Амурские эксперты обсудили возможность второй волны финансового кризиса

Амурские эксперты обсудили возможность второй волны финансового кризиса

Зацепит ли наш регион?
08 февраля 2012, 13:22
1589 1
Здравствуйте, это ток-шоу «Вам слово», и его ведущие Алена Рябова и Александр Воронин. Сегодня мы обсуждаем опасности второй волны мирового финансового кризиса для России.

— Некоторые эксперты в последнее время часто говорят о надвигающейся второй волне кризиса. Экономическая погода в США и Европе портится. Международные рейтинговые агентства понижают кредитные рейтинги (это по сути репутация добропорядочных заемщиков) у 9 стран еврозоны из 16. Причем, не только у Греции, Португалии, Кипра и Испании, у которых проблемы давно, но и у таких стабильных экономик, как Франция и Австрия. Безработица в некоторых из них зашкаливает за 50%. В крупных городах идут забастовки и столкновения с полицией. Страны одна за другой рискуют быть исключенными из Евросоюза. Масло в огонь подливает еще и ситуация на Ближнем Востоке и на севере Африки. Экономисты подсказывают и другие причины, по которым можно судить, что волна надвигается. И сегодня мы попытаемся понять, угрожает ли вторая волна кризиса России. Наш первый гость — Геннадий Александрович Трошин, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов АМГУ, и он считает, что вторая волна кризиса нас уже накрыла. Встречаем гостя. Здравствуйте, Геннадий Александрович. Вы считаете, что вторая волна кризиса уже наступает. По каким признакам вы это определяете?

— Ну, во-первых по темпам роста ведущих экономик мира. Тот же самый Китай в 11 пятилетке в годы кризиса обеспечил 1,2% прироста ВВП. Все ведущие эксперты на текущий год планируют не более 8,5% для Китая. Китай — ведущий импортер угля, электроэнергии, нефти. Спад производства в Китае неминуемо приведет к снижению цены нефти до 80-85 долларов за баррель, к снижению потребления угля, энергии и других основных ресурсов. А это значит, что сырьевые страны, в том числе Россия, получат ощутимый удар.

— Вы считаете, что если рухнет Китай, то рухнет и вся мировая экономика в очередной раз?
— Сбербанк России анализировал эту ситуацию, и его эксперты выступали, и другие финансовые корпорации тоже четко прогнозируют снижение цен на металлы где-то на 20%, на нефть — в районе 80 долларов. Представьте наш бюджет на 2012-2014 годы исходя из цены нефти в 115 долларов.

— Итак, давайте встретим нашего следующего гостя, который расскажет, действительно ли он согласен со словами Геннадия Александровича сухим языком цифр. Встречаем Владимира Дьяченко. Владимир Николаевич, Геннадий Александрович говорит, что если экономика Китая сейчас повалится, то нефть подешевеет, и повалятся все остальные страны, в том числе и Россия. Ваше мнение об этом?
— Правительство Российской Федерации за последние годы вело чрезвычайно мудрую политику и накопило достаточное количество ресурсов для того, чтобы нивелировать эту ситуацию. Поэтому даже кризис 2008 года в Амурской области практически не отразился. Положение в российском бюджете было, конечно, тяжелым, но включение тех ресурсов, которые были накоплены, позволило компенсировать все эти проблемы. Мы не столкнулись с проблемами выплаты заработной платы, пенсии. Очень многие люди недооценивают того, что это действия именно правительства, именно грамотной политики. Поэтому я думаю, что для амурчан эти проблемы будут внешними, мы будем их наблюдать по телевидению. Нет практически ни одного показателя, где бы мы имели ситуацию с минусом, то есть валовый региональный продукт у нас в области вырос — 105% от предыдущего года. Это очень мощные темпы развития. Для развитых стран 1,5-2% это хорошо. С этой базой прыгать в море, я думаю, не страшно.
Г.Трошин: Государственная поддержка экономики резко сократилась. Основное направление идет на оборону, на пенсии. А вот образование, здравоохранение, ЖКХ в бюджете резко сокращаются.

— Извините, я вас перебью, но, по-моему, Владимир Николаевич хочет вам что-то ответить.
В.Дьяченко: Я с удовольствием отвечу. Когда мы говорим, что возросли бюджетные вливания в оборонный комплекс, мы должны понимать, что город Комсомольск-на-Амуре — это оборонный комплекс, нет денег на оборонное предприятие — нет Комсомольска, нет Новосибирска, нет Омска, нет Томска. У нас экономика всего того, что за Уралом процентов на 80 — это экономика оборонно-промышленных предприятий. Просто если туда не вливать бюджетные деньги, а главный заказчик для оборонной промышленности — это государство, то экономика этих районов и городов просто гибнет.

— Понятно, язык цифр нам говорит, что кризис мы прошли более или менее спокойно. Но что нам говорят люди и те, кто с ними работает? Давайте пригласим заместителя директора филиала «Россельхозбанка» Светлану Платыгину. Светлана Викторовна, такой вопрос: статистика говорит, что кризис мы пережили спокойно, без каких-либо перепадов и колебаний. Что говорят нам банки? Как люди в 2008 году брали кредиты и продолжали ли их брать?
— Я специально посмотрела статистику. За 2008 год кредитный портфель нашего банка вырос на 12%. Самое интересное, что именно в 2008 году невозвратов кредитов практически не было.

— То есть кризис на нас даже в банковской сфере никак не повлиял?
— Почему же не повлиял, он повлиял. Только выразилось это в другом. Например, если взять 2011 год, то кредитный портфель Россельхозбанка вырос на 34%, а в 2008, как я уже сказала, на 12%, потому что люди были осторожны. Они понимали, что сейчас не очень хорошая экономическая ситуация, и те проекты, которые они пытались возродить или приступить к ним, просто сворачивались. Кредитовались они только для поддержания текущей деятельности. Грандиозные проекты либо просто завершались, либо не начинались.

— Те, кто говорит, что эта вторая волна все-таки наступит, напоминают о том, что причины кризиса 2008 года никуда не делись. В основном, это «мыльные пузыри» на фондовых и сырьевых рынках. Узнаем, так ли это. В нашей студии руководитель представительства ЗАО «Финам» в Благовещенске, специалист по фондовым рынкам Денис Пинигин. Встречаем. Денис Сергеевич, к вам, наверное, ключевой вопрос: как ведут себя фондовые рынки, которые наиболее чутко реагируют на эти процессы?
— Если брать, к примеру, 2008 год, то российский рынок в целом упал на 80-90%. За период 2009-2010 года он практически полностью восстановился. Сейчас он находится в хорошем ожидании роста. Рубль более стабилен, чем тот же евро и доллар. Тем более ситуация в Европе однозначно говорит, что евро не самый лучший инструмент вложения, как рубль. Нефть растет, доллар падает, а это основной показатель того, что российский фондовый рынок будет продолжать расти.

— Мы видим, что Европа рвет на себе волосы, что у них кризис, но наши люди могут спокойно позволить себе поехать за границу. Действительно ли это так, или это миф, мы сейчас узнаем, пригласив к нам в студию директора авиационно-туристической компании Валентину Гурову. Валентина Яковлевна, действительно ли мы стали меньше ездить или продолжаем также интенсивно посещать зарубежье?
— В общем-то, 2008 год на жителях Амурской области не сказался. В 2008 году граждане наши летали как за рубеж, так и по России, и в санатории летали, и оздоровительные туры были, поэтому я не могу сказать, что кризис сильно коснулся амурчан и нашей компании в том числе.

— То есть количество вылетов и поездок осталось тем же. Но может, мы стали ездить на более дешевые курорты, брать более дешевые путевки?
 — Если брать 2011 год и 2008год, то, конечно, в 2011 году чувствуется подъем. В 2008 году людей, желающих слетать за рубеж, было чуть меньше.

— У нашего следующего гостя, который много лет работает с поведением большой массы людей, есть свой взгляд на слухи и шумиху вокруг возможного кризиса. Итак, мы представляем достаточно знаменитого в Амурской области человека, социолога, ведущего специалиста партнерской организации общероссийского фонда «Общественное мнение» по Амурской области Юрия Магницкого. Юрий Георгиевич, у нас мнения разделились: одни специалисты считают, что вторая волна нам грозит, поскольку экономике Китая угрожает опасность, а вслед за ней и всем нам. Другие эксперты говорят нам о том, что у государства хватит вложений на то, чтобы экономику спасти. Кроме того, у нас свидетельство того, что обычные люди кризиса не чувствуют. Вам слово на этот счет.
— А я не верю, что экономике США (которые печатают доллары, фактически регулируют экономику всего мира, несмотря на огромный дефицит платежного баланса) и китайской экономике (имеющей огромные ресурсы внутреннего спроса, а не только внешнего), угрожает опасность. Тем более, они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Не секрет, что Китай скупил огромное количество ценных бумаг, гособлигаций США, а американцы покупают те товары, которые производит Китай. Невозможно представить, чтобы такая ось опрокинулась или позволила себя опрокинуть. Так как Россия в этом глобальном мире тесно связана с этой осью, то я вообще не верю, что кризис в том смысле, в каком мы его понимаем, произойдет и станет каким-то негативным фактором, влияющим на регионы России. Да и вообще многие современные специалисты к этой терминологии относятся как к своеобразному экономическому птичьему гриппу, который нам много раз объявляли, но он оказался малосущественным. Хотя я признаю, что в экономике России есть много проблем. Прежде всего, это зависимость от сырьевой экономики, от углеводородов, необходимость развития модернизационных, инновационных проектов, об этом говорят уже много, это стало банальностью. На это нужно обратить внимание, и, судя по заявлениям нашего премьер-министра, это обязательно будет сделано, и на это нацеливается деятельность российского правительства.

— Я прошу еще раз обратить внимание на то, что сегодня мы достаточно легко говорим о финансовом кризисе, тогда как всю Восточную и Западную Европу лихорадит. Сегодня мы говорим об этом, как о приходящем птичьем гриппе, который все обещают, но он никогда для нас не наступает. Наверное, это о чем-то говорит. Продолжим?
— Да, я думаю, продолжим и пригласим на сцену человека, который, наверное, ничего и не слышал о кризисе, о котором мы сегодня разговариваем. Это пенсионер, владелец своих 6 соток Павел Сухобоков. Павел Андреевич, действительно ли на вас никак не повлиял кризис?
— Почему же? Кризис на меня, конечно, повлиял, но как он повлиял… Он начал влиять на меня тогда, когда мой третий мальчик пошел в школу. Тогда уже был своеобразный кризис, потому что на зарплату преподавателя, сами понимаете, жить трудно. Тем более, это 1988-90 годы, когда соцпомощь была только в зачатке. Но мне повезло, что в это время начали интенсивно раздавать землю под сады, и я взял 15 соток. Тогда у меня время было, и после работы я с детьми ездил в сады. Потом завел небольшое хозяйство: куры, кролики, то, что не особо обременяет. В общем, в 2008 году, когда все заговорили о кризисе, я вспомнил это дело, опять восстановил сады и более или менее спокойно его пережил. Плюс еще подработка, конечно.

— Ну вот, а мы говорим, куда деньги вкладывать: доллары, юани — кролики! Скажите, пожалуйста, вас каким-то образом волнует колебание экономики в Китае?
— Сейчас от этой экономики я не завишу. В те годы, конечно, я очень зависел. Сейчас наоборот я стараюсь китайских товаров брать как можно меньше.

— И у нас вопрос из зала.
— Добрый день, Битко Андрей Михайлович, председатель совета молодых ученых ДальГАУ. У меня вопрос следующий: мы сейчас говорим: кризис будет-не будет. Я считаю, что кризиса не будет, если мы начнем активное развитие производства, потому что это основа богатства всей страны. Но если говорить об Амурской области, какое суперсовременное производство кроме золотодобывающей компании у нас появилось? И появится ли? И что нужно делать для развития производства?
В.Дьяченко: Есть только один, на мой взгляд, привлекательный проект — это создание экономической зоны Благовещенск-Хэйхэ. Я думаю, что теоретически из Благовещенска может поучиться новый Гонконг, потому что есть возможность соединить технологические движения Запада с рабочей силой Китая без того, чтобы нанести какой-либо ущерб приграничному положению Амурской области. Китайцы могут жить в Хэйхэ, работать в Благовещенске. Один город двух государств — это, по-моему, великолепная идея.

Вопрос из зала: Я планирую в этом году купить машину, стоит ли мне брать кредит? Что будет с обычным человеком, с ипотекой, с кредитом? Что в этом случае нас ждет?
Г.Трошин: Я отвечу Вам, если у вас есть возможность, покупайте машину как можно скорее по одной простой причине: цены неминуемо выросли, инфляция уже заложена в проект нашего бюджета. Выход вот на предыдущий вопрос. Уже ответили на него старшее поколение, предприниматели, выход в работе. Пример Япония показывает: надо работать-работать и меньше отдыхать.

— Хотелось бы закончить такими словами, что первая волна кризиса, которая прошла в 2008 году, была для нас безболезненной, благодаря тому, что правительство смогло с 2000 года накопить хорошую «подушку безопасности». И хочется надеяться, что следующая волна, которая уже идет, либо еще поднимается, для нас будет такой же безболезненной. Это была программа «Вам слово». До свидания!
Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа