НОВОСТИ СОСЕДЕЙ

В России стали меньше пить водку

Продажи крепкого алкоголя в этом году сократились на 4%
09 сентября 2021, 17:46
737
Снижение спроса на водку в России зафиксировало рейтинговое агентство НРА в обзоре «Российская водка: надежда на заграницу» (есть в распоряжении РБК). Розничные продажи водки в первой половине 2021 года, по данным НРА, составили 344 млн л, что на 4% ниже, чем за аналогичный период 2020-го, и на 3% меньше, чем в январе—июне 2019-го, пишет rbc.ru.

Еще более заметное падение продаж водки — почти на 8% по сравнению с первой половиной 2019 года — зафиксировала исследовательская компания GfK, которая отслеживает покупки около 20 тыс. российских домохозяйств. Фиксируют снижение и ретейлеры: у сети «Азбука вкуса» за январь—июнь 2021 года продажи водки в натуральном выражении снизились на 11% по сравнению с тем же периодом 2020 года и на 1,6% — по сравнению с 2019-м.

Падение спроса на водку — долгосрочная тенденция, констатирует GfK. Доля домохозяйств, покупающих водку, неизменно снижается с 2016 года. В этом году доля семей, хотя бы раз купивших водку за полугодие, равнялась 32%, тогда как до пандемии, в 2019 году, это было 35%. При этом среднее потребление на семью осталось стабильным — почти 6,5 л в год.

В прошлом году продажи водки поддержала пандемия, указывают аналитики НРА. Объявленные из-за COVID-19 нерабочие дни и повышенный спрос на дезинфицирующие товары способствовали росту продаж: в первом полугодии 2020 года было продано 360 млн л против 357 млн л за январь—июнь 2019 года. В результате продажи водки в 2020 году практически сохранились на уровне предыдущего года.

Падают не только продажи, но и производство водки. В первой половине 2021 года оно снизилось на 2% к тому же периоду 2020 года — до 335 млн л, в прошлом году динамика также была негативной.

У одного из крупнейших производителей водки, Beluga Group, которая производит не только водку, но также виски и ликеро-водочные изделия, а также является одним из крупнейших импортеров алкоголя, выручка в первом полугодии 2021 года выросла на 20%, до 30,8 млрд руб., сказано в ее отчетности. Росли в первую очередь отгрузки водки «Архангельская», «Белая сова», коньяка «Бастион», виски Fox & Dogs, джина Green Baboon, биттеров Beluga Hunting, а также вина Golubitskoe Estate и Tête de Cheval. РБК направил запрос в компанию.

Почему россияне стали пить меньше водки

На снижение спроса, по мнению НРА, повлияли меры государственного регулирования: высокие акцизные ставки, ограничения торговли и рекламы. В этом году цены на водку по-прежнему растут медленнее, чем на остальной алкоголь, но акциз на нее ежегодно индексируют на 4%, минимальная цена закупки этилового спирта из пищевого сырья увеличилась на 16%. Акциз занимает, по оценке НРА, больше трети в цене водки, и его повышение приведет к росту средних цен на водку примерно на 1,5% в год в среднесрочной перспективе.

При этом цены на водку растут медленнее, чем на остальной алкоголь, признает НРА. Например, в прошлом году водка подорожала в среднем на 1,8%, тогда как рост цен на алкогольную продукцию в целом составил 2,8%. По данным Росстата, за первое полугодие этого года 1 л водки в рознице подорожал примерно на 10 руб. — с 630,7 до 640 руб.

У «Азбуки вкуса» водка в этом году подорожала в среднем на 5% по сравнению с прошлым годом. Среди причин подорожания представитель ретейлера называет рост минимальной розничной цены, увеличившуюся стоимость ингредиентов и логистики.

Потребление водки в России следует оценивать не в терминах «больше или меньше пьют», а «больше или меньше пьют легальной продукции», настаивает президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. По его словам, около 35% крепкого алкоголя, который сегодня потребляют россияне, произведено нелегально. В России один из самых дорогих в мире акцизов, и из-за того что он ежегодно повышается на 4%, легальная водка становится чересчур дорогой и проигрывает конкуренцию по цене нелегальной, указывает Косарев.

Для водки установлена минимальная розничная цена 243 руб. за 0,5 л, из них около 113 руб. составляет акциз и еще 40 руб. — НДС. Как только стоимость легальной водки повышается, ее потребление падает и спрос смещается в сторону нелегальной продукции, у которой нет налоговых платежей и сформированы мощные каналы производства и сбыта. Как объясняет Косарев, «в промзонах и гаражах из медицинского спирта разливается поддельная водка всех основных брендов и при помощи закрытых Telegram-каналов продается в магазинах, которые не могут получить лицензии». По данным Союза производителей алкогольной продукции, в России из 160 тыс. населенных пунктов более 70 тыс. не имеют на своей территории магазина с лицензией на алкоголь — их жители пьют поддельную водку или самогон.

На потребление водки влияет и рост доли населения, которая следует принципам здорового образа жизни, указывают аналитики НРА. На фоне этого сокращается потребление крепкого алкоголя, развивается культура потребления вина. По данным агентства, вина в России потребляется почти столько же, сколько водки: в 2020 году средний россиянин старше 20 лет потреблял за год около 6,48 л водки и 6,4 л вина с учетом игристого вина и шампанского.

Культура потребления алкоголя в России меняется, согласен Косарев. По его словам, крепкий алкоголь стали меньше пить в чистом виде и больше в виде коктейлей. Из-за этого растет потребление напитков, которые больше подходят для смешивания, например виски и джина.

Про изменение вкусов говорит и представитель Росалкогольрегулирования. Потребитель все чаще отдает предпочтение вину, ликеро-водочным изделиям, виски, слабоалкогольной и пивоваренной продукции, но «говорить об устойчивом тренде и массовом отказе от водки пока преждевременно», добавляет представитель ведомства.

В «Азбуке вкуса» снижение продаж водки объясняют отсутствием туристического потока и перераспределением спроса в пользу других напитков, более востребованных у целевой аудитории сети.

НРА не ожидает роста продаж водки на внутреннем рынке в ближайшие годы. Учитывая стабильность потребления напитка на душу взрослого населения и демографическую структуру, в 2021 году розничные продажи водки могут снизиться до 732 млн л, а к 2024 году — опуститься до 720 млн л.

Фото: Варвара Гертье / РИА Новости






Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!

Ваш комментарий

:) :( ;) :D :oops: :blum: blush :cry: :{} :kiss: 8-) :o :| :evil: flood :no: :russia: :sarcasm: :wall: :crazy:
 
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
продам 3 к квартиру 68 кв.м.
Цена 5,7 млн. руб. руб.
2 комн. кв. 62 кв.м.
Цена 7100 тыс. руб. руб.
Продажа Toyota ist
Цена 549 000 ₽ руб.
Продажа Honda Freed
Цена 640 000 ₽ руб.
Toyota Premio, 2002 год
Цена 345000 руб.
Кино и сцена
ТВ программа
19 сентября в 11:00 Амурская областная детская библиотека приглашает детей и взрослых на мастер-класс "Яркие краски" (6+).
В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество — вот имя этой волшебной птицы.
В правополушарном рисовании все просто, а результат всегда восхищает.
Главную роль играет фон и волшебство его создания. Кстати, здесь часто используется "пятая кисточка"- это ваши руки.
Рисовать можно быстро и красиво! Не верите? В таком случае стоит попробовать!
Если хотите, чтобы Ваш ребенок научился рисовать или хотите научиться сами - это то, что нужно!
Продолжительность 1 час.
Цена: 500 руб.
Справки и запись по телефону: +7 914 563-36-69 (WhatsApp).
При посещении библиотеки необходимо соблюдать все требования Роспотребнадзора: температурный контроль на входе, обработка рук, наличие маски.