Биллинговые системы в телекоммуникационной сфере изначально представляли собой решения для обеспечения автоматизированных взаиморасчетов с абонентами. Если не считать первые системы, которые к современному биллингу отношения практически не имеют, то одним из первых полноценных ПО стала IN@Voice.
Первая версия биллинга
Биллинговая система IN@Voice решала следующие задачи:
- Прием платежей за оказанные услуги.
- Выставление счетов абонентам за полученные услуги.
- Тарификация голосовых вызовов, SMS и интернет-трафика в режиме реального времени.
Если сравнивать с сегодняшними сложными биллинговыми системами, для которых сам процесс проектирования и внедрения биллинга с переносом баз данных – сложный и не самый быстрый процесс, то, конечно, IN@Voice для телекоммуникаций предоставляла достаточно скромную функциональность. И все возможности биллинга тогда были направлены исключительно на удобство телеком-операторов, т.е. на помощь в автоматизации взаиморасчетов за услуги связи. Лишь понимание того, что в жесткой конкуренции побеждает тот оператор, который на первое место ставит удобство для абонентов, позволило кардинально изменить подход к самому биллингу.
Изменения в биллинговых системах
Основные изменения коснулись того, что последующие биллинговые системы «научились» получать, анализировать и прогнозировать данные о клиентах для того, чтобы операторы связи могли предоставлять более интересные решения:
- Тарификация в режиме реального времени. В первых системах применялась офлайн-тарификация, когда списание средств с лицевого счета абонента осуществлялось по факту оказания услуг. Теперь же клиенты хотели знать точный остаток на счете в любой момент времени.
- Раздельный трафик в зависимости от его типа. Интернет – уже не просто израсходованные мегабайты или гигабайты, а раздельный трафик в зависимости от того, какими сервисами или системами пользуется абонент. К примеру, один оператор предлагает безлимитный доступ к YouTube, а другой – к Viber, а для третьего такой трафик и вовсе тарифицировать не требуется. В связи с этим стали появляться не только отдельные тарифы, но и пакеты услуг, когда каждый абонент мог сам выбрать, что ему нужно, и пользоваться именно этими сервисами, службами, системами, а не платить за израсходованный интернет-трафик в целом.
- Подход к списанию средств. Если в стационарной связи или коммунальных платежах всё так же, как и десятилетия назад – оплата за услуги в первые дни месяца, то у мобильных операторов теперь появилась возможность более точно подходит к списанию средств с лицевого счета на постоплате. Средства списываются за месяц пользования, т.е. с момента подключения. А еще абонент может по желанию приостановить на определенный период пользование услугами, и списание тут либо вовсе не будет, либо будет осуществляться по льготному тарифу.
Эволюция методов списания
Средства со счета абонентов могут списываться по различным алгоритмам: например, с момента подключения ежемесячно в определенный день недели, в первые дни месяца, масштабируемо, если абонент подключает какую-то услугу на короткий период. Но не это главное. Для удержания клиентов операторы стали предлагать различные бонусы, которые абонент по своему желанию может использовать для мобильного интернета или разговоров. Бонусные минуты (Мб) и основные по тарифу биллинг должен учитывать отдельно. Периодичность предоставления бонусов может быть привязана и к тому, как часто абонент пользуется теми или иными услугами. Всё это привело к эволюции методов списания денежных средств.
Компания «ТЕНЕТ» предлагает биллинговые системы для телеком-операторов, позволяющие решить любые задачи в сфере – автоматизация расчетов, прогнозирование на основе анализа данных по клиентам, формирование и простое управление тарифами, предупреждение фрода, выставление счетов и многое другое. Подробнее можно узнать на официальном сайте компании.