
Да ты парень кажэтся больной.

Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 850 След.