О травле
Интервьюер: Анастасия Буга

О травле

«Проблему нужно решать, начиная с себя»









15 ноября 2019, 14:10
Личное мнение психотерапевта Максима Чекмарева:

— Травля случается в школе, детском саду, реже в колледже и университете. Впрочем, унижения продолжаются в армии, на работе, общественных движениях и политике. Мы думаем про то, как защитить детей, но у нас вся культура пронизана насилием. Не верите? Я просто предложу задуматься о паре фактов.

Очень часто, если школьник говорит о том, что над ним издеваются одноклассники, взрослые твердят, что он просто «не может дать отпор», «утвердить свое место», «проявляет уязвимость». В общем, окружающие соглашаются, что жертва сама виновата. Остальные дети — жестокие, но проблему нужно решать, начиная с себя. Странно, не правда ли. Если вы видите слабость или уязвимость, хочется и вам сделать этому человеку хуже? Справедливо ли это? Соответствует ли человеческому достоинству унижать других? Я отвечу, что нет. Травля недостойна, издеваются над другими только те, кто способен сам себя унизить до части стада.

Собственно, тут напрашивается и второй факт. Очевидный. Тех, кто травит, намного больше, чем тех, кого травят. Насильники нападают группами. Еще большее количество людей остаются равнодушными и трусливо проходят мимо. Насилие случается нашими руками и с нашего молчаливого согласия.

Поэтому выход я вижу в том, чтобы, во-первых, решительно поддержать жертву насилия. Этот человек должен перестать быть жертвой не потому, что ему нужно перестать вести себя как жертва, а потому, что мы перестаем унижать его. Важно говорить ребенку, что он не виноват, что он продолжает быть для нас хорошим, важно быть на его стороне. Травля разрушает самооценку и вера родителя может стать противовесом. Нет нужды переделывать его. Поймите, травят не за что-то, можно придраться к чему угодно, травят потому, что это разрешено, быть унижающим считается лучше, чем быть униженным. Еще Сократ говорил, что это не так, что насильник теряет человеческий облик, это его необходимо возвращать к норме, это он поломался, потеряв сострадание и совесть. Родителям и педагогам стоит объединиться, чтобы пресекать травлю сразу же. Честно признавать ее и запрещать свои детям унижать других. Из школы должен уйти дух конкуренции и прийти дух сотрудничества. Этому нужно учиться — видеть то, чем мы похожи и чем отличаемся, уметь использовать силу различий. Путь от стада к обществу потребовал многих тысяч лет эволюции, но он до сих пор нуждается в каждодневной поддержке, чтобы человеческое достоинство не терялось.