Зрелища без хлеба

Несмотря на удорожание услуг печати и доставки, сокращение штатов, снижение объемов рекламы, руководители амурских СМИ полны оптимизма
26 января 2015, 09:44
3409 1
Амурская область, 26 января, ИА «Порт Амур». Каждый день мы слышим с экранов телевизоров фразы о том, что 2015-й для России будет непростым. С ужасом читаем в газетах: в стране начнутся массовые сокращения, а всем нам придется затянуть пояса потуже. Кризис сейчас, пожалуй, самое обсуждаемое и цитируемое журналистами слово. А между тем журналисты, по прогнозам некоторых экспертов, в этом году сами могут остаться без работы. Портал «Политика.ру» приводит такую статистику: медиа сократили штат уже на 10-15 %. И это не предел. Многие региональные СМИ закрываются, а федеральные урезают штат, чтобы сократить расходы.

Амурская область всегда считалась регионом с большим количеством средств массовой информации. Для примера: в одном только Благовещенске не менее пяти телекомпаний, а газет выпускается в три раза больше. Пока все они продолжают работать. Правда, сам рабочий процесс в условиях экономии приходится немного пересматривать.

Полиграфия

С этого года, например, амурским газетам, как и другим региональным изданиям, придется больше платить за услуги полиграфии. С экономической точки зрения это вполне объяснимо: дорожает краска, которую в основном производят за границей.

Директор издательского дома «Дважды два» Николай Семашко пояснил: «Типографии работают на импортных материалах — это краски, пластины. Все они оплачиваются в долларовом эквиваленте или, что еще хуже — в евро. Поэтому понятно, что изменение стоимости комплектующих, расходных материалов при печати отразится и на стоимости полиграфических услуг в целом. Если курс валют за последнее время у нас изменился в среднем процентов на 40, то в таком же размере изменилась и цена расходных материалов».

Директор издательского дома «Дважды два» Николай Семашко.

С нового года услуги печати в ИД «Дважды два» уже подорожали в среднем на 10-18 процентов. До какого предела могут расти эти цифры, пока говорить сложно. Все будет зависеть от экономической ситуации в стране и от курса валют. А еще — от спроса. Николай Семашко шутит: «Никто не может гарантировать, что цены могут и упасть. В один момент у нас останется одна газета, допустим, на всю Амурскую область. Понятно, что и цена услуг тогда тоже опустится в зависимости от потребностей». Но пока на спрос жаловаться не приходится: в ИД «Дважды два» печатается большинство региональных газет.

В другой типографии, точнее в издательско-полиграфическом комплексе «Приамурье», газеты большими тиражами уже давно не печатают. Два года назад здесь закрыли газетный цех, который работал с 80-х годов. Он перестал приносить прибыль. В ИПК также используют импортные расходные материалы: краску заказывают в Корее, пластины в Китае, а бумагу частично покупают в России, а часть опять же везут из Поднебесной. Теперь все это подорожало на треть, отмечает исполнительный директор ИПК «Приамурье» Александр Мосеев. Естественно, от печати такой полиграфии заказчики полностью не откажутся. Скорее всего, клиенты начнут экономить.

 Исполнительный директор ИПК «Приамурье» Александр Мосеев.

«Пока клиентов меньше не стало, потому что народ работает по накатанной схеме, — поясняет Александр Мосеев. — Сейчас, естественно, с увеличением цены народ будет экономить и заказывать услуги попроще. То есть если раньше, например, мы делали этикетку на шести красках, то сейчас люди будут отказываться от одной-двух и за счет этого платить меньше».

Два коммерческих издания — «Амурский Навигатор» и «Авто Благовещенск» — теперь печатаются в Хабаровске. Даже с учетом доставки выходит дешевле, чем «дома». Директор газет Евгений Басенко рассказывает: «Дело в том, что в Хабаровске выше конкурентная среда, там три полноцветных типографии, стоимость самой печати немного ниже. Кроме того, мы нашли компанию, которая осуществляет доставку по наиболее приемлемой цене. Нам удалось таким образом сэкономить средства, чтобы не повышать цены».

Доставка

Подорожание услуг печати — только одна из проблем издателей. Ведь в создании газеты есть еще один затратный пункт — это ее доставка. И особенно затратным он стал после того, как «Почта России» лишилась господдержки.

В газете «Амурская правда» эту проблему знают не понаслышке.

«У нас, у печатников, собственный кризис, и начался он гораздо раньше общероссийского, — рассказывает заместитель генерального директора «Амурской правды» Анна Репина. — Еще в мае, когда «Почту России» лишили дотаций, нам сразу прислали уведомление, что стоимость доставки заметно вырастет: от 20 до 40 процентов, поэтому и подписная цена на газету выросла, и случилось это задолго до кризиса. Мы уже полгода пытаемся бороться с этим, пишем письма, встречаемся с редакторами других российских печатных СМИ. Но все же цена на нашу газету не изменилась, отпускную цену мы не поднимали. Получился небольшой парадокс — продукты дорожают, а «Амурская правда» в супермаркетах и киосках продается по той же цене».

Заместитель генерального директора «Амурской правды» Анна Репина.

Нестандартный способ борьбы с кризисом придумали в тындинской районной газете «БАМ». Это издание печатают в благовещенской типографии. Раньше две тысячи экземпляров из столицы Приамурья в столицу БАМа каждую неделю доставляли почтой. Когда услуги по доставке выросли, в газете сделали ход конем. И решили: если невозможно изменить сумму доставки, то можно поменять способ.

«Мы ушли от доставки почтой. Во-первых, это очень дорого, во-вторых, не очень удобно: не всегда есть вагон, газета приходит поздно. А сейчас нашу газету из Благовещенска в Тынду доставляет частный перевозчик. Причем таким маршрутом он ездит каждый день. И удобно, и выгодно», — делится опытом корреспондент газеты «БАМ» Максим Ермаков. Стоимость газеты для читателей также расти не будет.

Глянец

Глянцевые журналы кризиса, похоже, не испытывают вовсе. По крайней мере, так говорят издатели. В редакции благовещенского «Дорогого удовольствия» не видят причин для паники. Сейчас журнал печатают в Хабаровске. В разное время его производили в типографиях Новосибирска и Владивостока. Главный редактор Ирина Наумова призналась: пока они печатаются по старым ценам. Но если вдруг стоимость резко вырастет, попросту сменят типографию.

Главный редактор журнала «Дорогое удовольствие» Ирина Наумова.

«Конечно, в условиях этого кризиса, например, некоторые рекламодатели ведут себя опасливо, как и вообще потребители на российском рынке. Но есть определенные планы, проекты, решения, которые позволяют компенсировать ситуацию. Почему мы хорошо живем? Потому что наш журнал — это не просто бумага, это не просто журнал, это не просто издание. Это люди живые, их очень много, это наша аудитория, с которой я напрямую работаю, для которой провожу мероприятия. От нас нелегко отказаться, потому что здесь большой круг людей, которые хотят видеть себя именно в этом круге, принадлежать именно этому кругу. Это дорогого стоит и это по-настоящему клубные отношения», — объяснила Ирина Наумова свою оптимистичную позицию.

Телекомпании

Многим телекомпаниям такого оптимизма недостает, и дело здесь не только в кризисе, а еще и в новом законе, который запрещает рекламу на кабельных каналах. Аналитики сразу отметили: это губительно для многих региональных телекомпаний. Не так давно были инициированы изменения в закон: разрешать рекламу тем каналам, которые выпускают в эфир российский контент. То есть не покупные заграничные сериалы, которые, как правило, в разы дешевле российских, а фильмы отечественного производства. 

Этот закон вызвал немало споров, его активно обсуждают и в Благовещенске. На телеканале «Альфа-плюс», например, пояснили: у них реклама будет выходить в любом случае, для этого уже придумали пути решения. Какие не оглашают, говорят лишь, что им нужно время, буквально пару месяцев. Что же касается общих тенденций кризиса, то «Альфу» они не обошли стороной — в коллективе произошли сокращения.

Генеральный директор телекомпании «Альфа-плюс» Елена Морева.

«Мы оптимизируем свои статьи расходов, это временно, чтобы компания могла преодолеть кризис. У нас небольшое сокращение — это в основном юные корреспонденты, которые работали вне штата, «на гонорарах», опять же из-за условий оптимизации расходов, ну и несколько технических специалистов. Но основной костяк коллектива мы сохраняем», — рассказала Елена Морева, генеральный директор телекомпании «Альфа-плюс».

Руководитель другого кабельного канала — «Свой» — и по совместительству президент медиа-холдинга «Планета-Медиа» Андрей Солдатченков рассказал, что пока увольнять никого из своих сотрудников он не собирается. Да и под распространение нового закона «Свой» не попадает. «Канал как вещал, так вещать и продолжает. Дело в том, что этот закон запрещает выпускать рекламу на кабельных платных телеканалах, а мы получили эфирную лицензию. И поэтому мы не попадаем под этот закон и продолжаем продавать рекламу», — подытожил Андрей Солдатченков.

Президент медиа-холдинга «Планета-Медиа» Андрей Солдатченков.

В любом случае подводить какие-то итоги кризиса пока рано. Некоторые эксперты на страницах интернет-изданий уже советуют журналистам переквалифицироваться в смежные специальности. Другие аналитики уверяют: пока хлеб и зрелища будут в цене, кризис СМИ не страшен.
Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа