15.08.2012  1186

Амурские древности

Гость — главный научный сотрудник института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Сергей Нестеров

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Добрый день. Это программа «В центре внимания». Сегодня в России отмечается замечательный день — День археолога. И сегодня у меня в гостях Сергей Павлович Нестеров. Перечислять очень долго ваши все достижения не буду. Скажу, что главный научный сотрудник института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.

— Добрый день, вас в первую очередь конечно с праздником. Вы очень часто приезжаете к нам на археологические раскопки. Чем мы вас так маним?

— Я отношусь к исследователям, которые работают в Амурской области уже на протяжении 30 лет. И, появившись здесь впервые 1981 году, я прирос к этому региону, к этой археологии, к древней истории. И до сегодняшнего дня я провожу раскопки и исследования по этнокультурной истории этого региона.

— Как так судьба сложилась, что вы попали в Приамурье?
— В 80-м году я был принят в группу доктора Деревянко. Вместе с ним приехал в 1981 году работать на Гору Шапку. С тех пор я каждый год здесь.

— Куда вы ездили в этом году?
— В этом году я приехал доработать объект на памятнике Осиное озеро в Константиновском районе в память о профессоре БГПУ Борисе Ивановиче Сапунове. Он начал эти работы в 2003 году. Но по ряду обстоятельств раскопки были законсервированы. Через 9 лет удалось сюда вернуться и закончить начатое.

— Метод раскопок применялся какой-то новый?

— Мы применили несколько иной подход к изучению стен жилища, что дало очень хороший результат. А само поселение состоит из 21 объекта, два из которых мы уже раскопали. Один в 2009 году — совместная российско-корейская экспедиция у нас была. В этих жилищах мы получили данные о том, что в 9-м веке появляется гончарное производство на гончарном круге. Это для Амурской области было обнаружено впервые. И это наиболее раннее проявление использования гончарного круга. Лепили как всегда, но обрабатывали на станке, который имел медленное вращение.

— Это можно назвать научным открытием?
— Это не научное открытие, но, может, и так. В общем развитии человечества, навыков владения керамикой — это был один из этапов, которые мы обнаружили.

— В Албазино вы были?
— Я был там по приглашению начальника экспедиции Андрея Черкасова — посмотреть те результаты, которые получили за последние месяцы. Хочу сказать, что в Албазино до этого я ни разу не был. И для меня это была еще и поездка в новые места. Мне понравилось то, что там обнаружено. Это видимо основа — деревянные столбы, на которых стояло сооружение похожее на церковь. Утверждать то, что это была церковь пока нельзя, потому что часть этой основы уходит за пределы раскопа. И учитывая, что время раскопок уже заканчивается, пока будет все консервироваться.

— Вы работали и в Японии, и в Корее. Мы уникальны в чем-то, наша Амурская область?

— Это не такие значительные были раскопки за рубежом. Каждая территория, каждая страна по своему археологическому наследию уникальна. Уникальна находками, памятниками древними, погребениями, жилищами, историей. Что касается Амурской области — она уникальна во многом. Хотя бы в том, что здесь обнаружена ранняя керамика памятника громотухинской культуры, которая датируется радиоуглеродным методом примерно 15,5 тысяч лет назад. Такая керамика открыта в данное время в странах восточной Азии: на Сахалине, в Китае, в Приморье. Это как раз восточный очаг ранней керамики. Уникальна эта территория и тем, что бронзовый век по сути здесь был пропущен не смотря на то, что запасы меди есть. Но они труднодоступны. И в этом вся суть. И поэтому местное население сразу от неолита перешло практически к раннему железному веку. Мне приходилось находки такие делать. Поэтому железо здесь появляется по сути на рубеже 2 и 1 тысячелетия до нашей эры. То есть более трех тысяч лет назад.

— А правда ли, что на территории области есть культуры старше египетских пирамид?

— Вот как раз об этом я и говорил. Громотухинская культура была 10 тысяч лет назад. Последний памятник, который мне приходилось раскапывать этой культуры, это Черниговка на Зее в Свободненском районе. Есть дата — 11,5 тысяч лет назад. Это действительно старше всего.

— Это вошло в какие-то научные работы?

— Да есть ряд статей. Памятник Громотуха, был раскопан в 60-е годы прошлого столетия. Есть книга двух академиков — Алексея Окладникова и Анатолия Деревянко, написанная в 1977 году, которая так и называется «Громотухинская культура». Мне пока, к сожалению, не удалось издать наработанные материалы в полном объеме, но частично они изданы в различных статьях.

— Кто такие археологи? Что за характер должен быть у человека?

— Наверное, сначала это романтика, но она очень быстро проходит. Потому что археология — тяжелый труд. Это постоянные поиски, разведки, раскопки, всякие тягости и лишения. Гнус — самый главный бич амурских прерий. После некоторого времени воспринимаешь это как свою работу. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех коллег с праздником и пожелать удачных находок.

Ведущая: Анастасия Музурантова.


Комментарии

Вернуться назад