-->

Чердак областного краеведческого музея превратят в новую культурную площадку

По легенде на нем живет призрак жены одного из управляющих дореволюционным магазином
19 апреля 2015, 11:52
2631
Регина Поливан

Областной краеведческий музей имени Г.С. Новикова-Даурского откроет для посетителей чердак исторического здания. Уже в мае здесь проведут уборку, а затем возьмутся и за более серьезные процедуры, в том числе установят специальное освещение. Масштабность проекта будет зависеть от того, удастся ли музею победить в конкурсе грантов Российского фонда культуры, итоги которого подведут ближе к лету, пишет газета «Благовещенск». 

Свидетель эпохи

Сегодня чердак краеведческого музея — единственная часть здания, оставшаяся практически нетронутой со времен его постройки. Попасть туда не слишком просто: под крышу ведет крутая железная лестница, восхождение по которой уже можно приравнять к своеобразному путешествию. Вековые ступени упираются в мощную металлическую дверь с массивными петлями — это и есть вход на чердак. Само помещение неожиданно просторно, о чем сложно догадаться, глядя на здание со стороны. Металлическую кровлю поддерживают стальные конструкции, через слуховые окна и башенки сверху попадает и рассеивается по всему чердаку солнечный свет. В самом высоком месте крыша выглядит и вовсе необычно, напоминая перевернутое днище корабля со стальными реями. Одним словом, построенный по новейшим технологиям рубежа XIX и XX веков, чердак и сегодня имеет довольно современный вид. Чтобы понять, откуда в сооружении из прошлого взялся эффект актуальности, не лишним будет вспомнить его историю.


Как известно, здание с башенными часами появилось в Благовещенске благодаря двум немцам — Густаву Кунсту и Густаву Альберсу. Предприниматели из Гамбурга еще в 1864 году начали вести торговлю на Дальнем Востоке, первое время ограничиваясь Приморьем, но постепенно продвигаясь вглубь региона. В 1894 году началось строительство их универсального магазина в Благовещенске. Как и многие современные торговые центры, он строился в несколько этапов (то, что сегодня называется очередями). Самой старой частью считается та, которую украшает башенка с часами. Последнюю, третью пристройку сделали в 1911 году, а в 1914 году там случился большой пожар, даже попавший в фотохронику того времени. Но нет худа без добра: именно при восстановлении выгоревшей части чердака строители применили те самые передовые технологии, которые придают помещению современный вид. Вместо бревен здесь использовались легкие металлические конструкции, а кровлю застилали небольшими ромбовидными картами. Благодаря этому чердак третьей пристройки практически не нуждается в реконструкции, в то время как в других частях старые деревянные стропила пришлось заменить на новые.



— Судя по всему, дерево для строительства везли из Забайкалья, а все металлические покрытия доставляли из-за границы — скорее всего, из Гамбурга, — поясняет архитектор ОАО «Амургражданпроект» Людмила Чаюн. — Кирпич к тому времени в Приамурье уже умели делать, однако русских каменщиков здесь еще не было, поэтому для возведения торгового дома «Кунст и Альберс» из Владивостока привезли китайских строителей. В Благовещенске вообще многие здания возводили китайцы, поскольку для наших строителей кирпич тогда еще был в новинку.

На стыке веков

Здание универсального магазина в Благовещенске спроектировал военный инженер Эдуард Шеффер. Это был известный в городе архитектор, построивший также мужскую и женскую гимназии, почтово-телеграфную контору, полицейское управление и несколько зданий военного ведомства. Для торгового дома Шеффер выбрал псевдорусский стиль, основанный на элементах деревянного и каменного зодчества.



— Псевдорусский стиль в то время был очень популярен, поэтому здание имеет много украшений в виде резьбы, а окна обрамлены каменными кокошниками. Килевидная кровля, похожая на перевернутое днище корабля, — тоже примета этого стиля, — уточняет Людмила Чаюн. — Однако интересно, что здание строилось на стыке старого и нового типов архитектуры, когда, помимо дерева и камня, уже стали применять металл.



В оформлении фасада влияние новых технологий проявилось в меньшей степени, зато при строительстве чердака их использовали гораздо смелее. Вероятно, это связано с тем, что помещение под крышей не предназначалось для публики, а всего лишь должно было уберегать здание от осадков. Огромное пустое пространство не использовалось и как склад, поскольку доставлять товары наверх пришлось бы по уже упомянутой крутой лестнице. К тому же в этом не было особой необходимости: во дворе универсама находились каменная кладовая, кирпичный и цинковый пакгаузы, а также другие служебные постройки. В то же время чердак не лишен архитектурных украшений в классическом стиле. К примеру, башенки отделаны каменной резьбой даже «с изнанки», а в том месте, где к зданию была пристроена третья часть, можно увидеть декорированную кирпичную кладку.

700 квадратов прошлого

В 1920 году немецкий торговый дом был национализирован. В разные годы в здании размещались административные учреждения, именуемые то губкомом, то облисполкомом, а одно время даже находилась редакция газеты «Амурская правда». Только в 1984 году бывший универсальный магазин передали в распоряжение областного краеведческого музея.

— К тому времени здание уже было много раз перестроено, так как каждая организация пыталась приспособить его под свои нужды. Чердаком же никто особо не интересовался, поэтому он сохранился в том же виде, что и до революции, — отмечает замдиректора Амурского областного краеведческого музея Елена Иванова. — Лишь кое-где была заменена кровля, но есть места, которые действительно выглядят так же, как и сто лет назад. Если быть точными, это около 700 квадратных метров. Создать новую выставочную площадку мы планируем именно в этом помещении.

Одна из частей экспозиции будет связана с историей самого торгового дома «Кунст и Альберс». К слову, в 2007 году в музее уже делали передвижную выставку на эту тему. Тогда специалистам удалось найти в фондах немало предметов, связанных с универсамом: оконную решетку с монограммой «К и А», плечики для одежды, прейскурант фирмы. Также в музее хранятся вещи, некогда купленные в знаменитом магазине, — зонтик, запонки, полочки для цветов, подсвечники, мясорубка и многое другое. Возможно, все это тоже выставят на чердаке, дополнив исторические предметы современными арт-объектами. Кроме того, есть идея устроить под крышей небольшой кинозал, в котором можно будет крутить кино, в том числе и документальное.

Привидения и китайское убежище

Ко всему прочему, чердак краеведческого музея, как и любое помещение такого рода, выглядит таинственно. Здесь и классический полумрак по углам, и резкий шорох голубиных крыльев где-то над головой, и свист ветра в старых печных трубах. «Наш чердак идеально подходит для празднования Хэллоуина», — с улыбкой отмечает директор музея Елена Пастухова. Кстати, в кулуарах учреждения ходит немало разговоров о чердачной мистике.

— Особой популярностью пользуется легенда о привидениях. Говорят, тут часто бродит какой-то призрак — будто бы дух жены одного из управляющих. Также на чердаке было много необычных находок: к примеру, однажды нашли человеческий череп. После экспертизы выяснилось, что он принадлежал знатному дауру, а на чердак попал, видимо, во время переезда музея. В другой раз здесь нашли паспорт периода гражданской войны, — рассказывает замдиректора Елена Иванова.

Известна еще одна интересная история, связанная с чердаком бывшего универсама. По свидетельствам современников, коллектив служащих торгового дома «Кунст и Альберс» был интернациональным. В числе прочих иностранцев в магазине работали китайцы. Когда в 1900 году на противоположном берегу вспыхнуло «боксерское восстание», закончившееся обстрелом Благовещенска, со стороны местных властей было предпринято массовое выселение китайцев из города. Кампания сопровождалась погромами и насильственной переправкой людей на противоположный берег Амура, в результате чего многие из них утонули. Сотрудники торгового дома, не желая такой участи для своих китайских коллег, некоторое время прятали их в подвалах и под крышей магазина.

Кроме исторической ценности, музейщики видят в чердаке и чисто эстетический потенциал. К примеру, в одной из трех кирпичных башенок планируется соорудить винтовую лестницу. «Под самым куполом в каждой башне есть четыре окошка, откуда открывается очень красивый вид на город. Можно оборудовать там смотровую площадку, чтобы люди с высоты птичьего полета смогли полюбоваться исторической частью Благовещенска», — раскрывает карты Елена Иванова. Также работники музея подумывают о том, чтобы устраивать на чердаке фотосессии и тематические квесты. В планах — сделать чердак площадкой для творческой молодежи: дизайнеров, художников, музыкантов. Пожалуй, атмосфера чердака к этому вполне располагает — здесь чувствуется не только история, но и современность.

Справка

В 1912 году на Дальнем Востоке существовало 26 отделений фирмы «Кунст и Альберс». В Приамурье филиалы были открыты не только в Благовещенске, но и в Алексеевске (дореволюционное название Свободного), Александровке (нынешний Белогорск), Тамбовке, Ивановке и Введеновке. Ассортимент товаров впечатляет даже спустя сто лет: часы, ювелирные украшения, стройматериалы, сельскохозяйственная техника, оружие, мебель, посуда, музыкальные инструменты, лекарства, одежда (в том числе модные парижские туалеты), деликатесы и многое другое.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Показать все новости

Ваш комментарий(нужна регистрация)

Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Кино и сцена
ТВ программа
Удивительно, но прежде чем Алиса отправилась в Страну чудес, а Питер стал Пэном, они были братом и сестрой. Их легендарные приключения начались благодаря силе воображения, унаследованного от любящей матери и фантазера-отца. С какими бы испытаниями ни сталкивалась их семья, они никогда не забывали мечтать. Безумный Шляпник и Красная Королева, фея Динь-Динь и капитан Крюк – волшебство поджидает за каждым углом, нужно только уметь его видеть.

Возрастное ограничение: 6+