Институт семьи. Ценность, угрозы, перспективы
Интервьюер: Анастасия Буга

Институт семьи. Ценность, угрозы, перспективы

«Семья — это «мастерская», в которой формируется личность человека»
27 сентября 2017, 17:20
Личное мнение неравнодушного человека Ильи Широкова:

— Семья — это не просто личное счастье или традиция. Здоровая семья – залог безопасности и достойного будущего государства.

Семья — это один из древнейших социокультурных феноменов. И если вначале исторического пути человечества семейные узы были скорее оптимальной формой выживания и распределения труда, помимо пресловутого размножения, конечно, то сейчас, в эпоху развитого информационного общества институт семьи выполняет более разнообразные и глубокие функции.

Какие, например? Именно в семье человек, рождаясь, впервые начинает взаимодействовать с другими людьми, реализуя тем самым свою социальную природу. Только в семье, в кругу близких, человек воспринимает базовые ценности нравственного и духовного содержания. Если подобная преемственность нарушается, то в дальнейшем человека ждёт целый комплекс проблем социализации. Грубо говоря, семья — это некая «мастерская», в которой создается и формируется личность человека.

Учитывая вышесказанное, невозможно переоценить роль семьи в формировании достойного будущего всего государства, т.к. каждый человек несет в окружающую действительность в первую очередь то, что он приобрел в кругу родных.

В наши дни, в эпоху так называемой «идеологии потребления», которая активно замещает собой все иные «высшие» ценности и идеалы, институт семьи находится в непростом положении. Говорит об этом статистика разводов, абортов, количество сирот, беспризорников и брошенных стариков. По всем этим параметрам мы стабильно в списке лидеров планетарного масштаба. В общественном сознании в определенный момент произошло вытеснение не какой-то там «высокой духовности», а элементарного чувства ответственности за себя и близких людей. Человек возжелал тотальной свободы потребления и, по возможности, свободы от обязательств, забывая, что свобода и ответственность понятия тождественные. Более того, человек решил эстетизировать и теоретизировать свое разгульное и безответственное поведение. Отсюда и разнообразие таких антисоциальных субкультур как «чайлдфри» и т.д. В частности благодаря этому активно наполняются детские дома и дома престарелых. Те, кто еще или уже не совсем самостоятелен в силу возраста, становится обременительным и нежелательным элементом. Бездушная и порочная практика.

Большинство моих знакомых, будучи в возрасте, вполне зрелом для семейных отношений, все еще находятся в активном поиске, «пробуя» всех подряд. Объясняют все тем, что, мол, вот, не пришла еще, видимо, «настоящая любовь». Человек-потребитель трактует любовь, как некий волшебный «товар», заполучив который сразу станет легко и хорошо. А любовь, между тем, — это труд. Любовь — это безусловное приятие близкого человека через преодоление собственного эго, характеризующаяся не словами, а поступками.

Актуально будет задать вопрос «что со всем этим делать?».

Любое изменение ситуации к лучшему возможно только через осознание проблемы. Невозможно «добрую» инициативу привить народу, спустив её «сверху», от власти. Принципы морали и нравственности зарождались в самом обществе, поэтому и причины наших проблем необходимо искать в нас самих, в нашем поведении.

Если перенести эту мысль на идею укрепления и развития института семьи, то следует сказать, что защита и поддержка семьи возможна через развитие институтов гражданского общества. Нам необходимо снова зародить механизмы самоорганизации и саморегуляции для концентрации сил и ресурсов на решении задач общественного значения. Есть масса примеров подобной самоорганизации: добросовестные общественные деятели, народные коалиции, включающие в себя представителей социально ответственного бизнеса, СМИ, неравнодушных граждан, парламенты благотворителе и многие другие. Было бы желание самостоятельно менять ситуацию, а не ждать очередной подачки или обещания от власти.