Смертные грехи нашего современника
0 0

Оригинал

Сейчас, когда наша страна потихоньку забывает слово «секуляризация», понимаешь, что настало время подумать о душе, пока о ней не подумал за тебя кто-то другой. А чтобы хорошенько покаяться, надо как минимум знать, за что. Все слышали телегу про семь смертных грехов, но не каждый сможет объяснить, почему именно семь? Почему, например, не два и не шестнадцать? И чем обусловлен такой странный выбор: гордыня, зависть, алчность, гнев, уныние, чревоугодие и похоть? Самое время разобраться, в чем сегодня действительно имеет смысл раскаяться, а к чему отнестись с лёгкой долей снисхождения.



Qui sine peccato est?

Сразу успокоим атеистов: с того света пока еще никто не возвращался, по крайней мере, последний случай был зафиксирован более двух тысяч лет назад. Потому пускай все те ужастики, что нам рисуют в «Божественной комедии» и сонме ее фанфиков, останутся на совести сочинителей. Концепция смертных грехов зародилась в Византии чуть более семнадцати веков назад, и тогда их было восемь − в некоторых источниках упоминается еще и лень. Это уже потом, на рубеже 6 и 7 веков н.э., так называемые смертные грехи перекочевали из Константинополя в католический Рим, где папа Григорий I собственноручно кое-что убрал, что-то добавил, и получилось то, что получилось. Магическая цифра «семь» просто ко двору пришлась. Таким образом, смертные грехи, как и религия в целом – чисто рукотворная вещь, хотя в чем-то и не лишенная здравого смысла.

В последнее время западные СМИ умиляют громкими разоблачительными статьями на тему «Религия – опиум для народа!», где мысль о том, что религиозные культы всегда служили эффективным инструментом сдерживания разрушительной энергии масс, преподносится как нечто новое и оригинальное, хотя сотни томов по научному атеизму из СССР уже успели покрыться полувековой пылью. Действительно, в истории были времена, когда власть той же католической церкви превышала светскую власть королей, и очень удобно было объявлять грехом всё, что не вписывалось в политику Ватикана и могло как-то навредить. Пропал урожай, нечего есть? Так не хлебом единым, сын мой, а за чревоугодие вообще знаешь, что бывает?..  Раздражают непомерные налоги и жестокость господина? Отдай кесарю кесарево, подставь другую щеку, ибо гневаться грешно!.. Ну и так далее. Только с началом эпохи Просвещения и зарождением позитивизма людей перестал устраивать аргумент о неисповедимости путей. И это хорошо. Если ты что-то делаешь, ты должен совершенно отчетливо понимать, почему и для чего. Грех тем и отличается от преступления, что максимальным ощутимым наказанием за него является общественное осуждение или в редких случаях муки совести. Так насколько же актуальна концепция семи смертных грехов сегодня?



Чревоугодие

Между прочим, на земле есть целая страна, где чревоугодие (обжорство, если угодно) возведено в абсолют, и у него даже есть свой аватар – красноволосый клоун в дурацком желтом комбинезоне. Люди каждый день идут в уютные ресторанчики и с чавканьем запихивают в себя все эти обжаренные в масле говяжьи отбивные, картофельные ломтики и луковые колечки, запивая шипучей коричневой водичкой. Не знаем, становится ли всё это плотью и кровью клоуна в желудке, но обществу, придумавшему сей ритуал, обжорство приносит колоссальные барыши. Простейшая эконом теория: растет спрос – растет и предложение. А это новые рабочие места, новые конкурирующие предприятия, борьба за новые рынки сбыта – одним словом, развитие. На каждого обжору приходится как минимум два-три кассира, два повара, один менеджер и уборщица. Подумаем, где бы оказались все эти бургерные короли, объяви вдруг верховная власть обжорство преступлением? А ведь во времена господства церкви грех практически приравнивался к преступлению. Сейчас такого, конечно, не произойдет, а потому грех обжорства больше не актуален. Личное дело каждого, что и в каких количествах съедать, а для разных девиаций есть менее пафосные названия – булимия, например.  



Зависть и алчность

Ничто не дает такого хорошего морального пинка к саморазвитию, как зависть к успехам других. Зависть – неисчерпаемый источник энергии, которую стоит направлять на созидание благ, а не на рытье ямы для более успешного соседа. Правильно завидовать правильным людям – великое искусство, завидующий по мелочам только крадёт у себя мир больших возможностей. Но, в конце концов, это тоже его личное дело. В принципе, то же самое можно сказать и об алчности как о стремлении приумножать материальные блага. Кто из нас не мечтает стать богатым? Только отчаянные аскеты и хиппи да те, кто и без того богат. Все эти волки с Уолл-стрит, одержимые жаждой наживы, разнокалиберный бизнес, которому в некоторых странах не дают развернуться –все они алчущие грешники, рабы Мамоны? А может, просто свободные люди, желающие быть хозяевами своей жизни?



Гнев

Опыт политических демонстраций по всему миру доказал: гнев вызывает страх, а где есть страх, там есть и много расторопных, суетливых людей, которые делают много правильных вещей. Как может считаться грехом то, что причиняет добро и наносит справедливость? На свете есть вещи, которые кроме как посредством гнева и такой-то матери никак не решаются, любой читатель вмиг привел бы длиннющий список примеров. Иногда хорошенько разозлиться не то что полезно, но и жизненно необходимо, тогда как гневаться понапрасну – всё равно, что пинать диван, о который только что ушибся.



Похоть

Самые гениальные строчки, когда либо написанные о похоти – это монолог Клода Фролло из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, в котором он признается Эсмеральде в любви. Это пять страниц раздираемой плоти и вывернутого наизнанку нутра, это куча трупов в конце, а всё оттого, что один священник не сумел совладать со своей похотью. Точнее, не позволил себе ей отдаться, ведь самый верный способ справиться с каким-то пороком – это подчиниться ему. На Руси потому и не появилось инквизиции, что православным священникам было разрешено жениться, да и знаменитое доренковское «Мы вас терпим, пока мы дрочим!», обращенное к российским депутатам, имеет под собой веские основания. Удовлетворенная похоть – залог стабильности общества. Похоть двигает культуру, в том числе и массовую, похоть подталкивает к такому большому количеству ошибок, без которых жизнь стала бы до омерзения пресной. Благодаря похоти у нас есть «ВКонтакте» и «Метрополь». Вы правда хотите от неё избавиться?



Лень

На секундочку, весь мир, в котором мы живём, появился только благодаря лени. Обезьяне лень было карабкаться за обедом на пальму, и она сбила его палкой. Человеку лень было каждый раз вставать и переключать каналы телевизора, и тогда он придумал пульт. Лень всегда была движущей силой научно-технического прогресса, особенно четко это обозначилось тогда, когда появились люди, которые поняли, что на лени можно зарабатывать миллионы. Не будь лени и стремления хоть как-то облегчить себе жизнь, мы б до сих пор рубили деревья каменными топорами и пахали землю деревянными мотыгами. Сокрушаться по поводу своей лени в каждом отдельном случае – глупо. По-настоящему ленивых людей в мире встречается крайне мало, в основном человек ленится оттого, что он занят не своим делом или просто устал. Прежде чем расшибать лоб в припадке покаяния, имеет смысл немного передохнуть или задуматься о смене места работы.



Уныние и гордыня

Наконец-то мы добрались до настоящих смертных грехов. Действительно, пожалуй, только уныние и гордыню сегодня можно без тени сарказма назвать серьезными грехами. Казалось бы, странно, почему можно быть ленивым обжорой или похотливым завистником, а УГ (унылым гордецом) – нельзя? Все очень просто. Уныние и гордыня – это единственное из всего вышеперечисленного, что действительно мешает нашему развитию. Если алчный завистник как-то старается превзойти предмет своей зависти – стать богаче, успешнее, лучше – то гордец не шевельнет и пальцем, «ибо уже и так всего достиг», а унылый и вовсе не поверит в себя. В гордыне и унынии нет ни малейшего созидательного начала, один распад.



Мораль достаточно тривиальна: грешно всё, что противоестественно, что мешает в существующих условиях получать личный кайф от жизни и делать счастливыми других. Любые концепции и догмы – всего лишь преграды на пути человека к его свободе. А как он эти преграды преодолевает – со свисающими от переедания боками или изображая голых баб на салфетке – не нам судить. Важно только не путать лень с прокрастинацией,  алчность со жлобством, а гаргантюанское обжорство с  депрессивной булимией, да почаще отдавать себе отчет в своих действиях.
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
24.05.2014 08:03:00
0 0
у Ярослава метания духа в суете сует,поиск истины в стане невежества,перероет он тысячу сайтов,сотрёт палец об экран планшетника и может найдёт Свет,который осветит его путь,у одних это Библия(Экклезиаст),Войнич(Овод),Чижевский(Физические факторы,исторического процесса)-это моя свеча,мысли,мысли, миллионами летают в информационном поле их только осталось поймать и выложить ими дорогу :| (как желтая дорога из кирпичиков в мультфильме:Волшебник:
24.05.2014 10:58:00
0 0
Да уж.
На Дж.КАРЛИНа - не тянет.
Foxy
24.05.2014 12:54:00
0 0
Я люблю
читать то, что после прочтения оставляет ощущение "да, точно, блин, я же и сама так думала!" Только мне было непонятно, почему уныние - грех, который страшнее убийства. А сейчас подумала: смертные грехи - это основа всех остальных. Например, гнев и зависть могут повлиять на человека так, что он пойдет и убьет...

Спасибо, Ярослав, за интересную тему для размышления.
24.05.2014 15:47:00
0 0
Ярослав, твои попытки поразмышлять о том, "что такое хорошо и что такое плохо", напоминают мне эксперименты детей, пытающихся пописать против ветра.
Свободомыслие и старание похвальны, но результат известен.
24.05.2014 19:28:00
0 0
Опять эта иностранщина в тексте.
Вот у Путина какая замечательная речь, ни одного иностранного заимствования, потому как "умничать" ему не надо ни разу, доказывая свою образованность и начитанность....
24.05.2014 19:52:00
0 0
ну да, где уж нам контрапупить и мочить в сортире
24.05.2014 20:27:00
0 0
а что вам мешает?
26.05.2014 08:27:00
0 0
Краткость - сестра таланта.
"Где деньги, деньги где?" (с)
Alex
25.05.2014 02:54:00
0 0
My dear Coprophagous Amurius, it was a brilliant article, by the way, and if I were you I would contemplate a little about what is hiding behind the definition of Envy (or Invidia if you prefer the way of proud Romans) instead of shitting on the author. You really have nothing to tell Jaroslav.
Good point dude, keep on writing good stuff, I like reading you.
Cheers, Alex.
25.05.2014 04:40:00
0 0
ого. неожиданно
26.05.2014 19:03:00
0 0
Ярослав, с Днём Рождения!
Дайбог тебе интересной и плодотворной жизни!!!
26.05.2014 19:15:00
0 0

Блоги

большое спасибо, Игорь Николаевич)

Блоги
Страницы: 1 2 3 4 5 846 След.