Девочки из Пионерского - плод «гнилой» системы
Автор: Дарья Коломыцына

Девочки из Пионерского - плод «гнилой» системы

Дети усваивают ту модель поведения, которую видят
27 мая 2013
Очень много шума наделали видеоролики, снятые воспитанницами интерната поселка Пионерский. Кадры жестокого «воспитания» младших воспитанников старшими всколыхнули всю страну... Потянулись комиссии, полетели головы, Малахов сделал очередную программу... Сценарий обычный. Интернет-сообщество кишит гневными высказываниями в адрес девчонок, немилосердно избивавших малышей. И очень редко можно услышать слова сочувствия и понимания, адресованные этим воспитанницам. Видимо, большинство людей никогда не читали книгу Александра Гезалова «Соленое детство». А ведь там очень подробно и страшно описана жизнь рядового мальчишки, попавшего в детский дом с рождения. И нет оснований не верить ему. Поэтому ситуация с «воспитанием» малышей в Пионерском, в общем-то, в большей или меньшей степени, свойственна для большинства наших учреждений интернатского типа. Девочки просто плод системы, абсолютно не приспособленной для нормального воспитания детей.

Вы где-нибудь видели семьи, в которых было бы по 20 одновозрастных и однополых детей, скопом проживающих в одной комнате? Дети по сути своей маленькие обезьянки, которым бесполезно говорить правильные и красивые вещи, они усваивают ту модель поведения, которую видят сами. Есть очень хорошая фраза: «Не надо воспитывать детей, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Так если у детей нет перед глазами правильной модели семьи, примеров сопереживания, взаимопомощи и участия, то, простите, почему они будут вам хорошими, добрыми и милыми?

Государство, заботясь о том, чтобы ребенок был накормлен, одет, обут, обучен, напрочь забывает, что самое главное у ребенка должна быть семья. Да, он по каким-либо причинам лишился кровной семьи, но взамен получает казарму, где существует жесткая иерархия, где «кто сильнее, тот и прав». Когда я увидела численность персонала этого учреждения, у меня закрались очень большие сомнения даже в экономической эффективности данного предприятия. На 129 детей, 120 сотрудников. Странно, правда?

Наша система учреждений устарела давно и безнадежно. И работает она не для ребенка, а  для сохранения самой себя. Оттуда и последствия. Нужно менять принцип содержания детей в таких учреждениях, если уж мы на данном этапе не можем определять всех детей в семьи.

В Ленинградской области проводили очень интересный эксперимент по внедрению нового принципа содержания детей. Вместо обычных больших одновозрастных и однополых групп создавались группы семейного типа: не более восьми разновозрастных, разнополых детей с двумя постоянными воспитателями. Помещения оборудовались по примеру обыкновенного жилого дома. И эксперимент прошел очень успешно, дети в таких группах развивались быстрее, болели меньше по сравнению с контрольными группами в обычных детских домах.

Решение этой проблемы заключается не в развешивании камер, а в коренном изменении СИСТЕМЫ воспитания детей. В активной пропаганде семейного устройства, в эффективной работе с кризисными семьями, а также в хорошо налаженном межведомственном взаимодействии Минобра, Соцзащиты и Минздрава.  А в первую очередь в изменении отношения общества к проблемам этих детей. Ведь чужих детей не бывает!