12.03.2010  1085

О весне

Гость - Светлана Казачинская, главный синоптик Амурского метеоагентства

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Ведущий: Сергей Становкин.

 

На календаре уже весна, однако за улицах до сих пор полно снега. Зима была холодной и многоснежной — то есть, настоящей зимой. А вот какой будет весна? Об этом мы и поговорим с главным синоптиком Амурского метеоагентства Светланой Казачинской.

 

— Первый вопрос, который сейчас всех беспокоит. Какой весна будет?

— Весна будет. Точка. Такая твердая, уверенная точка.

 

— А какой?

— Ну-у, какой... Как обычно у нас бывает весна — бурной. Она у нас всегда непродолжительная, поэтому весенние процессы у нас всегда носят такой экстремальный характер. Она бывает или очень ранней, как было в 2008 году, бывает немножко затянувшейся — как это было в прошлом. Пока у нас идет сценарий 2009 года — и зима была схожей, и самое начало марта. Я не говорю «весны», я говорю «марта» — для нас это последний месяц зимы. Все похоже на прошлый год, так что ранней весны не будет.

 

— То есть для синоптиков март — еще зима?

— Однозначно! У нас конкретно: зима — это когда среднесуточная температура не превышает 0 градусов. В Благовещенске она по многолетним наблюдениям переходит через 0 в первых числах апреля. Конечно, последние зимы у нас стали немножко мягче, и переход через 0 у нас происходит где-то в последней декаде марта. То есть числа 20-25 марта должна прийти такая более-менее заметная весна.

 

— Если к зиме вернуться — эта зима для нас была типичной или нет? А то мы все сначала долго ждали, пока откроется ледовая переправа, потом мы ждали снега, потом было то тепло, то холодно... Насколько это похоже на то, что происходит каждый год?

— Год от года — очень разный! Мы постоянно путаем понятия «погода» и «климат». Контрастный был, рекордный, год 2008, а потом пришел 2009-й, и все дружно застонали, что холодно! А у нас еще же сравниваются многолетние показатели, а ряд наблюдений в Благовещенске — уже более 100 лет. Есть с чем сравнивать. Поэтому, что касается холодной зимы — да. По нашим ощущениям — две подряд холодных зимы. Но при этом они не холоднее этого многолетнего показателя. За последние 20 лет у нас была реально одна холодная зима — в 2000-2001 году. Тогда от средней температуры сезона мы отклонились на 0,8 градуса.

 

— А если говорить про климат? Часто говорят, что климат в Приамурье изменился с появлением ГЭС. Что и ветра появились, и влажность выше, и то теплее, то холоднее... Можете развеять миф этот?

— Если бы это можно было сделать вот здесь, в этой студии, я бы с удовольствием его развеяла в двух словах. Здесь просто возникает всегда одно противоречие — несовместимость масштабов человеческой жизни и климатических эпох. Мы живем не так долго. Даже 60-70 лет для климата это ничего, это щелчок... ГЭС, безусловно, вносят какую то лепту. Но глобально повлиять на характер зимы, что они стали намного мягче – нет, это не влияние ГЭС. Вот пример, у нас 2003 год был дождливый и все сразу сказали, что это ГЭС, потом были несколько лет сухих и все сказали — да, это тоже ГЭС. То есть бьют одной и той же картой...

 

— То есть память человеческая коротка.

— Коротка и несовершенна!

— ...И старожилы не припомнят...

— Могут и не припомнить, но для этого есть метеорологические ряды. Мы с удовольствием туда  лезем и почти всегда находятся аналоги. Но есть вещи, которым аналоги не находятся. У нас вот есть понятие климатический рекорд — это когда мы достигли такого, что сравнить не с чем. Последние годы нам выдали такую обойму этих рекордов! В 2007 году был самый теплый январь за всю историю наблюдений, в 2008-м и март экстремально теплый, и июнь! И весь 2008 год — абсолютный лидер по среднегодовой температуре, до него мы сейчас не дотянемся. Даже в прошлом году, который мы считаем холодным — тогда был экстремально жаркий май. Самый жаркий за полтора века.

 

— Светлана Анатольевна, если давать какие-то прогнозы, еще раз постараюсь выпытать: Вы или Хабаровск дают какие-то прогнозы относительно весны?

— Ну, мы долгосрочных прогнозов не делаем, а Хабаровск ориентирует на норму. А что такое норма — мы знаем: Реальное тепло будет только в третьей декаде. Так что мартовский прогноз оптимизма не внушает. Характер весны определит апрель, а прогноз на апрель пока не составлен.

 

Ну что ж, спасибо вам, остается ждать апреля вместе с синоптиками. У нас в гостях была главный синоптик Амурского метеоагентства Светлана Казачинская.


Комментарии

Вернуться назад