Налоги, первичная документация, строгие нормативы — всё это необходимо для существования компании. Однако управленческий учёт не требуется по закону, у него нет единой формы и он легко подстраивается под специфику компании.
Несмотря на его необязательный характер, управленческий учёт может значительно повысить эффективность бизнеса, а иногда даже спасти его в кризисных ситуациях.
Аналитики сервиса «Финансист» рассказали, в чём польза управленческого учёта и как его вести.
Для чего компании управленческий учёт
Бухучёт предоставляет статистику для налоговой, банков, поставщиков и инвесторов. Это ценные данные, но они не дают генеральному директору и топ-менедженту информации для управленческих решений.
Управленческий учёт — это анализ финансовых потоков и операционной деятельности компании. Например, он может помочь гендиру определить самые прибыльные продукты или услуги, оптимизировать затраты и повысить общую эффективность работы.
Что должен показывать управленческий учёт?
Так как этот тип учёта отличается своей гибкостью, в каждой компании будет свой набор аналитик и отчётов, которые войдут в его состав. Как правило, в него включают отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств и баланс, а также прогнозы и фактические отчёты за определённое время.
Управленческий учёт особенно полезен, когда он составляется по отдельным типам услуг или товаров. Это позволяет:
- отслеживать рентабельность каждого типа товаров;
- определять точку безубыточности;
- находить слабые и сильные зоны бизнеса;
- прогнозировать доходы и расходы при изменении масштаба деятельности;
- рассчитывать разные показатели эффективности (KPI).
Как вести управленческий учёт?
Аналитики «Финансиста» рекомендуют несколько способов ведения управленческого учёта.
Пригласить на предприятие финансового директора
Преимущества: это профессионал, чья специализация — стратегическое планирование и финансовые потоки.
Недостатки: услуги такого специалиста стоят дорого. Кроме того, достаточно трудно найти хорошего профессионала, который сможет просто и доходчиво объяснять трудные финансовые термины и явления.
Предложить бухгалтеру взять на себя управленческий учёт
Преимущества: это человек, который знает бизнес изнутри и которому можно доверять финансы компании. К тому же доплата действующему сотруднику может обойтись дешевле найма нового.
Недостатки: сотруднику на этой позиции может не хватить нужных компетенций. Кроме того, это объёмная работа, и бухгалтер может или не справиться, или вовсе отказаться.
Вести управленческий учёт самому
Преимущества: собственник может подстроить учёт под себя и сэкономить на найме дополнительного человека или доплатах бухгалтеру.
Недостатки: для грамотного ведения потребуются углублённые знания в финансах. Собственник должен сконцентрироваться на управленческих решениях, а не на прокачки своей финансовой грамотности.