-->

Амурчане нашли на горе забытый барельеф

Экспедиция поднялась на Город-Макит, чтобы разведать новый маршрут
20 августа 2020, 13:33
1324
«Когда ползешь по гребню на высоте выше 2000 метров, крепко обнимаешь огромную глыбу, левая рука и нога свисает над Хабаровским краем, а правые — над Амурской областью, и эта глыба начинает шататься, испытываешь необычайные чувства», — описывает свои ощущения от восхождения на малоизученную гору Город-Макит директор Норского заповедника Тимофей Мудрак. Он стал участником экспедиции, которая разведала новый туристический маршрут на севере Амурской области, а также сделала историческую находку — считавшийся утерянным барельеф писателю Федосееву, установленный почти 50 лет назад. О том, как самая высокая гора региона испытывала амурчан на прочность, и где был найден «привет» из далекого 1974 года, «Порт Амуру» рассказали участники опасной экспедиции.



Маршрут мечты

У генерального директора турбюро «Неизвестная земля» Андрея Давыдюка мечта побывать на Город-Макит появилась три года назад, когда начал изучать регион с точки зрения путешествий. Он узнал, что эта гора — самая высокая в Амурской области. По официальным данным, она возвышается на 2298 метров над уровнем моря.

— В прошлом году разведать этот маршрут не получилось, но я четко поставил цель, что в 2020 году этому походу быть. Собирать экспедицию начал за полтора месяца до поездки. Маршрут был не коммерческим, а разведывательным, — рассказывает инициатор похода.



В состав группы вошел сам Андрей, опытный альпинист Антон Захаров, фотограф и видеограф Илья Тян, турист и представитель федерации мультиспорта «Амурбайк» Андрей Харитонов, директор ГПЗ «Норский» Тимофей Мудрак, руководитель филиала Хабаровской группы поиска и спасения Алексей Севастьянов, а также бизнесмен и любитель походов Валерий Куликов.

— Мне Андрей предложил поучаствовать в походе еще в прошлом году. Но, если честно, в то, что такую сложную экспедицию удастся подготовить и воплотить, верилось с трудом. А перед самым выездом вообще все едва не отменилось, — говорит другой участник похода, опытный турист и любитель пеших маршрутов по Амурской области Андрей Харитонов.



Группа собрала снаряжение, и готовилась выехать в Февральск, чтобы оттуда на вездеходе добраться до начальной точки маршрута. Но в последний момент все едва не сорвалось — поднялась река Селемджа, перекрыв наземные подходы и заставив мужчин искать альтернативные варианты пути. Предполагались даже лодки, но мероприятие оказалось достаточно опасным. Помощь оказал местный предприниматель — Руководитель золотодобывающей компании Пилос Манукян, бесплатно дал вертолет.

— Можно сказать, что он — генеральный спонсор нашей экспедиции. Если бы не Пилос Пилосович, то все пришлось бы, в лучшем случае, перенести на неопределенный срок, — отмечает Андрей Давыдюк.



В итоге 7 августа с Экимчана группу по воздуху забросили на плато, расположенное на высоте 1900 метров. С него экспедиция спустилась к ледниковому озеру на отметке в 1700 метров, где был разбит базовый лагерь. Исследователи начали готовиться к восхождению, намеченному на следующий день.

В горах

8 августа (так совпало, что это был День международного альпинизма) путешественники совершили восхождение на гору Город-Макит. Поднимались по северному отрогу, вполне вероятно, что первые — нет ни одного документа, подтверждающего такие попытки. Ранее, по словам Андрея Давыдюка, тургруппы поднимались другим маршрутом — с юго-запада.



Город-Макит покорился путешественникам. Правда, GPS-навигаторы показали, что поднялись они на высоту 2300 метров, а не на 2298, как указано во всех источниках.

— Когда брали Макит, два раза испытал чувство страха. Когда ползешь по гребню на высоте выше 2000 метров, крепко обнимаешь огромную глыбу, левая рука и нога свисает над Хабаровским краем, а правые — над Амурской областью, и эта глыба начинает шататься, тогда испытываешь необычайные чувства. При этом, ты впервые в горах и на таких высотах тем более. Сразу вспоминаешь всю теорию, которую тебе выдали старшие и более опытные товарищи у подножия горы. Ребята подсказывали, как себя вести. От постановки ног, захватов руками, опор, до дыхания, — делится эмоциями от подъема участник похода, директор Норского заповедника Тимофей Мудрак.



Оставив металлическую тарелочку с датой восхождения и списком участников на пике, с одной стороны которого просматриваются просторы Хабаровского края, а с другого — Амурской области, группа сделала памятные фотографии и спустилась в базовый лагерь на отдых. На следующий день их ждал новый маршрут.

Привет из 1974 года

— 9 августа мы двинулись в другую точку — к правому истоку реки Кумусун, откуда начали исследовать пещеру. Поднялись к перевалу и обнаружили, что от подножья к ней подняться очень опасно. Решили подняться на гребень отрога и оттуда спуститься со снаряжением к пещере. И в процессе подъема обнаружили приваленный камнями барельеф исследователю и писателю Григорию Федосееву, который, по всем данным, в 1974 году хабаровская группа установила на горе Город-Макит, а не здесь. После никто эту памятную доску не видел и не находил. Проводились даже поиски, которые не увенчались успехом, а тут — такая неожиданность, — вспоминает волнительный день Андрей Давыдюк.



По факту, барельеф находился не на Город-Макит, а на другой значительно более низкой высоте. И, несмотря на то, что с момента его установки прошло 46 лет, а сам он находился в достаточно агрессивной среде, под палящим солнцем, северными ветрами, перепадами температуры, дождями и снегами, его сохранность поражает.



Сам Андрей называет произошедшее шокирующим и сенсационным. В планах у него связаться с хабаровчанами, чтобы обсудить возможность переноса находки на саму гору Город-Макит, где ей самое место.

Гребень, на котором была обнаружена памятная доска, тонкий, с обрывами с двух сторон, неустойчивыми камнями под ногами. Находиться на нем опасно, а поместиться может только один человек. Поэтому барельеф оставили на том же месте, зафиксировав координаты по GPS, и продолжили путь к пещере, которую собирались исследовать изначально.

Домой

На следующий день, 10 августа, группа, отдохнув, двинулась в цивилизацию. Три дня пешим ходом по кедровому стланику и цветущим полянам, похожим на альпийские луга, укрытым от человеческих глаз.



— Погода, конечно, нас не радовала: шли дожди, группа была промокшая и уставшая, находили места на ночлег в самый последний момент, — делится Андрей Давыдюк.

В итоге путешественники добрались до ручья, где их ждал заранее привезенный катамаран. А после — еще три дня пути по воде до Экимчана, откуда уже уставшие, но довольные собой участники похода отправились в Благовещенск.

— Осознание того, что мы сделали, приходит только сейчас. Мы разведали маршрут, нашли барельеф. Надеюсь, в следующем году мы сделаем это место доступнее для всех амурчан, создав на плато палаточный лагерь. Пусть и другие увидят эти удивительные места, — подытоживает собеседник «Порт Амура».



Справочно:

Григорий Анисимович Федосеев (1899-1968) — советский писатель, инженер-геодезист, создал несколько книг о природе Севера и Дальнего Востока: «Таежные встречи», «Злой дух Ямбуя», «Смерть меня подождет». Его проводником и героем нескольких произведений стал реальный человек — эвенк Улукиткан, похороненный в Бомнаке Амурской области. памятник на его могиле своими руками соорудил Григорий Федосеев.


Фото: Илья Тян, Андрей Давыдюк, Тимофей Мудрак

Видео: Тимофей Мудрак
Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Показать все новости

Ваш комментарий(нужна регистрация)

Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Кино и сцена
ТВ программа
В конце 1967 года после гибели родителей мальчик переезжает жить к бабушке. Та вскоре замечает, что в их городке отираются ведьмы, которые не прочь превратить её внука в какое-нибудь животное, поэтому решает спрятаться в шикарном отеле на побережье, где работает её кузен. Бабуля думала, что там они встретят только скучающих богатых постояльцев, но именно в этом отеле решает устроить тайный шабаш Величайшая Самая Главная Ведьма.

Возрастное ограничение: 16+
Когда-то драконы властвовали на Земле, но в наши дни их можно встретить только в кино. Однако молодой дракон, пробираясь сквозь небоскребы мегаполисов и уклоняясь от взоров вечно спешащих людей, мечтает добраться до мест, где по легендам могучие рептилии живут в спокойствии и безопасности. Он просит о помощи одного незадачливого паренька, который, как и все мы, даже не подозревал, что драконы реальные и очень даже милые существа. Вместе они отправятся в путешествие по самым таинственным уголкам Земли, а юноше придется постараться, ведь спасти драконий род может только истинный повелитель драконов!

Возрастное ограничение: 6+
Впервые за 10 лет в г.Благовещенске открыта персональная выставка семьи Гуцан «Песни гончарного круга». Это важное событие в культурной жизни региона, т.к. ее авторы - талантливые и самобытные мастера, керамика которых признана объектом нематериального культурного наследия Амурской области.

Экспозиция Амурского областного Дома народного демонстрирует уровень мастерства, которого за последние годы достигли Сергей Петрович и Любовь Николаевна Гуцан, их дочь - Юлия Соколова, из села Солнечное Ивановского района.

Выставка объединяет более 200 художественных и утилитарных работ: изделия ландшафтной, интерьерной керамики, кувшины всевозможных размеров и форм, горшки, чаши, миски, декоративные тарелки и вазы, светильники и подсвечники, различные сувениры. Авторские изделия декорированы росписью, орнаментом, лепниной, цветной глазурью, а также жидкими глинами – ангобами, обработаны в технике лощения – полировки без использования глазури. Отдельные работы выполнены в технике кракле, которая придает им столь притягательный дух «старины», и в технике сграффито (с итальянского «выцарапанный»), позволяющей достигать яркого декоративного эффекта.

Интерьер выставочного пространства АОДНТ с преобладанием натуральных материалов – дерева, текстиля, изделий из обработанной глины, а также краски осеннего декора - ещё более усиливают впечатление от экспозиции, создавая прекрасное настроение и подчёркивая связь искусства амурских мастеров с традициями славянской культуры.

Уникальная персональная выставка семьи Гуцан «Песни гончарного круга» представлена онлайн на YouTube-канале АОДНТ (https://www.youtube.com/watch?v=0l_ujoOF7D4&t=1s) и в традиционном формате - открыта ежедневно, с 14 сентября до 1 ноября включительно, с 9 до 18 часов. Вход свободный (0+). Одновременно экспозицию могут посещать до 10 человек - необходимо соблюдать масочный режим и социальную дистанцию.

Понравившиеся работы можно будет приобрести (сделать заказ на изготовление).

Тел. 8-963-801-10-15, Сергей Петрович Гуцан.

Аккаунт Юлии Соколовой в Instagram https://www.instagram.com/uliyasokolova/?igshid=15p8o.

Фотографии работ (автор – Оксана Шишенко) размещены на официальном сайте организатора (http://www.aodnt.ru/Events/gallery/pesni-goncharnogo-kruga-2020-personalnaya-vystavka-semi-gutsan/), в аккаунте АОДНТ ВКонтакте (https://vk.com/album201540792_274864572).


Возрастное ограничение: 0+